Цель: поиск нового знания.
Задачи:
- создать условия для переноса ранее изученного открытия учащимися способа проверки орфограмм в окончаниях глаголов после шипящих через открытые ранее способы;
- конкретизировать специальное правило для шипящих в надёжных окончаниях;
- установить правило обозначение фонемы <о> после шипящих в окончаниях глаголов.
- развивать умение работать в группе, сравнивать, оценивать работу, делать вывод и отражать его графически;
- прививать интерес к учебной исследовательской деятельности;
Оборудование: у детей - 75 кругов красного, желтого, зелёного цвета; 25 полосок - светофоров; клей; 25 квадратов; 25 фотографий детей. У учителя - алгоритм работы, схемы, ордена внимания, рефлексивные полоски; текст большой; три больших круга.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Фиксация | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Создание учебной ситуации | - Уважаемые ребята! Сегодня нам с вами доверили открыть ещё один секрет русского языка. - Посмотрите на схему и скажите: какую проблему мы решали? - Спасибо. |
- Слабая позиция в падежных окончаниях существительных и прилагательных | |||||||||||||||||||||||||
- А теперь? | - Правописание окончаний после шипящих и Ц. | ||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | - Какое правило вы знаете? | - В падежных окончаниях после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения Е. | |||||||||||||||||||||||||
- Спасибо. Но я точно знаю, что фонема <О> на письме обозначается буквами О и Ё. Почему появилась Е? | - Написание буквы Е после шипящих – нарушение закона письма. | ||||||||||||||||||||||||||
-Вы знаете эти правила. Хотите ли проверить свои знания? | - ДА | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная тестовая работа с «Ключом» (светофор) | - Я предлагаю вам тесты. Внимательно посмотрите на 1-й тест. Определите цель его использования. Тест 1
|
||||||||||||||||||||||||||
- Определите цель 2-го теста. Тест 2 | - Надо узнать, что называет слово. | ||||||||||||||||||||||||||
- Определите цель 3-го текста. Тест 3
|
- Какую букву писать О или Е после шипящих | ||||||||||||||||||||||||||
- Спасибо. Давайте проверим нашу работу. Назовите цвет круга 1, 2, 3 тестов. - Молодцы те, у кого получился светофорчик. Покажите его. |
«Ключ» к тестам - светофор. | Тест 1 - красный Тест 2 - желтый Тест 3 - зелёный |
|||||||||||||||||||||||||
- Спасибо, вы справились с заданием. И светофор появился не зря, потому что и на дорогах нужно знать правила и на уроках тоже. Знать и применять. | |||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | «Светофорчик» красный круг - стой желтый круг - зелёный круг - иди |
Дети должны быть внимательными, т.к. цвета будут чередоваться. | |||||||||||||||||||||||||
- А теперь, пожалуйста, проверьте работы и докажите их правильность или неправильность. | Дети работают в четырёх группах по 4 человека. На индивидуальных досках. | ||||||||||||||||||||||||||
Контроль осознанности выполнения работы | I | Слова | + / - | К | Почему? | Дети знают, что "+" - правильно, "-" - неправильно, "К" - данные компьютера "Почему?" - записывают правильно. |
|||||||||||||||||||||
1 | Овцой | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Солнцом | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Леденцом | ||||||||||||||||||||||||||
4 | Под камышом | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Пальцем | ||||||||||||||||||||||||||
II | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Лицом | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Калачом | ||||||||||||||||||||||||||
3 | За рубежом | ||||||||||||||||||||||||||
4 | С отцом | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Перед гаражом | ||||||||||||||||||||||||||
III | |||||||||||||||||||||||||||
1 | За границей | ||||||||||||||||||||||||||
