Смотр знаний по теме "Морфемика"

Разделы: Русский язык


Цели урока: проверка знаний учащихся, развитие навыков работы самостоятельно, воспитание навыков самоконтроля.

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока и порядка выполнения заданий. (Задания даются в письменном виде каждому ученику)

Задания.

I. Написать определения и привести примеры.

1 вариант

  • Что такое окончание?
  • Что такое суффикс?
  • Что такое основа слова?

2 вариант

  • Что такое корень?
  • Что такое приставка?
  • Что такое форма слова?

II. Записать слова в две колонки:

  • однокоренные слова;
  • формы одного и того же слова.

Вода, водный водяной, водного, водолаз, подводный, воды.

Моряк, морской, моряка, море, приморский, морячка, морскому.

Придорожный, дорога, железнодорожный, дорожка, придорожные, по дороге, дороженька.

Небо, небесный, поднебесный, небесного, поднебесье, по небу, небеса.

III. Сгруппировать слова по видам орфограмм.

Вскрикнуть, цыпленок, растительность, расположиться, шелковый, испортить, разжимать, вырастить, лекция, челка, почетный, распорядок, сдуть, изложение, выращенный, циркуль, капюшон, черствый, бесконечный, росточек, цирк, почетный, бесценный, цыганский, черствый, предлагать.

IV. Привести примеры слов с чередованием звуков.

V. Привести примеры слов с беглыми гласными.

VI. Выполнить морфемный разбор.

1 вариант.

  • Правнучка
  • Разломать
  • Скользкому
  • Каменный

2 вариант.

  • Рассматривать
  • Беззаботный
  • Быстро
  • Избушка

VII. Составить с данными приставками по 2 – 3 слова. И объяснить, что обозначают эти приставки.

ВЫ-, В-, У-, ОТ-, ПРИ-.

VIII. Подобрать к данным словам синонимы с приставками на З-, С-.

Беседовать, думать, долгий, сломать, изучать,

IX. Подобрать к данным словам антонимы с приставками на З-, С-.

Добрый, шумный, отремонтировать, спокойствие, строительство.

X. Найти слово, которое состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

Растение, сделает, рассматривать, барабанный, медвежонок, широта, красивый.

XI. Используя слова с изученными в данном разделе орфограммами, написать сочинение-миниатюру о зимнем дне.