Тема: Обобщение, повторение по темам: «Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Сила тока. Напряжение. Сопротивление.»
Цель: повторить, обобщить материал по данным темам. Развивать мыслительную деятельность учащихся. Прививать интерес к предмету. Воспитать самостоятельность, эрудицию, смекалку, находчивость.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, султаны, эбонитовые и стеклянные палочки, электроскоп.
Подготовка к уроку.
- Ордена «Умника» (как можно больше).
- Дипломы 2-ух степеней.
- Корона «Физика»
- Портреты учёных-физиков. (Ньютон, Фарадей, Ампер, Вольт, Ом, Ломоносов, Торричелли, Паскаль).
- Цифры для «Звёздного часа».
- Секундомер.
- Цветные мелки (очертить дорожки).
Ход урока.
Учитель: Так, у кого были пробелы, недоработки в процессе изучения тем, есть возможность исправить их. Ведь урок будет проходить в виде игры «Умники и умницы», а в конце урока с финалистами будет проведён «Звёздный час». Итак, познакомлю вас с правилами игры. Слушайте внимательно. Но сразу скажу, что роль жюри и ведущего будет играть один человек в лице учителя. Игра проводиться в 2 тура (агона). На каждый агон вызываются по 3 человека. Участники называются агонистами, а все остальные теоретиками. Проводится предварительный конкурс, на котором выявляется, кто из агонистов пойдёт по какой дорожке. Их всего три: красная (2 этапа и нельзя ни разу ошибиться), жёлтая (3 этапа и можно 1 раз ошибиться), зелённая (4 этапа и можно 2 раза ошибиться). По результатам предварительного конкурса, участники выбирают по какой дорожке они пойдут. Агонистам задаются вопросы (на раздумье 30 сек.). Если не отвечает агонист, то отвечают теоретики. Им даётся 3 попытки, почле чего ответ даёт ведущий. За правильные ответы теоретики получают ордена. Ну что друзья приступим?
I агон. Вызываются 3 ученика.
Предварительный конкурс.
Включается слайд №2 на конкурс даётся 30 секунд.
Первый этап.
Участники по очереди выбирают вопрос.
Продолжите фразу:
- Электрическим током называют… (упорядоченное движение заряженных частиц)
- В источнике тока происходит превращение одного вида энергии (внутренней, механической или иной) в … (электрическую).
- Электрический ток в металлах представляет собой … (упорядоченное движение свободных электронов).
Второй этап.
- Какой учённый впервые ввёл в физику понятие электрический ток? (Ампер)
- Какой учённый сделал следующий вывод: «В природе существует такая частица вещества, которая имеет самый маленький заряд, далее уже не делимый». (Иоффе)
- Какой учённый поставил опыт по исследованию состава и строения атома? (Резерфорд)
Третий этап.
По очереди включаются 3 и 4 слайды. На них изображены схемы. Участники получают оборудование и им необходимо собрать цепь по данной схеме.
Четвёртый этап.
Включается слайд 5 и ведущий говорит: «Вы видите перепутанные буквы слов, означающих две единицы измерения электрических величин. Расставьте буквы так, чтобы получить названия этих единиц измерения».
II агон. Вызываются 3 ученика.
Предварительный конкурс.
Включается слайд 6, на конкурс даётся 30 секунд.
Первый этап.
- Физическая величина, характеризующая электрическое поле, создающее ток. (напряжение)
- Единица измерения удельного сопротивления. (Ом*м)
- Действия электрического тока. (механическое, магнитное, тепловое, химическое)
Второй этап.
Начертить схемы цепей изображённых на слайдах.
Включаются слайды:7,8,9.
Третий этап.
- Кто из учёных открыл закон зависимости J от U? (Ом)
- Кто из учёных создал первый гальванический элемент? (Вольт)
Четвёртый этап.
Включается слайд 10, а ведущий говорит: «Перед вами схема строения веществ, у которых заполнены только «верхние» элементы. Закончите её, вписав в рамки нужные названия частиц.»
Учитель: А сейчас победители двух агонов и самый активный теоретик сразятся в «Звёздном часе». Он состоит из двух этапов, в результате которых выявится победитель, он получит корону, участник, занявший второе место – получит диплом I степени, а за 3 место диплом II степени. Все остальные по количеству орденов получат «хорошие» и «отличные» оценки.
Звёздный час.
По очереди включаются 11, 12 слайды. Участники на на дают письменный ответ на вопросы. Правильный ответ 3 балла.
Финал.
Учитель: Кто больше слов получит из слова «электричество». Каждую букву можно использовать только один раз. За каждое слово 1 балл.
Итог урока.
Победителям вручаются призы, ученикам выставляются оценки. На этом наша игра заканчивается. Благодарю всех за участие.