Цель: формирование социокультурной компетенции: расширение объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, о традициях и культуре родной страны, совершенствование умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом различных ситуаций общения.
Задачи:
- азвитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании, письме;
- приобщение школьников к истории, культуре, традициям и реалиям англоязычных стран и России;
- расширение представлений о социокультурном портрете Великобритании и США в сопоставлении с родной культурой;
- актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения данного курса;
- развитие умений ориентироваться в повседневном языковом окружении и извлекать информацию из различных источников;
- воспитание культуры интеллектуального труда, толерантного отношения к иным культурам.
Тематическое планирование
| № | Тема занятия |
Кол-во час. |
| 1 | Вводное занятие. Цели, задачи, основное содержание курса. | 1 ч. |
| 2 | Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Канада – англоязычные страны. | 1 ч. |
| 3 | Распространение английского языка в мире. | 1 ч. |
| 4 | Британский английский и американский английский. | 1 ч. |
| 5 | Отличия британского английского и американского английского. | 1 ч. |
| 6 | Почему британцы и англичане – не одно и то же. | 1 ч. |
| 7 | Кто такие британцы: англичане, шотландцы, валлийцы. Цветные граждане Великобритании. | 1 ч. |
| 8 | На каких языках говорят в Соединенном Королевстве. | 1 ч. |
| 9 | Стандартный английский язык и региональные акценты. | 1 ч. |
| 10 | Влияния на английский язык. | 1 ч. |
| 11 | На скольких языках говорят в России. | 1 ч. |
| 12 | Австралия – страна обширных пустынь. | 1 ч. |
| 13 | Крупнейшие пустыни Австралии, США и России. | 1 ч. |
| 14 | Герб Австралии. | 1 ч. |
| 15 | Сидней – крупнейший город Австралии. | 1 ч. |
| 16 | Знаменитые австралийцы. | 1 ч. |
| 17 | На каких языках говорят в Канаде. | 1 ч. |
| 18 | Символика канадского флага. | 1 ч. |
| 19 | Острова, составляющие Британский архипелаг. | 1 ч. |
| 20 | Правда и мифы о британской погоде. | 1 ч. |
| 21 | Ливерпуль – родина “Биттлз”. | 1 ч. |
| 22 | Америка – “плавильный котел” наций. | 1 ч. |
| 23 | Коренные американцы. | 1 ч. |
| 24 | Иммигранты из Европы. Афроамериканцы. | 1 ч. |
| 25 | Испано-американцы. Выходцы из Азии. | 1 ч. |
| 26 | Россия – многонациональное государство. | 1 ч. |
| 27 | Чем привлекает людей Нью-Йорк. | 1 ч. |
| 28 | Вашингтон – столица США. | 1 ч. |
| 29 | Филадельфия – один из главных городов на востоке США. | 1 ч. |
| 30 | Великие Озера в США. | 1 ч. |
| 31 | Озерный район в Англии. | 1 ч. |
| 32 | Озеро Байкал в России. | 1 ч. |
| 33 | Миссисипи и Волга – важнейшие реки США и России. | 1 ч. |
| 34 | Ниагарский водопад. | 1 ч. |
| 35 | Система национальных парков в США. | 1 ч. |
| 36 | Парки Лондона, Москвы и Санкт-Петербурга. | 1 ч. |
| 37 | Санкт-Петербург – культурная столица России. | 1 ч. |
| 38 | Школьное образование в Британии. История британских школ. | 1 ч. |
| 39 | Высшее образование в Англии. | 1 ч. |
| 40 | Крупнейшие британские университеты: Оксфорд, Кембридж. | 1 ч. |
| 41 | Американская школьная система. | 1 ч. |
| 42 | Высшее образование в США: Мичиганский университет, Огайский государственный университет. | 1 ч. |
| 43 | Школьное образование в России. | 1 ч. |
| 44 | Высшее образование в России. МГУ им. Ломоносова. | 1 ч. |
| 45 | Книги в нашей жизни. Библиотеки Лондона и Москвы. | 1 ч. |
| 46 | Средства массовой информации в Великобритании. | 1 ч. |
| 47 | СМИ в Соединенных Штатах. | 1 ч. |
| 48 | Пресса, радио и телевидение в России. | 1 ч. |
| 49 | Музеи Лондона. | 1 ч. |
| 50 | Национальная галерея искусств в Вашингтоне. | 1 ч. |
| 51 | Третьяковская галерея в Москве. | 1 ч. |
| 52 | Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. | 1 ч. |
| 53 | Выдающиеся британские художники: Гейнсборо, Рейнолдс, Констебл, Тернер, Хогарт, Лоуренс. | 1 ч. |
| 54 | Знаменитые российские художники: Суриков, Левитан. | 1 ч. |
| 55 | Русская иконопись. | 1 ч. |
