Цели:
Образовательные:
- актуализировать знания обучающихся о строении атома на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
- расширить знания обучающихся о зависимости свойств веществ от состава и строения;
- познакомить с общими физическими свойствами металлов и неметаллов;
- рассмотреть относительность понятия металлов и неметаллов;
- ввести понятие аллотропии.
Развивающие:
- формировать умения выявлять причинно-следственные связи,
- находить главное и существенное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.
Воспитательные:
- формировать гуманное отношение к одноклассникам, учителю, ответственное отношение к учебному труду;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- Образцы металлов - медь, цинк, алюминий, натрий, железо.
- Таблицы - "Кристаллическая решетка металлов". Модели кристаллических решеток - графита, алмаза. Слайды презентации по теме металлы и неметаллы.
План изучения материала.
I. Актуализация знаний:
- Актуализация знаний о строении атомов металлов и неметаллов.
- Образование химических связей, образуемых металлами и неметаллами.
- Классификация химических элементов на металлы и неметаллы.
II. Новый материал:
- Кристаллические решетки металлов и неметаллов.
- Общие физические свойства металлов
- Общие физические свойства неметаллов
- Понятие аллотропии
- Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Ход урока
Объявление темы и цели урока.
I. Актуализация знаний:
Даны электронные формулы химических элементов -
I вариант
1s2 2s2 2p6 3s1 ; 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3
II вариант
1s2 2s2 2p4 ; 1s2 2s2 2p6 3s2
Задание № 1: Докажите каким элементам принадлежат данные формулы.
На какие 2 группы можно разделить эти элементы и по каким характерным признакам ?
Задание № 2: Установите соответствие
Металлы: Неметаллы:
1. Имеют на внешнем энергетическом уровне 4 и более электронов.
2. Имеют большой радиус.
3. Имеют на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона.
4. Имеют небольшой радиус.
5. Завершают электронный уровень путем приёма электронов.
6. Завершают электронный уровень путем отдачи электронов.
7. Для них характерны металлическая и ионная связи
8. Для них характерны ионная и ковалентная связи.
Задание № 3: Заполните таблицу, записав все, что вы знаете о металлах и неметаллах.
Признаки сравнения | Металлы | Неметаллы |
1. Положение в периодической системе | ||
2. Радиус атомов | ||
3. n электронов на внешнем энергетическом уровне | ||
4. Завершение энергетического уровня | ||
5. Образуют химические связи | ||
6. Кристаллические решетки |
Результаты проверьте друг у друга, оцените друг друга.
Вывод: Чем обусловлена классификация химических элементов на металлы и неметаллы?
II. Изучение нового материала.
Учитель: Объявление темы: "Металлы и неметаллы"
Человек с глубоких исторических времен начал использовать вещества - металлы и не- металлы на основе их свойств.
Закончите логическую цепочку:
СОСТАВ:::::::::::
-> :::::::::::::-> ПРИМЕНЕНИЕ
(состав, строение, свойства, применение)
Учитель: Исходя из этой, зависимости нам необходимо на уроке решить две задачи:
- Как строение металлов и неметаллов обуславливает их свойства?
- Почему металлы и неметаллы так важны в жизни человека, на каких свойствах основывается их применение?
На столах обучающихся образцы металлов (проволока, гранулы, фольга алюминия, железные пластинки, проволока, гвозди, скрепки, сера, красный фосфор, уголь, пробирки с кислородом, водородом.
Рассмотрите представленные образцы веществ, исследуйте их, результаты занесите в таблицу, подготовьте связный ответ.
Познакомьтесь с определениями: на стр. 69 определение металлов и на стр.73.определение неметаллов.
Учитель: Как доказать что алюминий и железо - типичные представители металлов, а сера, красный фосфор, азот воздухе, кислород - типичные представители неметаллов.
Рождается гипотеза:
- Если данные образцы металлы то им должны быть характерны свойства- металлический блеск, ковкость, пластичность, теплопроводность, электропроводность.
- Если это неметаллы они не обладают физическими свойствами металлов.
Учитель: Мы выдвинули гипотезу, чтобы доказать правильность нашего предположения или опровергнуть его обратимся к опытному исследованию.
Задание №1: Используя учебник, стр. 89-72, образцы металлов на столах, стр.73. заполните первую строку в таблице №2.
Задание № 2: Рассмотрите образцы железа, алюминия, серы и фосфора, какие из них блестят, данные наблюдения запишите во второй строке таблицы №2.
