Программа урока по теме "Простые вещества металлы и неметаллы. Общие свойства металлов"

Разделы: Химия


Цели:

Образовательные:

  • актуализировать знания обучающихся о строении атома на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
  • расширить знания обучающихся о зависимости свойств веществ от состава и строения;
  • познакомить с общими физическими свойствами металлов и неметаллов;
  • рассмотреть относительность понятия металлов и неметаллов;
  • ввести понятие аллотропии.

Развивающие:

  • формировать умения выявлять причинно-следственные связи,
  • находить главное и существенное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.

Воспитательные:

  • формировать гуманное отношение к одноклассникам, учителю, ответственное отношение к учебному труду;
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Образцы металлов - медь, цинк, алюминий, натрий, железо.
  • Таблицы - "Кристаллическая решетка металлов". Модели кристаллических решеток - графита, алмаза. Слайды презентации по теме металлы и неметаллы.

План изучения материала.

I. Актуализация знаний:

  1. Актуализация знаний о строении атомов металлов и неметаллов.
  2. Образование химических связей, образуемых металлами и неметаллами.
  3. Классификация химических элементов на металлы и неметаллы.

II. Новый материал:

  1. Кристаллические решетки металлов и неметаллов.
  2. Общие физические свойства металлов
  3. Общие физические свойства неметаллов
  4. Понятие аллотропии
  5. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Ход урока

Объявление темы и цели урока.

I. Актуализация знаний:

Даны электронные формулы химических элементов -

I вариант

1s2 2s2 2p6 3s1 ; 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3

II вариант

1s2 2s2 2p4 ; 1s2 2s2 2p6 3s2

Задание № 1: Докажите каким элементам принадлежат данные формулы.

На какие 2 группы можно разделить эти элементы и по каким характерным признакам ?

Задание № 2: Установите соответствие

Металлы: Неметаллы:

1. Имеют на внешнем энергетическом уровне 4 и более электронов.

2. Имеют большой радиус.

3. Имеют на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона.

4. Имеют небольшой радиус.

5. Завершают электронный уровень путем приёма электронов.

6. Завершают электронный уровень путем отдачи электронов.

7. Для них характерны металлическая и ионная связи

8. Для них характерны ионная и ковалентная связи.

Задание № 3: Заполните таблицу, записав все, что вы знаете о металлах и неметаллах.

Признаки сравнения Металлы Неметаллы
1. Положение в периодической системе    
2. Радиус атомов    
3. n электронов на внешнем энергетическом уровне    
4. Завершение энергетического уровня    
5. Образуют химические связи    
6. Кристаллические решетки    

Результаты проверьте друг у друга, оцените друг друга.

Вывод: Чем обусловлена классификация химических элементов на металлы и неметаллы?

II. Изучение нового материала.

Учитель: Объявление темы: "Металлы и неметаллы"

Человек с глубоких исторических времен начал использовать вещества - металлы и не- металлы на основе их свойств.

Закончите логическую цепочку:

СОСТАВ::::::::::: -> :::::::::::::-> ПРИМЕНЕНИЕ
(состав, строение, свойства, применение)

Учитель: Исходя из этой, зависимости нам необходимо на уроке решить две задачи:

  1. Как строение металлов и неметаллов обуславливает их свойства?
  2. Почему металлы и неметаллы так важны в жизни человека, на каких свойствах основывается их применение?

На столах обучающихся образцы металлов (проволока, гранулы, фольга алюминия, железные пластинки, проволока, гвозди, скрепки, сера, красный фосфор, уголь, пробирки с кислородом, водородом.

Рассмотрите представленные образцы веществ, исследуйте их, результаты занесите в таблицу, подготовьте связный ответ.

Познакомьтесь с определениями: на стр. 69 определение металлов и на стр.73.определение неметаллов.

Учитель: Как доказать что алюминий и железо - типичные представители металлов, а сера, красный фосфор, азот воздухе, кислород - типичные представители неметаллов.

Рождается гипотеза:

  • Если данные образцы металлы то им должны быть характерны свойства- металлический блеск, ковкость, пластичность, теплопроводность, электропроводность.
  • Если это неметаллы они не обладают физическими свойствами металлов.

Учитель: Мы выдвинули гипотезу, чтобы доказать правильность нашего предположения или опровергнуть его обратимся к опытному исследованию.

Задание №1: Используя учебник, стр. 89-72, образцы металлов на столах, стр.73. заполните первую строку в таблице №2.

