Урок в 8-м классе. В чем современность романса?

Разделы: Музыка


Музыкальный материал: CD диски с записями романсов «Я вас любил» П.Шереметьева, «Я помню чудное мгновенье» М.Глинки, «Романс о романсе» А.Петрова, «Романс» Г.Свиридова; караоке-диск для исполнения романса «Я помню чудное мгновенье».

Оборудование: мультимедийная презентация – Приложение 1; CD проигрыватель.

Цель:

  • раскрыть понятие «романса» как жанра вокальной музыки с особой ролью аккомпанемента и показать его разнообразие (инструментальный романс);
  • направить деятельность учащихся на осознанное определение отличительных черт жанров вокальной музыки: песня – романс;
  • формировать способность к вдумчивому, осмысленному восприятию романсов русских композиторов XIX-XX вв. в процессе слушания и исполнению романса композитора XX века;
  • прививать интерес и любовь к романсу, как произведению, наиболее глубокому в выражении сокровенного мира человеческих чувств и мыслей.

Ход урока

Эпиграф: «Музыка может много рассказать о любви, любовь о музыке. Но зачем разделять их, если это крылья одной души». Г.Берлиоз

Урок начинается с прочтения эпиграфа и постановки вопроса, адресованного учащимся: какой жанр вокальной музыки наиболее точно характеризовали бы эти слова?

Дети: Романс.

Учитель: Есть в музыкальном искусстве жанр, обладающий притягательной силой, чарующий души особой сердечностью в выражении сокровенного мира чувств и мыслей. На всем пути развития романс шел рядом с поэзией, подхватывая лучшее и ценное из ее живительного источника, придавая стихам еще большую силу воздействия на слушателя.

  • Какова же историческая судьба этого жанра?
  • Какими особенностями обладает романс как жанр вокальной музыки?
  • В чем его отличие от песни?
  • Можем мы считать этот жанр современным?

Презентация.

Слайд 2 (читаем определение жанра)

Слайд 3 (история романса)

Слайды 4-8 (видеоряд: композиторы, создавшие лучшие образцы этого искусства)

Учитель: Существует разнообразие романсов по поэтическому замыслу. Слушая известный романс, подумайте и ответьте на вопрос: «Чей образ пройдет через романс?»

(Звучит романс П.Шереметьева на слова А.Пушкина «Я вас любил»)

Дети: Образ возлюбленной.

Учитель: Как вы думаете, какие темы наиболее характерны для романса?

Дети: (возможно, подсказка учителем названиями романсов, услышанных ранее на уроках)

  1. тема любви (лирическая, восторженная, драматическая);
  2. любование природой;
  3. сказочное повествование;
  4. шуточный романс;
  5. философское раздумье, размышление.

(ответы ребят сопровождаются демонстрацией слайда 9 презентации)

Учитель: А.С.Пушкин писал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…»

И вот пример того, как любовь стала мелодией.

(слайд презентации 10)

В 1819 году Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн, а в 1825 году, находясь в ссылке в селе Михайловское, вновь встретил ее в соседнем селе Тригорское. Молодая 25-летняя женщина, умная, обаятельная, очаровала поэта. Пушкин посвятил ей стихи «Я помню чудное мгновенье…».

(Далее к повествованию может подключиться подготовленный ученик)

Прошло 15 лет. В марте 1839 года композитор Михаил Иванович Глинка навещает сестру, где и повстречался с молодой девушкой. Это была дочь А. П. Керн – Екатерина Ермолаевна Керн. Глинку покорила ее печальная задумчивость, созвучная и его настроению: «…нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство… все более и более меня привлекали…». Любовь к Екатерине отразилась в двух прекрасных произведениях М.Глинки: «Вальсе-фантазии» и романсе на стихи А.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Учитель: Вслушайтесь! Подумайте, как музыка раскрывает оттенки настроения поэтических строк?

(Звучит романс М.И.Глинки – на слова А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»)

Каковы особенности музыкального построения романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?

Дети: Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.

Далее ребята, с помощью учителя характеризуют музыку и поэтическое содержание романса. (Работа сопровождается демонстрацией слайда 11 презентации)

Исполняем романс «Я помню чудное мгновенье», используя диск «Классика на караоке».

Возможны варианты в исполнении: девочки поют I и III части, мальчики – II.

Учитель: Попытаемся выявить характерные черты жанра романса и сравнить его с другим популярным жанром вокальной музыки – песней.

(Слайд презентации 12)

Дети: (вначале их ответ, затем по щелчку появление фрагмента слайда)

В песне:

  • куплетная форма;
  • несложная, быстро и легко запоминающаяся мелодия;
  • аккомпанемент носит второстепенную роль.

В романсе:

  • трехчастная форма;
  • усложненная мелодия;
  • новая роль аккомпанемента – дополняет, продолжает мелодию.

Учитель: Послушаем еще один удивительный (!) романс, созданный композитором XX века Г. В. Свиридовым к экранизации повести А. С. Пушкина «Метель». В чем необычность этого романса? (Звучит романс Г. В. Свиридова)

Дети:

  • Исполняет симфонический оркестр;
  • отсутствует поэтическое содержание.

Учитель: Почему же композитор называет это произведение как вокальное?

Дети: Музыка точно передает душевное состояние героев повести, воспевает светлые нежные чувства.

Учитель: Вспомним, ребята и исполним хорошо знакомый нам романс композитора А. Рыбникова и поэта А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду». В каком более крупном по жанру произведении звучит этот романс?

Дети: Рок-опера.

(Под сопровождение фортепиано звучит романс в исполнении ребят)

Учитель: Соответствует ли форма, построение этого романса требованию классического романса? Почему композитор, создавая жанр современной музыки, обращается к романсу?

В ответах детей слышим и точные определения и предположения. Резюмируем ответы. Подводим беседу к завершению. Делаем выводы.

Романс способен отвечать запросам времени. Этот жанр прекрасно уживается в таких видах искусства как, мюзикл, рок-опера; кино, эстрадный концерт.

Романс, несмотря на свой «солидный возраст» в 200 лет остается современной музыкой, потому что, воспевает самые главные чувства в жизни человека: любовь, верность, надежду, счастье!

Заканчивается урок звучанием фрагмента «Романса о романсе» А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной в исполнении В. Пономаревой.