Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
Цели:
- Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.
- Развитие способностей обучающихся, удовлетворение их потребностей, подготов к будущей самостоятельной жизни.
Задачи программы
- Создать условия для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники, новых информационных технологий.
- Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования НИТ.
- Определить, апробировать и внедрить современные подходы к применению НИТ и телекоммуникационных технологий в образовании.
- Создать единое информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).
- Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
- Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности.
- Развивать контакты посредством Интернет.
- Автоматизировать документооборот, создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
- Создать открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.
- Совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
- Участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации образования.
- Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий.
Назначение программы
Программа информатизации является важным средством в реализации основных приоритетных направлений модернизации образования и внедрения республиканской целевой программы «Информатизация образования в Республике Татарстан». Программа рассчитана на все структурные подразделения ОУ: на педагогический и ученический коллективы, социально-педагогическую и психологическую службы школы, библиотеку, канцелярию и т.д. Программа предполагает создание условий для внедрения и адаптации процессов информатизации в систему образования в рамках школы, предмета, конкретного урока, использование информационных технологий в различных областях учебной деятельности, ориентацию на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества.
Анализ текущего состояния информатизации школы
Кол-во | Год производства | Тип процессора | Тактовая частота процессора, МГерц | Оперативная память, Мбайт | Объем жесткого диска, Гбайт |
3 | 1998 | Vista | 133 | 16 | 10 |
16 | 2001 | PII Celeron | 566 | 64 | 10 |
3 | 2001 | PIII | 600 | 128 | 10 |
1 | 2004 | PIV | ГГц | 512 | 40 |
1 | 2005 | PIV | ГГц | 512 | 40 |
- Принтеры ч/б – 5
- Принтеры цв. – 1
- Сканеры – 2
- МФУ – 1
- Цифровая видеокамера – 1
- Проектор – 1
Уровень ИКТ-компетенции педагогов
Количество педагогов всего | Из них | |||||
владеющих ИКТ на базовомуровне | использующих ИКТ в учебном процессе | владеющих методами дистанционного образования | ||||
высшей кв категории | I кв категории | II кв категории | ||||
49 | 20 | 15 | 5 | 10 | 5 |
Анализируя опыт преподавания информатики в школе и принимая во внимание динамическую модернизацию современного производства, необходимо отметить, что сегодня компьютеризация всех сфер человеческой жизни настоятельно требует от молодого человека глубоких знаний в области информационных технологий и вычислительной техники.
В СОШ №4 такая подготовка ведется в следующих аспектах: пользовательском и профессиональном. Информатика преподается в 9 -11 общеобразовательных классах и 10-11 профильных классах. Для учащихся 10-11 классов в школе ведется элективный курс «Компьютерная графика и дизайн», где помимо детального изучения графических возможностей компьютера, учащиеся приобретают знания и навыки создания и редактирования изображений, начальные профессиональные навыки.
В СОШ №4 ведется кружок по информатике «Твой друг компьютер» для учащихся 5 – 6 классов. Учителем информатики разработана программа дополнительного образования и пропедевтического курса информатики.
В 2004–2005 году начата работа по интегрированию различных учебных предметов и информатики. Естественная форма работы учителя – урок, следовательно, нужно научиться вести уроки с компьютерной поддержкой.
Отличительной чертой таких уроков является диалог учителя с учеником посредством компьютера, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика. Причем ученик превращается тем самым в активного участника собственного обучения.
В СОШ №4 начали исследование этой проблемы на материалах интегрированных уроков по физике, русскому языку и литературе и т.д.
Систематически в конце учебного года в школе №4 проводится конкурс компьютерных программ, на котором учащиеся 11 классов представляют свои разработки программ на языке Паскаль, выставляют свои работы, выполненные в графическом редакторе PAINT и POWER POINT. Учащиеся составляют контролирующие и обучающие программы по биологии, математике, информатике, английскому языку и другим предметам. В дальнейшем этими программами пользуются учителя-предметники при проверке и контроле знаний учащихся по своему предмету.
Ведется работа по созданию сайта школы, который планируется выставить в сети INTERNET. Сайт содержит следующую информацию: данные о школе, педагогических работниках, учащихся, материалы о работе методических объединений, о жизни школы (праздники, олимпиады, предметные декадники), интересные работы учеников и учителей, материалы школьных олимпиад. Систематически учителя школы работают с электронной почтой, просматривают информацию на сайтах МОиН РТ, УО ИК ЗМР РТ, ege.edu.ru, других образовательных серверах. В дальнейшем также планируется активное участие учителей школы во всероссийском виртуальном августовском педсовете.
Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющей предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Индивидуальный подход, целенаправленная работа со способными и одаренными детьми позволяют добиваться высоких результатов на олимпиадах и различных конкурсах. В 2006-2007 учебном году учащиеся школы Файзрахманов Рамиль и Сайфуллин Ильназ (учитель Галанская О.И.) стали победителями на муниципальной конференции по информатике в номинации «Компьютерная презентация». Файзрахманов Рамиль также занял второе место на муниципальной олимпиаде по информатике, на республиканской олимпиаде вошел в 30-ку лучших.
Последние 2 года все внеклассные мероприятия школы проводятся с компьютерной поддержкой.
Анализ ИКТ-компетенции педагогов
66% учителей имеют ПК дома, из них 20% – выход в Интернет.
41% учителей могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ, 20% – подобрать программное обеспечение для учебных целей, 30% – найти материал в Интернет, эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала – 11%.
Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:
- Текстовый редактор – 63%;
- Электронные таблицы – 11%;
- Программы для создания презентаций – 50%;
- Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
- Электронная почта – 12%;
- Поиск информации в Интернет – 53%
- Электронные тесты – 14%;
- Обучающие программы – 3%;
- -Цифровые энциклопедии и словари – 14%;
Прошли курсы повышения квалификации при ИМЦ (26% учителей): 2007-2008 учебный год – 13 человек
Приоритетные направления школы:
- Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, организационной, аудио-видео техникой, телекоммуникационными средствами, аппаратурой приема и воспроизведения в интерактивном режиме учебных программ спутникового телевидения.
- Создание единой телекоммуникационной сети общего образования на основе всемирной системы Интернет, учебного спутникового телевидения и т.д.
- Информатизация управления образованием и процессами его развития.
- Информатизация психолого – педагогического процесса.
- Повышение педагогического мастерства работников школы на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
Этапы реализации программы:
I этап
- Организация деятельности школьной команды;
- Оснащение ОУ средствами информатизации (компьютерным, мультимедийным и другим оборудованием);
- Обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям и их практическому применению;
- Компьютерный мониторинг качества образования.
- Создание обучающей среды в рамках школы на основе информатизации учебно-воспитательного и управленческого процесса;
- Повышение ИКТ компетентности преподавателей на основе взаимодействия и сотрудничества с ИМЦ УО ЗМР РТ.
II этап
- Интенсивное внедрение ИКТ в практическую деятельность по всем направлениям образования и управления;
- Создание и развитие школьного банка образовательных и информационных ресурсов, мультимедийных разработок уроков;
- Создание автоматизированного рабочего места директора школы;
- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по УВР;
- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по национальному образованию;
- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по ВР;
- Промежуточный мониторинг:
– уровня компетентности преподавателей в использовании ИКТ;
– эффективности внедрения ИКТ.
III этап
- Анализ и корректировка деятельности всех структурных подразделений школы по использованию ИКТ;
- Обобщение опыта информатизации ОУ;
- Обмен опытом по использованию ИКТ с общеобразовательными учреждениями Зеленодольского муниципального района.
- Анализ и корректировка деятельности по использованию ИКТ через систему ВШК, семинары-практикумы, работу ШМО;
- Подведение итогов реализации программы;
- Распространение накопленного опыта:
– Выпуск методических бюллетеней;
– Создание банка передового педагогического опыта;
– Творческие отчёты педагогов;
– Мастер-классы.
Направления реализации программы информатизации
Важнейшей задачей в информатизации образовательного процесса является использование ИКТ как средства повышения уровня самообразования и самоопределения учащихся в выборе профильных курсов, повышение мотивации учащихся к изучению учебных дисциплин, создание комфортной образовательной среды, формирование у них навыков саморазвития и самоконтроля, как основных средств самостоятельного составления образовательной траектории.
