Пояснительная записка
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
МОУ «СОШ № 16», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей и одаренности учеников. Педагоги школы внедряют программы дополнительного и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы.
Одной из наиболее массовых и популярных сегодня форм работы с учащимися является привлечение их к учебно-исследовательской деятельности. Это довольно емкое понятие, включающее в себя такие элементы, как специализация (профильное обучение), дополнительное образование.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» представляет учащимся, склонным к интенсивному интеллектуальному труду, способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, способствует овладению навыками исследовательской работы.
В школе осуществляется общеобразовательная подготовка по всем предметам, углубленное изучение русского языка, классы информационно – технологического профиля. Главная задача школы состоит в создании условий для разностороннего развития творческого потенциала учащихся.
Учет вышеуказанных особенностей школы находит отражение в образовательной программе, структурной частью которой является программа НОУ.
Цель программы – повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся по различным предметам, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.
Программа составлена на основе Программы развития МОУ «СОШ № 16», комплексно-целевой программы «Одаренные дети» Губкинской муниципальной комплексной программы.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
1. Педагогическое проблемное поле программы, приоритеты и принципы
Школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшим освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании», ст. 9).
Все это определило основные задачи и направления деятельности НОУ:
- формирование школьного научного сообщества со своими традициями;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
- содействие профессиональному самоопределению учащихся;
- углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе;
- создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;
- проведение исследований, имеющих практическое значение;
- разработка и реализация исследовательских проектов;
- пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Деятельность НОУ по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их;
- принцип непрерывности, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;
- принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека;
-принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности;
- принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства;
- принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;
- принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями.
2. Основные направления развития НОУ
Содержание и организация работы научного общества учащихся
Программа рассчитана на детей 2-11 классов и включает четыре этапа. Первый этап (2-4-е классы) формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам. Второй, развивающий этап (5-7-е классы) На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным. Третий, собственно исследовательский этап. Учащиеся 8-9-х классов при желании вступают в научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности. Учащиеся (10-11-х классов) занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.
Формы работы:
- Обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
- Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
- Разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
- Создание спецкурсов, системы творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.
- Организация выставок, проведение научных семинаров и конференций.
- Создание временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных исследовательских задач.
- Издание сборников, организация стенной печати, публикация статей.
- Изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и т.д.
- Проведение обзоров научно-популярной литературы.
Перечень мероприятий:
№п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
2.1. |
Диагностика и мониторинг познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся |
в течение всего периода |
школьный психолог |
2.2. |
Разработка и корректировка плана работы, согласование с другими образовательными направлениями в рамках преемственности. |
2007-2008 учебный год |
зам. директора по НМР, руководитель МО |
2.3. |
Разработка механизма оценки качества образования членов НОУ. |
сентябрь – ноябрь 2007 года |
руководитель МО |
2.4. |
Участие в работе МО города и области. |
в течение всего периода |
зам директора по НМР, руководитель МО |
2.5. |
Разработка модели Кодекса чести члена НОУ |
ноябрь 2007 года |
руководитель школьного НОУ |
2.6. |
Участие в городских, областных, научно-практических конференциях преподавателей и учащихся |
в течение всего периода |
руководители секций НОУ |
7 |
Участие в работе МО города и области |
в течение всего периода |
зам директора по НМР, руководитель МО |
8 |
Проведение научно-методических семинаров для педагогов: |
2007-2012 учебный год |
зам директора по НМР, руководитель МО |
9 |
Организация работы психолого- педагогического семинара-практикума (согласно решаемым проблемам) |
в течение всего периода |
зам. директора по НМР, руководитель МО |
10 |
Организация работы методического объединения |
в течение всего периода |
зам. директора по руководитель МО |
11 |
Организация опытно-экспериментальной работы педагогов в составе |
в течение всего периода |
руководители секций |
12 |
Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в определенной области знаний. |
в течение всего периода |
зам. директора по НМР |
3. Нормативно-правовая обеспеченность НОУ
Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность научного общества учащихся в системе учебно-воспитательной работы учреждения.
Основные направления:
- формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности НОУ;
- разработка нормативных документов, определяющих функционал сотрудников в данном направлении деятельности образовательного учреждения.
Перечень мероприятий:
№п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
3.1. |
Совершенствование Положения о НОУ | 2007-2008 учебный год | руководитель школьного НОУ |
3.2. |
Формирование нормативно-правовой базы : - Положение о Совете НОУ; |
2007-2008 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
3.3. |
Разработка должностных обязанностей руководителей школьных секций НОУ | 2007-2008 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
3.4. |
Мониторинг выполнения должностных обязанностей руководителями школьных секций НОУ | 2008- 2009 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
3.5. |
Создание сборника нормативных документов, регламентирующих деятельность школьного НОУ | 2010-2011 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
4. Управление школьным НОУ
Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Основные направления:
- развитие механизмов самоуправления школьным НОУ;
- взаимодействие с образовательным учреждением (школой) на основе взаимосвязанных программ деятельности.
Перечень мероприятий:
№п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
4.1. |
Анализ структуры системы управления НОУ, определение эффективной модели управления. |
2007-2008 учебный год |
зам. директора по НМР, руководитель школьного НОУ |
4.2. |
Создание Совета НОУ |
2007-2008 учебный год |
руководитель школьного НОУ |
4.3. |
Развитие различных форм самоуправления в НОУ |
2008-2009 учебный год |
руководитель школьного НОУ |
4.4. |
Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета НОУ |
в течение всего периода |
зам. директора по НМР, руководитель МО НОУ |
4.5. |
Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля. |
в течение всего периода |
зам. директора по НР |
4.6. |
Изучение положительного опыта управления в НОУ образовательных учреждений. |
в течение всего периода |
зам. директора по НМР, руководитель МО НОУ |
5. Научное сопровождение деятельности НОУ
Задача: создание условий для развития исследовательских умений и навыков членов НОУ.
Основные направления:
- установление контактов с профессорско-преподавательским составом вузов;
- организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- участие в научно-практических конференциях, выставках научного творчества.
Перечень мероприятий:
№ п.п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители |
5.1. |
Организация творческих групп по разработке основных проблем. |
в течение всего периода |
зам. директора по УВР |
5.2. |
Участие в научно-практических конференциях разного уровня (городских, областных, всероссийских) |
в течение всего периода |
руководитель МО НОУ |
5.3. |
Проведение специальных семинаров по основам организации и проведения научного исследования. |
в течение всего периода |
зам. директора по НМР, руководитель МО НОУ |
6. Создание развивающей образовательной среды
Задача: создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост членов НОУ, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности.
Основные направления:
- отбор содержания предметно-деятельной сферы секций НОУ, сферы личностного роста членов секций;
- проектирование и организация индивидуальной работы с учащимися на основе диагностических данных об их интересах, склонностях и, физиологических и психофизиологических особенностях;
- разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной среды.
Перечень мероприятий:
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
6.1. |
Изучение физиологических и психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей учащихся. |
в течение всего периода |
психолог, зам. директора по УВР |
6.2. |
Проектирование образовательной развивающей среды в соответствии с целью, задачами, основными направлениями деятельности НОУ, особенностями учащихся. |
2007-2008 учебный год |
зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
6.3. |
Создание образовательной развивающей среды |
2007-2012 учебные годы |
зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
6.4. |
Мониторинг эффективности образовательной среды |
с 2008 г. в течении всего периода |
|
7. Взаимодействие с семьей. Социальное партнерство
Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности обучающихся.
Основные направления:
- развитие материально-технической базы НОУ;
- обеспечение научного руководства деятельностью секций;
- оценка деятельности педагогического коллектива НОУ;
- организация образовательного процесса НОУ;
- организация досуга детей;
- изучение и распространения педагогического опыта.
Перечень мероприятий:
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
7.1. |
Установление связи с попечительским советом школы |
2007-2008 учебный год |
зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
7.2. |
Установление связи с организациями - шефами |
2008-2009 учебный год |
зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ |
7.3. |
Обеспечение научного руководства исследовательскими работами |
течении всего периода |
зам. директора по УВР |
7.4. |
Организация повышения квалификации руководителей секций НОУ |
в течение всего периода |
зам. директора по УВР |
7.5. |
Расширение контактов с семьей через реализацию разнообразных форм взаимодействия: - родительский комитет; |
|
|
8. Ожидаемые результаты программы
Реализация Программы позволит сформировать целостную социально-педагогическую систему, способствующую развитию и саморазвитию учащихся. НОУ для обучающихся должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.
Целенаправленно реализуя все положения Программы, НОУ выпустит в жизнь выпускника, способного к следующему:
- самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
- осознанному профессиональному выбору с учетом своих интересов и способностей;
- творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
- продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.