Задание № 2: Рассмотрите образцы железа, алюминия, серы и фосфора, какие из них блестят, данные наблюдения запишите во второй строке таблицы №2.

Задание № 3: Попробуйте согнуть сломать проволоку, гвоздь фольгу. Можно ли провести такие действия с серой, фосфором и газами? Результаты наблюдений запишите в третьей строке таблицы №2.

Учитель: Продолжим наше исследование, а именно проверим на теплопроводность, а затем на электропроводность.

Задание № 4: В результате демонстрационного опыта вам необходимо сделать заключение о теплопроводности, электропроводности и записать результаты наблюдений в таблицу №2 , в строки №4 и №5.

Демонстрация:

Теплопроводность. Алюминиевую, железную проволоки с пластилином на конце и вставленными в пластилин кнопками нагреваем с одного конца, с течением времени по мере нагрева кнопки отпадают. Обучающиеся делают вывод и записывают в соответствующую графу таблицы.

Электропроводность. Замыкается электрическая сеть с помощью клемм и кусочков металлов, а так же с помощью серы. Обучающиеся делают вывод и записывают в соответствующую графу таблицы №2.

Физические свойства Металлы Неметаллы
1) агрегатное состояние,    
2) металлический блеск, непрозрачность    
3) ковкость, пластичность, прочность    
4) теплопроводность,    
5) электропроводность    

Учитель: Подтвердилась ли наша гипотеза?

Вывод. Металлы - это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, непрозрачны, прочные, имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.

Неметаллы- вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

Учитель:

СОСТАВ -> Строение -> Свойства -> ПРИМЕНЕНИЕ

Какая связь существует между строением вещества и свойствами его?

Прочитайте на странице 70, 72.Запишите необходимое в таблицу №3

Строение

Металлическая кристаллическая решетка

Свойства

Физические свойства

Применение
  металлический блеск, непрозрачность  
  ковкость, пластичность прочность  
  теплопроводность,  
  электропроводность  

Учитель: Вашему вниманию предлагаю презентацию. В ходе просмотра вам необходимо заполнить графу "Применение"

Демонстрация слайдов.

Учитель: Какие записи вы сделали в таблице.

А теперь парадокс!

Перед вами кристаллический йод, вещество неметалл, но он обладает металлическим блеском,

Графит-это углерод, вещество неметалл, но он проводит электрический ток.

Что можно сказать о делении всех веществ на металлы и неметаллы?

Вывод: Деление простых веществ на металлы и неметаллы относительно.

Задание: Стр.77-78. Докажите на примере олова.

  • Белое олово ... ?
  • Серое олово ... ?

Учитель: Белое олово и серое олово - аллотропные видоизменения химического элемента.

Задание: Стр.75. Прочитайте определение.

Проанализируйте таблицу №4, сравните аллотропные видоизменения

Химический элемент Простое вещество Формула Свойства
Кислород Кислород О2 Газ без цвета, запаха, вкуса. Необходим для дыхания живых организмов.
  Озон О3 Газ бледно-фиолетового цвета. Имеет запах свежести. Бактерициден.

К аллотропным видоизменениям химических элементов относятся: фосфор: красный и белый, углерод: алмаз и графит и др.

III Систематизация знаний.

Установите соответствие
I вариант II вариант
Простое вещество Физические свойства Простое вещество Физические свойства
H2 Проводит тепло K Проводит тепло
Cu Проводит электрический ток P Проводит электрический ток
  Не имеет металлического блеска   Не имеет металлического блеска
  Пластично   Пластично
       

IV. Контроль знаний.

В списке формул веществ (О2, Ркр., Н2 О, Сl2, Al, Ca, O3, KCl )

а) подчеркните формулы простых веществ одной чертой, металлов - двумя чертами;

б) из общего списка выберите формулы аллотропных модификаций элемента кислорода и подчеркните их волнистой чертой. Ответы обоснуйте.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

  • "Что новое вы узнали на уроке?"
  • "Что лежит в основе применения металлов и неметаллов?"
  • "Что понравилось, что не понравилось?"
  • "Что запомнилось, что не запомнилось?"

VI. Д/З Опорный конспект. Схемы строения атомов: натрия, хлора, их молекулярные формулы, схемы химических связей, которые они образуют. Учебник стр.69-78. Сообщение о появлении, развитии зеркал в жизни человека.

Приложения 1: Слайды к изучению блока по применению металлов.