Урок музыки в 7-м классе "Ты, Моцарт, Бог…"

Разделы: Музыка


Тема: “Ты, Моцарт, Бог…”

Цель:

– сформировать личностные установки учащихся к музыкальной драматургии сороковой симфонии В. А. Моцарта

Задачи:

– развить умение вслушиваться в тончайшие движения души другого человека, композитора, исполнителя; улавливать различные музыкальные оттенки – музыкальные образы.
– направление восприятия произведения по тому же пути, что и его создание.
– формирование внимательного отношения к музыкальному языку 40ой симфонии Моцарта.
– развитие умения целостно анализировать музыкальное произведение, высказывать свое отношение к написанному автором.

Тип урока:

  • закрепление (углубление) знаний;

Вид:

  • ролевая игра.

Жанр:

  • тематический (творческий портрет).

Оборудование:

  • НСО – портреты Моцарта, Эйнштейна, Сальери.
  • музыкальный инструмент: фортепиано.
  • ТСО – магнитофон, аудиокассеты.
  • эмблемы для групп: “Я – композитор”, “Я – исполнитель”, “Я – слушатель”, “Я – критик”, “Я – друг”, “Я – издатель”.

Методы:

  • метод размышления, осознание личностного смысла музыкального произведения, метод импровизации, обобщение.

ХОД УРОКА

1 этап

Эпиграф: … Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь,
Я знаю, я. (“Моцарт и Сальери” А. С. Пушкин) Слайд1.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами будем говорить о музыке Моцарта, о его 40 –ой симфонии. У нас необычный урок: урок – ролевая игра.Класс разделен на 6 групп:: “Я – композитор”, “Я – исполнитель”, “Я – слушатель”, “Я – критик”, “Я – друг”, “Я – издатель”.Какие чувства затронула в нас эта музыка, как мы ее понимаем, что в ней слышим? – На эти вопросы с разных позиций и постараемся мы сегодня ответить. Приложение1\Слайд№2.ppt. Приложение1\Слайд№3.ppt

Учитель:

В 1952 году в Америку, в Принстон, в гости к знаменитому ученому-физику, создателю теории относительности Альберту Эйнштейну приехал молодой австралийский пианист Манфред Клайн. Он сыграл Эйнштейну одну из сонат Моцарта, и Эйнштейн пришел в восторг…Приложение1\Слайд№4.ppt

По дороге домой Клайн думал: что может связывать труды Эйнштейна и музыку Моцарта? Музыка эта не только прекрасно, не только грациозно. Она обладает удивительной независимостью от времени, места и среды. Это музыка для Эйнштейна.

Да, Эйнштейну открыл мир музыки Моцарт. С шести лет мальчика Альберта стали учить играть на скрипке и, как большинство обыкновенных мальчиков, он тяготился скрипкой, пока ему не попались сонаты Моцарта. Вот тогда музыка превратилась из опостылевших упражнений в прикосновение к совершенству и красоте (биограф Б.П. Кузнецов) “как и в науке, чистоту и красоту Эйнштейн считал золотом адекватного (соответственно точного) отображения бытия. Предметом страстного влечения, властителем дум Эйнштейна всю жизнь оставался Моцарт... ”

Не правда ли, знаменательно? Эйнштейн признан одним из властителей, дум XX века, а властителем дум самого Эйнштейна всю жизнь оставался Моцарт.

Музыка Моцарта была для Эйнштейна звучавшей гармонией мира, выраженной в совершенной, чистейшей, простой форме, – как писал друг Эйнштейна Ганс Билан, в “ореоле эллинской красоты, с ее ясными линиями то шаловливо – грациозными, то могучими и возвышенными”. Это – музыка полноты чувствующего разума и мудрого Сердца, Жизни с ее вершинами и безднами.

“Ты, Моцарт, Бог…” – Так, на “ты” обратился к, Моцарту Сальери в знаменитой “маленькой трагедии” Пушкина “Моцарт и Сальери”.Приложение1\Слайд№5.ppt

… Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь,
Я знаю, я.

Так сказано о Моцарте у Пушкина. Сегодня мы с вами будем говорить о музыкальной драматургии 40-ой симфонии Моцарта. Июль 1788 года – симфония закончена. Быстрота, с которой он записал ее, могла показаться непостижимой. Какие – нибудь несколько дней… Но запись всегда была для него самым легким делом. Но когда в его музыке открылись эта пугающая глубина – ждешь восторга, но он оборачивается великой печалью? Моцарт в 35 лет давно забыл о “счастливой праздности” прежних лет… А жизнь начиналась так счастливо.