| 56 | Архитектурные творения в России. | 1 ч. |
| 57 | Знаменитые здания в Лондоне. | 1 ч. |
| 58 | Статуя Свободы в Нью-Йорке. Небоскребы. | 1 ч. |
| 59 | Музыка в культурной жизни Великобритании, США, России. | 1 ч. |
| 60 | Знаменитые русские композиторы: Глинка, Чайковский, Свиридов. | 1 ч. |
| 61 | Театральная жизнь в России. Русский балет за границей. | 1 ч. |
| 62 | Крупнейшие театры в Великобритании. | 1 ч. |
| 63 | Театры в Америке. Использование метода Станиславского в подготовке американских актеров. | 1 ч. |
| 64 | Британский кинематограф. | 1 ч. |
| 65 | Кино в России. | 1 ч. |
| 66 | Кино в США. Уолт Дисней. Стивен Спилберг. Голливуд. Кинопремия “Оскар”. | 1 ч. |
| 678 | Знаменитые американские писатели. Эрнест Хемингуэй. | 1 ч. |
| 68 | Крупнейшие британские писатели и поэты: Шекспир, Бернс, Диккенс, Шоу, Дойл. | 1 ч. |
| 69 | Великие русские писатели. | 1 ч. |
| 70 | Религия в США: отделение Церкви от государства. Различные религии. Региональные отличия. | 1 ч. |
| 71 | Религия в Соединенном Королевстве. Церковь в современной жизни Британии. | 1 ч. |
| 72 | Традиционные религии в России. Русская Православная Церковь. | 1 ч. |
| 73 | Праздники и фестивали в Великобритании. | 1 ч. |
| 74 | Праздники в США. | 1 ч. |
| 75 | Традиционные праздники в России. | 1 ч. |
| 76 | Национальный характер британцев. Британский юмор. | 1 ч. |
| 77 | Высказывания знаменитых британцев. | 1 ч. |
| 78 | Привычки и обычаи британцев. | 1 ч. |
| 79 | Британские дома. Что означает для англичанина дом. | 1 ч. |
| 80 | Особенности американского характера. | 1 ч. |
| 81 | Американские традиции. | 1 ч. |
| 82 | Дома американцев. | 1 ч. |
| 83 | Что повлияло на формирование русского национального характера. | 1 ч. |
| 84 | Привычки и обычаи русского народа. | 1 ч. |
| 85 | Традиционная русская изба. Современные дома в России. | 1 ч. |
| 86 | Английский сад, американское ранчо, русская дача. | 1 ч. |
| 87 | Типичная американская, британская, русская семья. | 1 ч. |
| 88 | Британская кухня. | 1 ч. |
| 89 | Английский чай. | 1 ч. |
| 90 | Американская кухня. | 1 ч. |
| 91 | Фаст-фуд: за и против. | 1 ч. |
| 92 | Какие блюда русской кухни любят за рубежом. | 1 ч. |
| 93 | Национальные виды спорта в Англии. | 1 ч. |
| 94 | Календарь спортивных событий в Великобритании. | 1 ч. |
| 95 | Олимпийские игры в Лондоне. | 1 ч. |
| 96 | Популярные американские виды спорта. | 1 ч. |
| 97 | Олимпийские игры в Атланте. | 1 ч. |
| 98 | Любимые виды спорта в России. | 1 ч. |
| 99 | Олимпийские игры в Москве. | 1 ч. |
| 100 | Московские цирки. | 1 ч. |
| 101 | Цирковое искусство в Америке. Цирк в Великобритании. | 1 ч. |
| 102 | Разные страны – одна Земля. | 1 ч. |
Литература
- Английский язык. 600 устных тем для школьников и поступающих в вузы/ И.Ю.Баканова, Н.В.Береговая, Н.Г.Брюсова и др. – М.: Дрофа, 1996. – 608 с.
- Англия. Книга для чтения на английском языке/ Э.Г.Андреева, И.Б.Комарова. – Ленинград: Учпедгиз, 1963. – 415 с.
- Барановский Л.С., Козикис Д.Д. Добрый день, Британия! Пособие для учащихся школ (классов) с углубл. изуч. англ. яз.(9-11 кл.), колледжей, лицеев, гимназий, студентов вузов. – Мн.: А-во “Сади”; М.: “Московский лицей”, 1997. – 335 с.
- Богородицкая В.Н., Хрусталева Л.В. The world of Britain. Учебник английского языка для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. – М.: Изд-во “Версия”, 1998. – 240 с.
- Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах. – Мн.: Высш. шк., 1996. – 255 с.
- Скорикова Т.П. Москва и ее окрестности. Книга для чтения и обсуждения на английском языке. – М.: Изд-во “Менеджер”, 2007. – 192 с.
- Falk R. Spotlight on the USA. – Oxford University Press, 1993. – 172 p.
- Guide to British and American Culture. – Oxford University Press, 1999. – 600 p.
- McDowall D. Britain in close-up. – Edinburgh: Longman, 1999. – 208 p.
- Sheerin S., Seath J., White G. Spotlight on Britain. – Oxford University Press, 1990. – 140 p.
- Vaughan-Rees M., Bystrom P., Bateman S. In Britain. – Обнинск: Титул, 1996. – 119 с.