2 | За тучей | ||||||||||||||||||||||||||
3 | С товарищем | ||||||||||||||||||||||||||
4 | За училищем | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Под полотенцем | ||||||||||||||||||||||||||
IV | |||||||||||||||||||||||||||
1 | За зайцем | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Со свечёй | ||||||||||||||||||||||||||
3 | С плащем | ||||||||||||||||||||||||||
4 | За братцом | ||||||||||||||||||||||||||
5 | С врачом | ||||||||||||||||||||||||||
- Давайте проверим вашу работу. | 1 группа - в работе были две «ловушки», 2 группа - работа верная, 3 группа - работа верная, 4 группа - была 1 «ловушка» |
||||||||||||||||||||||||||
- Чтобы выполнить эту работу, какое правило мы должны были знать | - В окончаниях под ударением пишется О, без ударения - Е. | ||||||||||||||||||||||||||
- Уточните, пожалуйста, а у каких слов? | - У слов, называющих предметы и признаки. | ||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | Физминутка для глаз «Паучок» | ||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи | - Прочитайте, пожалуйста эту пословицу. В чём её смысл? | Мнение детей. | |||||||||||||||||||||||||
- На полосках на пишете последнее слово, заполните пропуск. | Варианты: бережот бережёт. |
||||||||||||||||||||||||||
- Спасибо. В самом деле, что тут трудного. Я, ведь, тоже учила правило: в окончаниях после шипящих под ударением пишется буква О. | У детей - сомнение. | ||||||||||||||||||||||||||
- Тогда ещё раз уточните: наше правило подходит к каким словам? | - Словам называющим предметы и признаки. | ||||||||||||||||||||||||||
- А это слово, что называет? | - Действие. | ||||||||||||||||||||||||||
- Подходит ли наше правило к глаголам? | - Мы этого не знаем | ||||||||||||||||||||||||||
- Найти ответ на наш вопрос поможет игра «Лучший сыщик». Ознакомьтесь с правилами игры. | У детей тексты, квадраты. | ||||||||||||||||||||||||||
Поисково-исследовательская работа | На доске текст.Капризен апрель. Нет у него собственной погоды. То лицу обожжёт северным ветром. То вдруг солнышко припечёт. И сразу с крыш закапает вода, потечёт по льду. Весна, совсем весна! |
Алгоритм: 1) прочитать текст 2) найти глаголы с шипящими 3) посчитать количество глаголов 4)записать это число в квадрате. 5) сделать вывод: <O> ? |
Ученики ищут глаголы, подчёркивают их в тексте, записывают их количество на квадратиках. | ||||||||||||||||||||||||
- Вы закончили работу, самый внимательный сыщик должен был найти три глагола, ему вручается орден внимания. | Варианты у детей могут быть: 1, 2, 3, 4, … | ||||||||||||||||||||||||||
Формулирование специального правила | -Какой же вывод можно сделать? Какой буквой обозначается фонема <O> после шипящих у глаголов? | <O> Ё |
<O> ? |
||||||||||||||||||||||||
Вывод: В окончаниях слов, называющих действия, фонема <О> после шипящих обозначается буквой Ё. | У действий в окончаниях <O> ⇒ Ё. |
||||||||||||||||||||||||||
- Мы с вами открыли ещё один секрет. | |||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | - А хотите ли вы проверить свои знания? (занимательное графическое задание с самоконтролем) | - Да | |||||||||||||||||||||||||
- Выполните, пожалуйста, графическое задание с самоконтролем. (Рисунок задания закодирован множеством точек; если их правильно соединить, то получится рисунок- сюрприз.) | Дети выполняют. Получившийся рисунок означает, что грамматическое задание выполнено верно. | ||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | - Спасибо за работу. Такое же задание будете выполнять дома. |
||||||||||||||||||||||||||
Итоговая рефлексия | - Мы заканчиваем наш урок игрой «Светофор». Возьмите, пожалуйста, ваши фотографии и наклейте их на светофорики по правилу: |
||||||||||||||||||||||||||
- Спасибо за урок. Будьте внимательны как на дорогах, так и на уроках. |