Задание № 3: Попробуйте согнуть сломать проволоку, гвоздь фольгу. Можно ли провести такие действия с серой, фосфором и газами? Результаты наблюдений запишите в третьей строке таблицы №2.
Учитель: Продолжим наше исследование, а именно проверим на теплопроводность, а затем на электропроводность.
Задание № 4: В результате демонстрационного опыта вам необходимо сделать заключение о теплопроводности, электропроводности и записать результаты наблюдений в таблицу №2 , в строки №4 и №5.
Демонстрация:
Теплопроводность. Алюминиевую, железную проволоки с пластилином на конце и вставленными в пластилин кнопками нагреваем с одного конца, с течением времени по мере нагрева кнопки отпадают. Обучающиеся делают вывод и записывают в соответствующую графу таблицы.
Электропроводность. Замыкается электрическая сеть с помощью клемм и кусочков металлов, а так же с помощью серы. Обучающиеся делают вывод и записывают в соответствующую графу таблицы №2.
Физические свойства | Металлы | Неметаллы |
1) агрегатное состояние, | ||
2) металлический блеск, непрозрачность | ||
3) ковкость, пластичность, прочность | ||
4) теплопроводность, | ||
5) электропроводность |
Учитель: Подтвердилась ли наша гипотеза?
Вывод. Металлы - это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, непрозрачны, прочные, имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.
Неметаллы- вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.
Учитель:
СОСТАВ -> Строение -> Свойства -> ПРИМЕНЕНИЕ
Какая связь существует между строением вещества и свойствами его?
Прочитайте на странице 70, 72.Запишите необходимое в таблицу №3
Строение Металлическая кристаллическая решетка |
Свойства Физические свойства |
Применение |
металлический блеск, непрозрачность | ||
ковкость, пластичность прочность | ||
теплопроводность, | ||
электропроводность |
Учитель: Вашему вниманию предлагаю презентацию. В ходе просмотра вам необходимо заполнить графу "Применение"
Демонстрация слайдов.
Учитель: Какие записи вы сделали в таблице.
А теперь парадокс!
Перед вами кристаллический йод, вещество неметалл, но он обладает металлическим блеском,
Графит-это углерод, вещество неметалл, но он проводит электрический ток.
Что можно сказать о делении всех веществ на металлы и неметаллы?
Вывод: Деление простых веществ на металлы и неметаллы относительно.
Задание: Стр.77-78. Докажите на примере олова.
- Белое олово ... ?
- Серое олово ... ?
Учитель: Белое олово и серое олово - аллотропные видоизменения химического элемента.
Задание: Стр.75. Прочитайте определение.
Проанализируйте таблицу №4, сравните аллотропные видоизменения
Химический элемент | Простое вещество | Формула | Свойства |
Кислород | Кислород | О2 | Газ без цвета, запаха, вкуса. Необходим для дыхания живых организмов. |
Озон | О3 | Газ бледно-фиолетового цвета. Имеет запах свежести. Бактерициден. |
К аллотропным видоизменениям химических элементов относятся: фосфор: красный и белый, углерод: алмаз и графит и др.
III Систематизация знаний.
Установите соответствие | |||
I вариант | II вариант | ||
Простое вещество | Физические свойства | Простое вещество | Физические свойства |
H2 | Проводит тепло | K | Проводит тепло |
Cu | Проводит электрический ток | P | Проводит электрический ток |
Не имеет металлического блеска | Не имеет металлического блеска | ||
Пластично | Пластично | ||
IV. Контроль знаний.
В списке формул веществ (О2, Ркр., Н2 О, Сl2, Al, Ca, O3, KCl )
а) подчеркните формулы простых веществ одной чертой, металлов - двумя чертами;
б) из общего списка выберите формулы аллотропных модификаций элемента кислорода и подчеркните их волнистой чертой. Ответы обоснуйте.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
- "Что новое вы узнали на уроке?"
- "Что лежит в основе применения металлов и неметаллов?"
- "Что понравилось, что не понравилось?"
- "Что запомнилось, что не запомнилось?"
VI. Д/З Опорный конспект. Схемы строения атомов: натрия, хлора, их молекулярные формулы, схемы химических связей, которые они образуют. Учебник стр.69-78. Сообщение о появлении, развитии зеркал в жизни человека.
Приложения 1: Слайды к изучению блока по применению металлов.