Обеспечение общеобразовательного учреждения средствами информатизации оснастить школу достаточным количеством компьютерного оборудования и организационной техники для функционирования двух кабинетов информатики, методического кабинета, библиотеки; создать единую школьную информационно-образовательную локальную сеть;
Информатизация деятельности структурных подразделений ОУ
- повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических, административных и др. кадров в области новых информационных технологий (ИМЦ, ИРО, дополнительные образовательные услуги);
- создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерных технологий в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные практикумы и энциклопедии);
- создание условий для самостоятельной разработки преподавателями электронных учебных пособий, мультимедийных уроков;
- использование информационных технологий для получения новых знаний по предметным областям;
- знакомство педагогов с принципами организации и функционирования дистанционного процесса обучения;
- внедрение компьютерного мониторинга качества образования;
- создание электронного банка данных книжного фонда библиотеки;
- применение информационных технологий в организации воспитательной работы и социально-психологической службы;
- создание электронного банка данных кадров.
Формирование информационной культуры учащихся
- введение в учебный план школы дисциплин, ориентированных на овладение учащимися ИКТ (2 кл.- 9 кл.);
- доступ учащихся к информационным ресурсам в глобальной и региональной компьютерных сетях;
- использование информационных функций школьной медиатеки;
- повышение эффективности обучения за счет использования возможностей информационных технологий;
Повышение уровня информационной и педагогической компетентности учителя
- использование ИКТ как средства повышения уровня самообразования учителя;
- прохождение курсовой переподготовки с применением дистанционных технологий;
- широкое внедрение инноваций и новшеств в систему работы педагогического коллектива для творческого развития личности учащегося и роста профессионального мастерства учителя;
- повышение качества образования.
- введение дополнительного компонента к базовому содержанию образования профилирующих дисциплин, сориентированных на овладение ИКТ, направленного на развитие творческого потенциала школьников и самообразование;
- преподавание информатики со 2 класса.
- введение дополнительного образования по освоению компьютерных технологий;
- наряду с традиционными формами обучения широкое использование новых информационных технологий, включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающих учебный процесс в качестве элемента активизирующих учебно-воспитательную деятельность учащихся;
- выявление и реализация путей и форм оказания педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении;
- совершенствование педагогического мастерства коллектива в результате информатизации образовательного процесса;
- информатизация психолого-педагогического процесса в школе;
- регулярное диагностирование всей работы ОУ, ее прогнозирование, взаимодействие и сотрудничество с информационно-методическим центром УО ЗМР РТ.
В конечном итоге процесс информатизации предполагает повышение качества образования. Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, должно быть основой программы повышения квалификации преподавателей в области ИКТ.
План работы по проекту «Оптимизация процесса обучения» – Приложение 2
Ожидаемые результаты
На уровне управления:
- Создание единой компьютерной системы управления школой;
- Повышение качества обучения в ОУ;
- Доступ педагогов и учащихся школы к глобальным информационным ресурсам;
- Активизация методической работы педагогов;
- Создание системы психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.
- Создание нормативной базы (электронный офис);
- Соответствие материально-технической базы школы уровню развития информационных услуг;
- Применение ИКТ-технологий всеми участниками образовательного процесса;
- Создание информационного банка данных школы по всем направлениям деятельности.
На уровне ученика:
- внедрение современных электронных средств поддержки и сопровождения в учебный процесс;
- применение электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы и осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка на основе компьютерного психолого-педагогического мониторинга;
- формирование информационной культуры школьников как основы их будущей профессиональной деятельности;
- свободный доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения;
- повышение уровня самообразования и самоопределения учащихся в выборе профиля обучения.
- свободный доступ к образовательным ресурсам;
- профильные курсы через интернет-образование;
- развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;
- Адаптация выпускника школы к системе непрерывного образования.
На уровне педагога:
- повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;
- овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.
- повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;
- овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.
- свободный доступ к образовательным ресурсам;
- дистанционное повышение квалификации;
- методический инструментарий: построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях;
- введение формы аттестации: защита мультимедийных электронных материалов к урокам;
- широкое использование автоматизированного контроля знаний, тестирования по различным школьным курсам.
На уровне Родителя
- Осознанное профессиональное самоопределение ребёнка;
- Возможность получения детьми качественного образования
Возможные риски:
- Здоровьесбережение (СанПиНы…);
- Правило: «Переход количества в качество» не действует;
- Процедура аттестации учителей не изменяется;
- Низкий уровень подготовки педагогов, скептически относящихся к вопросам ИКТ-компетентности;
- Низкая заинтересованность педагогов в реализации проекта.