В условиях интенсивного обновления образования учитель нуждается в системной и целенаправленной научно-методической и организационной поддержке, и эта потребность стремительно возрастает. В связи с чем, актуальной является задача создания в школе условий для непрерывного образования и личностного развития каждого педагога. Методическая служба и должна стать тем центром, где происходит пополнение знаний учителя о новых достижениях в области обучения и воспитания, преобразование и развитие его мышления. Такой подход требует поиска новых форм деятельности по повышению уровня квалификации и профессионального мастерства учителя.
Для оказания систематической действенной помощи учителям в организации обучения и воспитания школьников в условиях модернизации российского образования, внедрении передового педагогического опыта, осмыслении и выработке собственных подходов и путей использования достижений современной педагогики в организационную структуру методической службы «Научно-практический центр школы» была введена «Школьная методическая подготовка педагогов».
Школьная методическая подготовка педагогов (ШМПП) рассматривается как форма повышения квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы с целью повышения качества обучения и воспитания учащихся. В организационном аспекте – это серия занятий (5 часов), объединённых единой темой, которые проводятся в соответствии с Положением о школьной методической подготовке педагогов (Приложение 1) и по циклограмме в специально предусмотренное время – методический час (Приложения 2).
Для проведения занятий школьной методической подготовки педагогов используется кадровый потенциал школы. Занятия ведутся руководителями и специалистами различных служб школы: психологами, социальными педагогами и заместителями директора по различным направлениям образовательной деятельности.
Организатор (руководитель) занятий составляет программу, которая обсуждается с заместителем директора по научно-методической работе и утверждается научно-методическим советом, а также подбирает формы проведения занятий и методы организации деятельности учителей (Приложение 3). По окончании школьной методической подготовки педагогов, её руководитель сдаёт в методическую службу пакет материалов: информацию о посещении занятий и выполнении зачётного задания учителями, программу, теоретический материал по теме, практические (зачётные) работы учителей, анализ результатов анкетирования.
Анкетирование проводится как с целью определения эффективности школьной методической подготовки для учителя, так и для выявления проблем в организации занятий.
Анкета для участника школьной методической подготовки педагогов по теме ____________
(вариант 1)
- Ф.И.О.
- Почему выбрали данную тему?
- Где предполагаете использовать полученные знания?
- Имеете ли намерение продолжать работать по этой теме? Каким образом.
- Мнение и предложения об организации и проведении школьной методической подготовки
Анкета для участника школьной методической подготовки педагогов по теме ____________
(вариант 2)
- Ф.И.О.
- Почему была выбрана данная тема?
- Ваши ожидания от занятий.
- Что оказалось для вас наиболее интересным и востребованным?
- Что на ваш взгляд по данной теме осталось неохваченным?
- Какая форма проведения занятий школьной методической подготовки, по вашему мнению, наиболее приемлема и эффективна?
Подобранный руководителями теоретический материал оформляется в виде брошюры и в дальнейшем используется учителями школы в самообразовании (Приложение 4. Сборник. Контрольно – оценочная деятельность учителя на уроке / сост. Аюпова С.Д.).
Тематика школьной методической подготовки педагогов определяется:
- по результатам диагностики затруднений педагогов в организации образования школьников, выявленных в ходе анкетирования, внутришкольного контроля;
- исходя из работы школы по актуальным направлениям инновационной деятельности;
- по заявкам педагогов.
На конец текущего учебного года составляется список тем ШМПП. После обсуждения и утверждения тематики научно-методическим советом школы, руководителями методических объединений проводится работа по выявлению интересов педагогов на темы школьной методической подготовки следующего учебного года (Приложение 5). На основании рейтинга тем составляется циклограмма, в соответствии с которой в следующем учебном году проводятся занятия (Приложение 6). С учётом решаемых задач меняется подход к формированию групп. При одном подходе их количество обеспечивает педагогу выбор темы и руководителя в соответствии со своими интересами и потребностями. При другом подходе - темы некоторых занятий рассчитаны на целевые группы и педагогам рекомендуется их посещение.
Темы прошедших за 4 года занятий охватывают такие направления педагогической деятельности как:
- организация учебно-воспитательного процесса, в том числе в свете модернизации российского образования, обеспечивающая повышение качества образования;
- развитие коммуникативных качеств самого учителя, позволяющих организовать коллектив на совместную творческую деятельность, выстраивать позитивные отношения между участниками образовательного процесса: коллегами, учащимися и их родителями;
- применение учителем в практической деятельности исследовательских методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования как обучающих (воспитанников), так и самого себя.
Таблица. Школьная методическая подготовка педагогов.
