Общественный запрос на профилизацию школы.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников.
К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, "профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе". При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).
Быть учителем в профильной школе нелегко.
Учитель профильной школы - это не просто специалист высокого уровня, соответствующий профилю и специализации своей деятельности, но учитель должен обеспечить:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Какие изменения в структуре языкового образования под воздействием личностно-ориентированного подхода уже произошли?
Узаконено раннее начало изучения ИЯ (со 2-го класса начальной школы).
Увеличено количество учебных часов в основной и старшей школе: 3 часа в неделю с 2-го по 11-й класс , что крайне важно для такого деятельностного учебного предмета, как ИЯ.
Допускается введение (там, где для этого есть условия) второго иностранного языка (ИЯ) в основном в старшей школе.
Вводится профильное (углубленное) изучение ИЯ на старшей ступени для тех, кто хочет использовать ИЯ в своих планах на будущее: в дальнейшей учёбе, в профессиональной деятельности
Всё это отражено в Федеральном компоненте БУПа, и, соответственно, закреплено законодательно.
Выделение базового и профильного уровней изучения иностранного языка на старшем этапе обусловлено учетом реальных условий обучения и функциями предмета "иностранный язык" в разных типах школ: иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет (базовый уровень) или иностранный язык как профильный учебный предмет (профильный уровень).
Базовый уровень предполагает овладение материалом общекультурной направленности, минимально достаточного для осуществления общения на иностранном языке в наиболее распространенных ситуациях социально-бытовой и учебно-трудовой сфер общения.
Профильный уровень предусматривает углубленное изучение предмета, использование более широкого понятийного аппарата в целях осуществления иноязычного общения, в том числе и в профессионально ориентированных ситуациях общения. Изучение иностранного языка на профильном уровне ориентирует на продолжение образования в данной области знания, предусматривает большую самостоятельность школьников и предполагает углубление их гуманитарно-филологической подготовки, которая может быть расширена или видоизменена за счет элективных курсов.
Содержание профильного курса обязательно включает в себя содержание базового курса. Однако, наличие большего количества учебных часов позволяет несколько расширить тематику (по сравнению с базовым общеобразовательным курсом), более тщательно/углубленно прорабатывать материал,в частности больше внимания уделять:
- лингвистическому аспекту речи, например анализу грамматического строя изучаемого иностранного языка по сравнению с родным;
- обогащению лексики, в том числе за счет терминологии (профильно-ориентированной);
- стилистическим особенностям устной и письменной речи, жанровому разнообразию текстов, выразительным средствам изучаемого иностранного языка;
- литературе и страноведению, в том числе в историческом аспекте.
В содержание профильного курса также привлекается дополнительный профильно-ориентированный материал.
Предусматривается развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности в рамках тематики, указанной в стандарте.
В плане развития монологической речи особое значение приобретает обучение связному аргументированному высказыванию по теме и/или на основе прочитанного или прослушанного текста, а также реферированию и аннотированию текста.
Применительно к диалогической речи - обучение обсуждению, дискуссии с использованием аргументации своей точки зрения, вежливого выражения несогласия с точкой зрения партнера, а также с использованием языковых средств для выражения компромисса.
Становятся более разнообразными ситуации общения, включая и ролевой репертуар, в том числе за счет профильно-ориентированных ситуаций .
Увеличивается объем читаемого: актуальных публицистических текстов, отрывков из произведений художественной литературы, разнообразных прагматических текстов типа рекламы, объявлений, инструкций и т.д., научно-популярных профильно-ориентированных текстов. При этом используются все стратегии (виды) чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое. Выбор стратегии чтения осуществляется школьниками, исходя из поставленной перед ними коммуникативной цели.
Больше внимание уделяется аудированию и письменной речи, в том числе таким ее видам, как составление тезисов, реферирование, аннотирование, переписка (в частности применительно к деловой сфере общения - филологический уровень).
Перевод на профильном уровне выступает не только как средство уточнения непонятного и вынесения понимания во внешний план (например, при контроле чтения), но и как вид речевой деятельности, как профессионально- ориентированное умение.
Обобщая сказанное, на профильном уровне изучения иностранного языка по сравнению с базовым уровнем производится: более детальное изучение общекультурных тем базового уровня, более глубокое развитие коммуникативных умений и совершенствование языковых навыков учащихся; привлекается профильно-ориентированный материал (см. Стандарт и Программы профильного курса); расширяется и варьируется учебный материал за счет возможных элективных курсов.
Работая в профильной школе я часто использую метод проектов (постановка проблемы- определение путей ее решения и характера личного участия в этом - поиск нужной информации - ее организация/оформление в целях предъявления другим участникам проекта - ее коллективное обсуждение - коррекция, поиск дополнительной информации - оформление конечного продукта (реферат, доклад, коллаж и т.п.) - подготовка выставки, конференции и др. - презентация продукта с приглашением гостей (учащихся других классов/школ, учителей и др.)
Именно эта технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, а так называемое обучение в сотрудничестве может входить в нее в качестве составляющей, хотя часто рассматривается как самостоятельная технология. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная деятельность может быть реализована как применительно к общекультурной тематике, так и применительно к профильной. При этом значительное место занимает поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть научно-популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников и т.п.).
Обработка информации в целях ее презентации предполагает ее обобщение и развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблицы, схемы, снабдить рисунками/фотографиями и т.п.
Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности.