Цель данного внеклассного мероприятия – обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве М.В.Ломоносова.
Устный журнал “Гений земли русской” подготовили и провели для детей начальной школы учителя и ученики вторых классов.
План проведения:
- Монтаж. “ Памяти М.В. Ломоносова” М. Леонов
- Сценка “Хорошо ли быть Ломоносовым?”. По произведению В. Киприянова (Приложение 1)
- Страницы устного журнала (Приложение 2):
- “Беломорский Север – Родина Ломоносова”
- “Детские годы М.В. Ломоносова”
- “Путь в науку”
- “Ломоносов- учёный”
- Рассказ об искусстве мозаики
- “Памяти М.В. Ломоносова
- Песни в исполнении детей 2-х классов о городе Архангельске.
Под рокот свирепого моря,
В своей деревеньке глухой
Не мало сурового горя
Ты видел, поэт дорогой…
…И быстро промчалося время
И северный серый мужик,
Узнавши тяжелое бремя,
Ты стал знаменит и велик.
“Памяти М.В.Ломоносова” Максим Леонов
Страница 1. “Беломорский Север – Родина Ломоносова”
“Велика Россия, а Ломоносов мог родиться
только на Севере”
А.Преображенский
Слайд 3.
Суров русский Север. Теплые дни стоят всего месяца три, а остальное время- зима. Здесь, среди широких двинских просторов, прошло детство и юность нашего великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова.
Слайды 4- 5.
На месте дома Ломоносовых в селе Ломоносова в 1940 году был открыт музей. Здесь есть предметы быта, орудия лова, старинные книги, женская одежда и головные уборы. Все это окружало Михаила Васильевича Ломоносова в детские и юношеские годы.
Страница 2. “Детские годы М.В. Ломоносова”
“Из поморья вынес Ломоносов свой физический закал, здесь впервые воспитал он в себе вольнолюбивый, свободный дух, железную настойчивость и положительный ум”.
П.Н.Сакулик
Слайды 7-8.
На нашей реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям: пас скот, трудился в огороде, в поле.
Слайды 9-10.
Когда Михайло исполнилось 10 лет, отец его стал брать с собой в море. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля “Чайка”, летевшего на всех парусах! Отец научил его ориентироваться по звездам, пользоваться компасом, определять направление ветра, ставить парус.
Михайло был очень любопытным ребенком и все время задавал отцу вопросы. Отец решил отдать сына учиться читать и писать в церковь к местному дьякону Семену Никитичу Сабельникову. Ломоносов начал учиться в 11 лет, но уже через 2 года стал лучшим чтецом.
Слайд 11.
В то время было очень мало книг. К мальчику в руки попали учебники “Арифметика” и “Грамматика”. Потом он назовет эти книги вратами своей учености. Но учение Ломоносову давалось нелегко. Мачеха не разрешала ему читать, поэтому Михайло прятал от нее учебники. Он перечитал все церковные книги, но его все равно очень сильно тянуло к учению.
Страница 3. “Путь в науку”. “Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей” А.С.Пушкин
Слайд 13.
Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. У Михайлы же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: хочу, мол, учиться, а здесь негде. Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено. Он уже и невесту приискал Михаилу. Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении.
Слайд 14.
В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву. Было ему 19 лет.
В декабрьскую ночь, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги- грамматика и арифметика. Обоз он догнал через три дня.
В Москве Михайло не имел ни одного знакомого человека, а ночевал пока у рыбного обоза, с которым пришёл. Но ведь, когда продадут последнюю рыбу, обоз вернётся домой и Михайло останется один. Думая об этом, Ломоносов горько плакал. Однажды пришёл какой-то господский приказчик покупать рыбу с обоза и оказался он земляком Ломоносова. А, узнав, для чего тот в Москву пришёл, взял его к себе в дом, отвёл для житья угол между слугами того дома.
Слайд 15
Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно - греко-латинская академия (“Спасские школы”). В неё и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение.
В Славяно - греко-латинскую академию Михайло приняли: он сказал, что является сыном холмогорского дворянина. Занятия велись в небольших комнатах. Сквозь маленькие окошки в толстых стенах едва проникал свет.
Слайд 16.
Ломоносов начал учёбу в классе с девятилетними мальчишками. Много обидных насмешек претерпел, но за первый год учёбы осилил три класса.
Когда Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех.
- Глядите, какой болван пришёл с нами учиться!
- Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил:
- Что с тобой делать? На крышу забросить?
Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть.
- Да он лучше учителей всё знает - шептались школяры. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3.
Слайд 17.
Вскоре как одного из лучших учеников его направляют для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук, а оттуда в Германию для обучения химии и горного дела.
Слайд 18.
В 1736 году Михайло Ломоносов становится студентом Марбургского Университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями.
Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…
Слайд 19.
В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. Сейчас в это трудно поверить, но только в 1 746 году в Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в академии наук “научные должности” занимали иностранцы.
Страница 4. “Ломоносов- учёный”. “Историк, механик, химик художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…” А.С. Пушкин
Слайд 21.Трудно назвать какую-либо отрасль науки
из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов
не внес крупного творческого вклада. В физике,
астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном
деле, металлургии, географии, истории, теории
словесности и литературе он либо создал
капитальные труды, совершил выдающиеся научные
открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал
гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на
десятки лет и столетия опередили свое время.
Академик М.В.Келдыш, 1961г.
Слайд 22.
Химическая лаборатория Ломоносова. Была построена в 1748 году
Слайд 23-24.
М.В. Ломоносов в химической лаборатории за проверкой опытов. Михайло Васильевич нередко сутками не выходил из лаборатории. Поэтому и лабораторию построил рядом с домом, ведь многие химические опыты длятся целые дни, а то и ночи
Слайд 25-26
Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Перед вами телескоп и “ночезрительная труба”
Слайд 27.
Аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере.
Слайд 28.
С 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. В месте с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая громовая машина.
Слайд 29.
Крупнейшим достижением Ломоносова в астрономии было открытии е в мае 1761 года атмосферы на Венере. Оно было сделано в результате наблюдения редкого небесного явления - прохождения
Венеры по диску Солнца, проведенного Ломоносовым с исключительным успехом. Ученые многих стран Западной Европы готовились к наблюдению прохождения Венеры по диску солнца, чтобы на основании полученных данных определить расстояние от Земли до Солнца.
Слайд 30.
В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий. Произведения Ломоносова проникнуты идеями просвещения, стремлением прославить вой народ и родину.
Слайд 31.
Ввел в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.
Слайд 32.
В конце жизни Ломоносов основал Московский университет и гимназию при университете, заботясь о том, чтобы туда принимали и крестьянских детей. Он всегда помнил, как трудно было ему, крестьянскому сыну, поступить в академию для дворянских детей.
Страница 5.Рассказ об искусстве мозаики.
Слайд 34.
Что такое мозаика?
Мозаика – это разновидность монументальной живописи
Отдельное произведение прикладного искусства, выполненное мозаичной техникой, также называют мозаикой (мозаика из гальки на пластилиновой основе, из природного материала, из кусочков пластиковых трубочек, кусочков ткани и кожи, из карандашных стружек, геометрическая, живописная, объемная мозаики и другие).
Слайд 35.
Первую мозаику можно было увидеть у восточных владык
С Востока мозаика пришла в Грецию, где родилось величайшее искусство древнего мира.
Слайд 36.
В России древнее искусство мозаики возродил Михаил Васильевич Ломоносов.
Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева, этот долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства, забыла его.
Слайд 37-38.
Ломоносов увидел в Киевском Софийском Соборе произведения мастеров Древней Руси, которые были искусно составлены из кусочков смальты и назывались мозаичками. Он внимательно изучил одну из картин и через два года преподнес императрице мозаичный образ Богородицы.
Слайд 39.
Ломоносов лично все города объезжал и все мозаики лично сам делал, например эти.
Слайд 40.
Ломоносов со свойственной ему страстностью возмечтал создать собственную русскую фабрику цветного стекла.
Проект создания такой фабрики встретил упорное сопротивление многочисленных врагов и завистников.
И если бы не воля, если бы не “благородная упрямка” Ломоносова, так и пролежать бы проекту на канцелярских полках.
Слайд 41.
В 1753 году Ломоносов получает землю для фабрики, получает денежную ссуду, людей для обучения мозаичного дела. И собственными силами в поселке Усть-Рудице приступает к строительству фабрики цветного стекла, в 1758 году открыл мозаичную мастерскую.
На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.
Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них.
Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.
Слайд 42.
В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик.
До наших дней сохранилось 24 мозаики.
В 1752 году Ломоносов писал:
Коль пользы от стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.
Слайд 43.
В Санкт - Петербурге в вестибюле величественного здания, скупо обставленном старинной мебелью из красного дерева, полутемно. Налево и направо – широкие парадные лестницы. На стене перед лестницей висит огромная картина. Свет из окна падает прямо на неё, освещая центральную фигуру всадника с обнаженной саблей в руке. На круглом лице чернеют маленькие усики. Это царь Петр Первый. Петра окружают его генералы, тоже с обнаженными саблями, взведенными пистолетами. Пестреют знамена. Бомбардиры забивают в пушки снаряды. Вьется дым от разрывов. Рубятся в ожесточенной схватке солдаты.
Это знаменитая мозаичная картина Ломоносова “Полтавская баталия”.
Слайд 44.
В Эрмитаже висит портрет Петра Первого собственноручной работы Ломоносова.
Слайд 45.
В Русском музее висят портреты двух величественных женщин – Елизаветы Петровны, дочери Петра I, и Екатерины Второй.
Фигуры, изображённые по пояс, как бы выступают навстречу нам из золочёных рам. На табличке надпись: “Работы мастерской Ломоносова”. Это значит, что Ломоносов хоть и не сам набирал эти мозаики, но делались они под его непосредственным руководством его помощниками. Эти помощники со временем тоже стали превосходными художниками. Сам Ломоносов назвал своих первых учеников Матвея Васильева и Ефима Мельникова “мастерами мозаичного набора”.
Слайд 46.
После кончины Ломоносова начался полный развал мозаичного дела. Закрывается фабрика в Усть - Рудице. Дальше постепенно забывается и сам способ изготовления смальты…С годами в России совсем исчезло искусство мозаики, некогда возрожденной Ломоносовым.
Страница 6. “Памяти М.В. Ломоносова”
Слайд 47.
М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.
Слайд 48.
Один из первых памятников М. В. Ломоносову был поставлен на Курострове: деревянная 4-гранная пирамида на 4-угольном основании с надписями и символическими рисунками; был поставлен в 1791 П. И. Челuщевым; разрушен в половодье (до 1847). Этот памятник Ломоносову второй по времени сооружения - после надмогильного памятника из каррарского мрамора на Лазаревском кладбище Алексанро-Невской лавры (поставлен не позднее 1767).
Слайд 49.
Достопримечательностью Архангельска является памятник М.В.Ломоносову.
Находится перед фасадом здания АГТУ. Высота памятника около 8 метров.
Слайд 50.
Памятник открыт в 1832; отлит из бронзы ваятелем И. П. Мартосом в содружестве с литейщиком ВЛ.Якимовым. Памятник был создан на пожертвования Московской и Санкт-Петербургской академий, архангельских купцов, мещан и крестьян. Тысячу рублей и средства собранные по всероссийской подписке прислала внучка Ломоносова. Всего собрали 53 980 рублей и 85 с половиной копеек.
Слайд 51.
Ломоносов предстает в образе античного поэта – в тоге и с лирой в руках; памятник установлен в месте, известном как Ломоносовский луг (позднее здесь был разбит сквер, названный гагаринским по имени архангельского губернатора С .П. Гагарuна).
В 1867 памятник перенесен на Троицкий проспект,
В 1930 году - к зданию Архангельского лесотехнического университета.
Слайд 52.
Памятник в селе Ломоносове Холмогорского района Архангельской области открыт в 1958; работа скульптора И.И.Козловского (1949). Скульптура отлита в бронзе бригадой мастера В.Лукьянова в Москве (1953). Архитектор Л.Е. Поляков удачно выбрал место для памятника - перед главным фасадом Ломоносовской школы, недалеко от здания косторезной школы и мемориального музея М.В.Ломоносова.
Слайд 53.
Проспект Ломоносова – один из центральных в Архангельске, важная транспортная магистраль города. Переименован в честь М.В.Ломоносова в 1961г в связи с 250 - летием со дня рождения. Длина проспекта около шести километров.
Слайд 54.
Проспект Ломоносова – один из центральных в Архангельске, важная транспортная магистраль города. Переименован в честь М.В.Ломоносова в 1961г в связи с 250 - летием со дня рождения. Длина проспекта около шести километров.
Слайд 55-56
Архангельский государственный педагогический институт имени М.В.Ломоносова основан в 1932г.
С 1957 года институт носит имя основоположника русской науки - М.В.Ломоносова. За изучение и популяризацию научного наследия гениального земляка институт был удостоен в 1961 году памятной юбилейной медали имени М.В.Ломоносова.
Слайд 57.
Этот памятник находится в г. Архангельске, перед фасадом главного корпуса Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Он был открыт в 1993 г. Работа скульптора В.Д.Свешникова. Бюст из камня изображает Ломоносова-юношу
Слайд 58-59.
Центральная городская библиотека имени М.В.Ломоносова выросла из небольшой читальни имени М.В.Ломоносова, открытой в Архангельске в 1911 году к 200-летию со дня рождения.
Слайд 60.
Драматический театр имени М.В.Ломоносова. 27 ноября 1961 года театру было присвоено имя нашего великого земляка.
Слайд 61.
Благодарные потомки дали имя своего гениального земляка:
- Ломоносовскому району Архангельска
- Мемориальному музею М.В.Ломоносова
- Ломоносовской художественной школе и косторезной фабрике имени М.В.Ломоносова
- Школе в селе Ломоносова открытой в 1959 году.
Слайд 62.
Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.
Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.