Сказочный мир: дороги, кареты, дворцы, мраморные лестницы, великолепные залы в золоте и гобеленах; люди, одетые как сказочные принцы и короли…

2 этап: Выход творческой группы: 1 сцена:  Приложение1\Слайд№6.ppt

1 ученик: Вы слышали о мальчике с феноменальными музыкальными способностями?

2 ученик: Да! Отец его – Леопольд Моцарт. А сам мальчик – Вольфганг – хрупкий маленький артист в напудренном парике с косичкой, детское личико с непривычно серьезным видом!

3 ученик: Играет с невозмутимой уверенностью, его руки легко скользят по клавишам! А иногда мальчику завязывают глаза, и он, не видя клавиш, продолжает играть!

1 ученик: Путешествует по странам Европы. С искусством “чудо – ребенка” знакомятся аристократические аудитории Парижа, Лондона, Вены, городов Германии и Нидерландов.

2 ученик: Сам И. К. Бах (галантный стиль) дал ему несколько уроков композиции.

3 ученик: В 6 лет играл на клавире для курфюста Баварии и для Австрийской императрицы!

1 ученик: Какой гениальный ребенок!

Универсальное дарование!

“Верлибр” (самостоятельная домашняя работа): сочинение музыкальной миниатюры. Приложение1\Слайд№7.ppt

1 группа: Послушайте, что я вчера сочинил:

Дай хоть последней нежностью
Выстелить твой уходящий шаг.

2 группа: А теперь послушайте мое сочинение:

С ветки на ветку
Тихо сбегаются капли.
Дождик весенний.

3 группа:

Соперничая с белизною снега,
Упавшего с небесной высоты,
У дома моего
На ветках сливы зимней
Цветут сегодня белые цветы!

1 ученик: Господа! Позвольте представить вашему вниманию произведение вашего преданного слуги.

Оно называется “Счастье”.

(Исполнение песни Д. Б. Кабалевского “Счастье”

I голоса – молодцы! Я вами довольна!
II голоса – звучат из рук вон плохо!

Придется с вами поучить отдельно в следующий раз!

2 сцена:

1 ученик: Моцарту уже 31 год. Приложение1\Слайд№8.ppt

Как это не странно, но Вена отвернулась от Моцарта. Как не удивительно, знаменитого, прославленного, увенчанного лаврами Моцарта больше не приглашают в императорский дворец и дома венской знати. Ему не заказывают ни чего, кроме военных маршей и боевых песен (император Иосиф II отправился воевать с турками).И на месте желающих присутствовать на новом концерте Моцарта по подписке – всего одна подпись. Барон ван Свитен …

3 ученик: В Вене “Дон Жуан” провалился, но в Праге его ждал триумф.

– Твой “Дон Жуан”, Моцарт, злодей, развратник и убийца. “Веселая драма”! Где оно, это веселье? Музыка полна боли и мрака…

Моцарт смеялся в ответ.

– Если бы ты прочел пражские газеты:

“Опера нравиться всем…” “Дон Жуан” – нечто великое…”, “Едва ли после смерти Моцарта создаст нечто подобное…”

Сальери был неутомим в передаче толков и мнений.

– “Какая изнурительная музыка” – это слова примадонны Алоизии Ланге. “Музыка чересчур сложна.” – это сказала Катерина Кавальери.Граф Орсини-Розенберг боится,что такая музыка развратит публику. Граф Цинцендорф признался,что опера ему наскучила. И даже император…

Моцарт его перебил:

- Император сказал: “Опера божественна…”

– И прибавил: “Но этот кусок не по зубам моим венцам”

Моцарт смеялся в ответ:

- А все-таки ты плакал, Антонио Сальери, ты плакал на репетиции “Дон Жуана”, тебя видели плачущим. Значит опера и вправду хороша.

3 сцена:

- Мой издатель Паскуаль Артариа!

- Моцарт! Ты здоров?

– Последние недели были самыми страшными в моей жизни, Паскуале. Станци снова больна …

- Ты ничего не писал?

- Я написал фортепьянный концерт, закончил симфонию в ми-бемоль мажоре, и сейчас пишу еще одну – в соль миноре… У меня есть замысел – трех симфоний, в которых вся моя жизнь с ее мечтами, страстями, восторгами, и бедами должна наконец…

Артариа перебил его:
– Моцарт, ты же знаешь, сейчас никому не нужны симфонии. На складе лежит партитура “Дон Жуан”, переложенная для фортепиано, – даже ее никто не берет. Пиши побольше танцев, сейчас спрос на контрдансы.