№ |
Школьная методическая подготовка педагогов |
Руководитель |
Цель проведения |
2004 – 2005 учебный год |
|||
1. |
«Анализ урока» | Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР | Устранение затруднений у учителей, обнаруженных в результате анкетирования по выявлению проблем педагогов в организации обучения. |
2. |
«Интерактивные методы в воспитательной и внеклассной работе» | Колмогорова С.Т., зам. директора по ВР | Решение проблемы эффективной организации внеурочной деятельности школьников. |
3. |
«Написание методического паспорта проекта» | Кононенко Г.В., руководитель школьной Службы стратегических коммуникаций | Оказание методической помощи классным руководителям в организации социального проектирования, осуществляемого классными коллективами. |
4. |
«Организация предпофильной подготовки девятиклассников и профильного обучения учащихся 10-11 классов» | Лемля Т.И., заместитель директора по УВР модуля «Старшая школа» | Организация работы в рамках областного эксперимента. |
2005 – 2006 учебный год |
|||
5. |
«Организация работы над индивидуальной методической темой» | Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР | Устранение затруднений у учителей, обнаруженных в результате анкетирования по выявлению проблем педагогов в организации обучения. Решение задач НОТ учителя, формирование личностной компетентности педагогов. |
6. | «Оформление результатов работы над индивидуальной методической темой и обобщение передового педагогического опыта» | ||
7. |
«Гражданско-патриотическое воспитание через интерактивные формы и методы» | Колмогорова С.Т., зам. директора по ВР | Решение проблемы эффективной организации внеурочной деятельности школьников по гражданско – патриотическому воспитанию. |
8. |
«Эффективный коммуникатор (основные приёмы)» | Кононенко Г.В., руководитель школьной Службы стратегических коммуникаций | Развитие коммуникативных качеств учителя, обеспечивающих выстраивание внутренних и внешних связей в целях решения проблем образования. |
9. |
«Предпрофильная подготовка и профильное обучение как фактор самоопределения старшеклассников» | Бочкарникова О.М., педагог-психолог | Организация работы в рамках областного эксперимента. |
10. |
«Обучение с учётом функциональной асимметрии мозга и каналов восприятия информации» | Тихонова Н.В., педагог-психолог | Использование психофизиологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса. |
11. |
«Учебный диалог» | Асташова С.А., зам. директора по УВР модуля «Подростковая школа» | Решение проблемы внедрения в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения. |
12. |
«Гражданский заказ и образование» | Соломович Г.П., директор школы | Просвещение в области инновационной деятельности школы. |
2006 – 2007 учебный год |
|||
13 |
«Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми» | Леонова Н.А., руководитель комплексной программы «Интеллект» | Обновление форм и методов работы с интеллектуально одарёнными детьми. |
14. |
«Контрольно-оценочная деятельность учителя на уроке» | Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР | Мотивация учащихся на достижение успеха через разнообразие форм контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке и занятиях предметов по выбору. |
15. |
«Групповая форма организации учебно- познавательной деятельности учащихся в развивающем образовании» | Минкина Л.М., заместитель директора по УВР модуля «Начальная школа», руководитель группы по технологии «Система РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» |
Эффективная организация группового взаимодействия учащихся на уроке при постановке учебной задачи, контроле и оценке в системе РО. |
16. |
«Позитивные коммуникативные отношения с подростком в образовательном процессе» | Попова Л.Ю., педагог-психолог | Решение проблем позитивного взаимодействия с подростками. |
17. |
«Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» | Зарубина Н.А., социальный педагог | Простраивание позитивных отношений между участниками образовательного процесса: учителями, учащимися, родителями. |
2007 – 2008 учебный год |
|||
18. |
«Программа развития классного коллектива как механизм его активного развития» | Колмогорова С.Т., зам. директора по ВР | Разработка механизма устойчивого развития классного коллектива. |
19. |
«Модель взаимодействия участников образовательного процесса в классном коллективе» | Анциферова И.В., зам. директора по ВР | |
20. |
«Организация внеклассной деятельности учащихся по предмету в системе образовательного процесса школы» | Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР | Обновление форм, методов и содержания внеклассной работы массового характера через взаимодействие МО. |
Согласно Положению учителя, прошедшие школьную методическую подготовку педагогов, по результатам занятий (прослушивания теоретического материала и, если это предусмотрено программой, выполнения зачётной работы) получают сертификат о прохождении школьной методической подготовки (Приложение 7). Если педагог, посещавший занятие, не выполняет предусмотренное зачётное задание, то прохождение ШМПП сертификатом не удостоверяется.
В целях отслеживания результативности проведения занятий школьной методической подготовки руководителями (2006 – 2007 учебный год) было проведено анкетирование и посещены уроки, на основании анализа которых сделаны выводы и высказаны предложения, заслушанные на административном совете.
Проведённая работа показала, что:
- Большинство учителей позитивно относятся к ШМПП как форме повышения квалификации педагогов наиболее соответствующей режиму работы образовательного учреждения.
- Выбор содержания занятий с учётом актуальности и востребованности у педагогов, их организация (интерактивные формы проведения, выполнение зачётного задания и др.) и системный характер обеспечивают создание благоприятной образовательной среды для педагогов, стимулирующей непрерывный процесс повышения квалификации через самообразование.
- Уровень квалификации педагогов – руководителей ШМПП обеспечивает качественное проведение занятий, о чём свидетельствуют отзывы участников (отмечается использование интерактивных методов, опоры на практический опыт учителей школы, высокий уровень подготовки).
- Знания, полученные педагогами на занятиях, позволяют им переосмысливать свои взгляды, менять подходы к организации учебно-воспитательного процесса и выстраивать позитивные коммуникации между его участниками.
- Имеет место использование учителем полученных знаний в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его методического уровня и улучшения качества обучения.
- Выявленные в ходе контроля проблемы требуют решения другими формами и методами методической работы.
Школьная методическая подготовка педагогов в нашем образовательном учреждении стала залогом достижения главной цели – совершенствования и повышения уровня научно-методической подготовки учителя, четкого осознания им самого процесса преподавания и перспектив его развития в соответствии с требованиями современной школы.