Цели:
- познакомить с понятием экономика;
- выделить отдельные части экономики;
- показать взаимосвязь этих частей.
Задачи:
- развитие мыслительных способностей;
- привитие интереса к учебному предмету.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационная таблица “Профессии людей”, ноутбук, экран для демонстрации презентации.
План
I. Организационный момент.
П. Повторение пройденного материала.
1. Выполнение учащимися дифференцированных заданий по группам (Приложение 1).
Мы с вами живем в городе. Поднимите руки, а кто из вас хоть раз был в деревне?
Вы заметили, что жизнь города отличается от жизни села. На прошлом уроке мы находили эти отличия. Проверим, как вы усвоили материал. Выполните задания по карточкам (задания трех уровней сложности).
2. Проверка выполнения задания.
Повторили основные отличия города и села. Но между городом и селом существует связь. Убедимся.
III. Сообщение темы.
Соберите рассыпавшееся слово.
НО ЭКО КА МИ (экономика)
Определение целей (с привлечением учащихся).
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать о …
Обобщение учителем. Вы поставили цель и определили задачи узнать:
- что такое экономика;
- какие части экономики существуют,
- что приводит в движение экономику.
Давайте постараемся в этом разобраться.
IV. Работа над новым материалом.
1. Введение определения.
В основе слова лежат древнегреческие слова “экос”- дом и “номос”- закон. Буквальный перевод - “искусство ведения домашнего хозяйства”. Еще проще: Экономика-это хозяйство (появляется запись на экране (Слайд 1 Презентации к уроку)
Еще древние греки понимали, что хозяйство следует вести по определенным правилам.
С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. Для жизни нам нужны жилье, одежда, еда и многое другое. Мы покупаем все необходимое за деньги. Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства обучает наука экономика.
Экономика есть и в нашем государстве, России. Объяснить, почему разные вещи производят разные люди, что это за сложная наука- экономика помогут нам герои книг “Экономика - детям” - труженица пчела, филин и мудрый сверчок (Слайд 2).
2. Инсценирование сказки “Рассказ труженицы- пчелы” учащимися (Приложение 2).
3. Закрепление.
Ответы на вопросы.
Ребята, понравился ли вам рассказ труженицы- пчелы? Все ли стало понятно, как лесные жители организовали свое хозяйство?
Почему жители леса решили, что одни будут собирать для всех ягоды и грибы, выращивать морковь, другие - строить жилища, третьи - лечить, четвертые - учить? (У одних получалось лучше одно, у других - другое).
Что, по мнению сверчка, решили делать люди, глядя на жителей леса?
(Разделить свой труд по профессиям).
4. Презентация слов сверчка на экране (Слайд 3).
5. Работа со схемой (Слайд 4)
Представим экономику, т.е. хозяйство любой страны, как предлагает сверчок - в виде дерева.
Как называется каждая веточка-часть? (Отрасль).
Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, коров, овец, гусей? (Сельское хозяйство)
В какой отрасли строят дома, фабрики, заводы? (Строительство)
Делают игрушки, машины, шьют одежду? (Промышленность)
Перевозят грузы и людей? (Транспорт)
Какие еще есть отрасли? (Медицина, образование, торговля, жилищное хозяйство)
6. Работа с демонстрационными картинами “Профессии”, разгадывание загадок.
Укажите профессию. В каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий?
Учитель - образование, врач - здравоохранение, продавец - торговля, маляр - строительство, парикмахер - сфера обслуживания.
Отгадайте, о какой профессии говорится в загадке. В какой отрасли экономики трудятся представители данной профессии.
Из просеянной муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка!
(Пекарь.)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом.
(Строители.)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр.)
За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин.
(Художник.)
Встаём мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит;
Кто болен, он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(Доктор)
Назовите профессии ваших родителей. В каких отраслях они работают?
7. Работа с учебником с. 101.
Назовите номер рисунка, на котором изображен труд людей в сельском хозяйстве.(3).
В торговле (2).
На транспорте (4)
В промышленности (1).
Связаны ли между собой части экономики?
Подумайте, какие части экономики работали для того, чтобы утром можно было выпить стакан сока или молока?
Объясните, как связаны между собой строительство и транспорт; промышленность и торговля?
Вывод: все части экономики связаны друг с другом.
Все произведенные различными отраслями продукты, т.е. товары можно приобрести за деньги. Деньги - это кровь экономики. Деньги приводят экономику в движение.
8. Рассматривание иллюстраций с. 103.
На какие группы можно разделить деньги?
9. Сообщение учащихся о первых деньгах.
V. Д/з. с. 100-101, задание 1, 2 в тетради.
VI. Итог:
На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно узнать…
Мне хотелось бы еще узнать …
В оставшуюся часть урока возможно разгадывание кроссворда. В какой отрасли экономики произведены эти вещи?
Литература:
- А.А Плешаков “Мир вокруг нас”, М., 2000.
- О.В Казакова “Поурочные разработки по курсу “Мир вокруг нас”, М., 2003.
- Меньшикова О.И., Попова Т.Л., Кнышова Л.В. Экономика детям. М. “Просвещение”, 1994.