Они идут по гульдену три крейцера за экземпляр…Приложение1\Слайд№9.ppt

3 этап

Учитель: Симфония №40 В.–А. Моцарта – одна из трех последних симфоний композитора, которые он сочинял меньше чем за три месяца, незадолго до создания своего великого “Реквиема”. Приложение1\Слайд№10.ppt

Внешне симфония написана просто, как большинство симфоний Моцарта и его современников: 1-я часть – быстрая, 2-я часть – медленная, 3-я часть – умеренно быстрый танец (менуэт), 4-я часть – стремительный финал. Приложение1\Слайд№11.ppt

Но если внешне музыка достаточно проста, то внутреннее содержание ее очень богато, сложно и широко развито. Моцарт писал эту симфонию в трудное время своей жизни. Слишком сложная для любителей легкой, развлекательной музыки, эта музыка, затрагивающая очень глубокие человеческие чувства, отражающая драматическое, даже трагическое состояние души, многим казалась странной, непонятной. Сам же Моцарт, еще в детские годы испытавший успех, всемирную славу, постепенно становится почти забытым музыкантом. Но никуда не могли исчезнуть его поэтическая душа, его стремление к счастью, к гармонии человеческих чувств и мыслей. Человек, его счастье, уважение к людям остаются по-прежнему сердцевиной творчества Моцарта.

(Музыкальный фрагмент 1 части)

А теперь давайте послушаем мнение участников ролевой игры: композиторов, критиков, исполнителей, слушателей, издателей, друзей. В каждой группе уже есть лидер. Перед каждым участником лежит карта самоанализа, которую он заполняет в течение урока,и карта модели музыкального произведения,которую заполняет вся группа.

Итак, начинаем ролевую игру!

Правила игры: Участники должны с выбранных позиций проанализировать музыкальное произведение. Приложение1\Слайд№12.ppt

Послушаем автора (композитора): Что вы хотели выразить в 40 –ой симфонии? Каков ваш драматургический замысел?

(Музыкальный фрагмент 1 и 2 части)

А теперь слово – критику: Каково качество реализации замысла?

Приложение1\Слайд№13.ppt

Прошу выступить исполнителя: Каковы особенности трактовки?

Приложение1\Слайд№14.ppt

(Музыкальный фрагмент 3 части).

А теперь слово – слушателям: Расскажите о музыкальных образах данного произведения, о музыкальной драматургии. Приложение1\Слайд№15.ppt

(Музыкальный фрагмент 4 части).

Что может сказать издатель? Приложение1\Слайд№16.ppt

А теперь слово – друзьям композитора. Приложение1\Слайд№17.ppt

Учитель: Большое спасибо всем за такие разные мнения.. А сейчас заполните, пожалуйста, карты самоанализа и модели музыкального произведения. Я их все проанализирую, и результаты мы с вами обсудим на следующем уроке. (Оценивание знаний).

Учитель: Говоря о музыке Моцарта, мы попытались с вами представить его жизнь, историческую обстановку, представили взгляды композитора, его современников, прослушали фрагменты сороковой симфонии, которые воспринимаются нами не изолированно,а как части единого драматургически связанного целого. Приложение1\Слайд№18.ppt

Мы с вами сегодня проанализировали (поговорили) музыкальную драматургию 40 – симфонии В. А. Моцарта, услышали много разных мнений. Симфония обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.

4 этап: Выход творческой группы:

Сцена 4:

Как все меняется!

Еще вчера жизнь казалась невыносимой. А сегодня! Михаэль Пухберг наконец – то откликнулся на письмо и прислал 200 гульденов. Станци снова встает с постели и уже сама спускалась в сад.

Солнце над Веной, как в те прекрасные часы, когда Вольферль засыпал на руках отца, устав от игр с принцами и принцессами.

И камни под ногами все те же. Только башмаки стоптались. Только кружевная рубашка обносилась и пожелтела. Только не румянец на лице, а пятна оспы и желтизна…

И все же – это Моцарт, уже услышавший внутренним слухом симфонию соль – минор, сороковую, быть может одну из лучших своих симфоний…

Знаменитое начало – удивительный по чистоте, несколько раз возникающий напев. Что в нем – умиротворенная радость или прозрачная грусть, уже не обещающая радости? Что это – поэма чистого восторга или благородной скорби? Признание в любви или прощание с любовью?

Но любовь в нем самом, в Моцарте!

Учитель: Вот и закончился наш урок, закончилась наша встреча с прекрасной музыкой В. А Моцарта.

Используемая литература

[1] Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие.- Н. Н. Кондратюк, издательство “Т Ц Сфера”, Москва, 2005 г.

[2] Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. – Е. А. Смолина,  Ярославль, Академия развития, 2007 г.

[3] Любимые и другие. Пестрая книга о музыке. – Л. Мархасёв, Ленинград “Детская литература”, 1978 г.

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2