Цель: Через произведения К.Паустовского формировать читательскую культуру.
Задачи:
- Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения.
- Развивать монологическую речь, творчество и воображение, обогащать словарный запас.
- Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Форма урока: Урок-обобщение.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная;
- Групповая;
- Дифференцированная.
Элементы технологии, используемые на уроке:
- Технология личностно ориентированного развивающего обучения;
- Использование информационно-коммуникативных технологий.
Оборудование:
портрет К.Г. Паустовского (1892-1968);
выставка рисунков;
выставка книг;
кроссворд.
1. Организация класса. Настрой на урок.
-Улыбнитесь друг другу. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку стала интереснее и радостнее.
б) Чему научимся на уроке?
- Обсуждать;
- Наблюдать;
- Догадываться;
- Делать выводы;
- Получать удовольствие от работы.
2. Пятиминутка. (Читаем глазами)
Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре-портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас, и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.
Ярко горели лампы, и всё пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно - может быть, оттого что стёкла запотевали, и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
3. Разгадывание кроссворда. Определение темы урока.
1. Старик хитрый, ученый, мельник…(Панкрат).
2. Цветок - лепесток в валенках. (Варюша).
3. Друг автора. (Рувим).
4. Старый воробей. (Сидор).
5. Сначала ворюга, потом Милиционер. (Кот)
6. Деревушка, где жила Варюша. (Моховое)
7 .Внук деда Лариона. (Ваня)
8. Дождь бывает…(слепой)
9 .Он вылечил зайца. (Карл)
10. “Да ну тебя!” (Филька)
11. Дождь бывает…(спорый)
ПАУСТОВСКИЙ (портрет)
4. Работа в парах.
- Что узнали о К. Г. Паустовском? Что он писал? (жанровая разновидность)
Назовите рассказы, сказки, очерки, юмористические рассказы.
Тема произведений: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.
- Назовите произведения, в которых автор описывает мудрых и добрых стариков.
.5. Работа с классом.
А) Групповая работа. - Кто из героев прочитанных произведений вам запомнился? Составление портретов героев:
- 1 гр. Варюша;
- 2 гр. Ваня Малявин;
- 3 гр. Кот Ворюга (Моя кошачья жизнь);
- 4 гр. Филька.
Памятка.
1. Портрет
2. Поступки.
3. Речь.
4. Отношения.
Б) Дифференцированная работа.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Дождь. Какой бывает? (выборочное чтение) |
Соотнесите пословицы с прочитанными рассказами: 1. Признание – половина исправления. 2. Земля, на которой родился – золотая. 3. Не бросай друга в несчастье. 4. Весна да осень – на дню погод восемь. | Определите внутренний мир героев, их переживания, настроение, чувства: - добрый; - злой; - жестокий; - заботливый; - внимательный; - великодушный; - бестактный; - благородный; - беспокойный. |
В) Выборочное чтение (соотнесите текст с рисунками)
6. Обобщение
- Чему учат произведения К.Г. Паустовского?
Д/з: Кто больше прочитает? (выставка книг)
Найти отрывок прочитанного произведения.
“Резиновая лодка”.
“Прощание с летом”.
“Барсучий нос”.
“Золотой линь”.
“Заботливый цветок”.
“Подарок”.
7. Рефлексия и самооценка.
(Светофор. Зеленый – доволен, желтый – не совсем, красный – не доволен)
А) Что удивило?
Б) Что произвело впечатление?
В) Кому можете сказать спасибо?
“Я хочу жить долго, чтобы испытать до конца всё очарование и исцеляющую силу нашей русской природы” К.Паустовский.
Имитационная игра
1. Организация класса.2.
– Послушайте загадку и определите, о чем идет речь? (слайд №11)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) (слайд №12)
3.
Ольга Высотская посвятила одуванчику свое стихотворение.
А) Чтение стихотворения
- Как вы понимаете слова “Он большого солнца – маленький портрет?”
Б) Дифференциация по объему. (Слайд №13)
1 уровень. Подсчитай количество глаголов в
стихотворении.
2 уровень. Какая часть речи встречается чаще?
3 уровень. Каким выразительным языковым
средством пользуется автор? (сравнение)
4.
М.Пришвин посвящает свое произведение тоже одуванчику и называет его “Золотой луг” (сведения об авторе). (Слайд № 14, 15)
- Самостоятельное чтение текста
- Определение жанра.
5. Дифференцированная работа (слайд №16)
- Комплектование групп-уровней.
- Подбор разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту.
- Овладение различными видами дифференциации:
Задания группам – подобрать задания к этому произведению по характеру мыслительной деятельности и по уровню творчества.
6. Выступление групп.
7. Рефлексия
.Вопросы:
А) Что нового узнали на уроке?
Б) Что вы считаете нужным запомнить?
В) Пригодятся ли вам знания, приобретенные на
этом уроке в дальнейшей жизни?
Итог: (слайд №17)
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский.
Благодарность и пожелания.