"Слушать и слышать"

Разделы: Музыка


Согласимся с утверждением Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Значит,  выявление одарённых детей необходимо, но ещё более необходима работа с «обыкновенными детьми». Научиться слушать  –  это всем по силам! В  работе с  «обыкновенными учениками» главное не грамоты и дипломы, а постоянное присутствие искусства  в повседневной жизни ребят.

Поверим совету Плутарха: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». И пусть  лейтмотивом  урока музыки будет  «слушание».

Многолетняя педагогическая практика заставила пересмотреть концептуальные основания педагогического процесса. При сохранении традиционной классно-урочной организации учебного процесса в него введены  альтернативные элементы:

  • поскольку  ученик – главное лицо педагогического процесса,  нельзя отказывать в присутствии, если он опоздал. Проблему опозданий можно решить с пользой: «опоздалкин»  поёт или сообщает новость, относящуюся к области культуры, оценивается ребятами и учителем.  Данное условие  настолько высоко поднимает  планку «права на опоздание», что опаздывающих практически не бывает. Или опоздание нарочитое, вызванное желанием «чтобы услышали»
  • в  качестве домашнего задания предлагается несколько тем и несколько вариантов их выполнения, чтобы ученик имел  выбор. На занятиях предъявляются чёткие требования и их чёткое выполнение, но большой набор «учительских предложений» имитирует  «свободу выбора». Здесь очень важно не допустить игру в демократию, не поставить ученика в условия полярного выбора: « хочешь  –  не  хочешь». Поэтому «свободный выбор» должен предлагаться учителем только в нужном для учителя русле и только в позитивном ключе: «хочешь (выполни это) – хочешь (сделай что-то другое)».
  • проведение урока в музее, библиотеке,
  • различные формы внеурочной работы соответствуют  урочной тематике (посещение классических театральных постановок с последующим устно-коллективным или письменно-индивидуальным отзывом; занятие в лицейской музыкально-литературной гостиной «Консонанс»: встречи с людьми искусства в стенах лицея - как иллюстрация пройденного материала; участие в искусствоведческих проектах  согласно календарно – тематическому плану). Таким образом, урок «растянут во времени» и внеурочная работа оказывает непосредственное влияние на результативность.

Обучение, учитывая и используя закономерности развития каждого ученика, приспосабливаясь к его уровню и индивидуальности, всё-таки идёт чуть впереди общего развития учащихся.  Слушать произведения Метнера и голос Марии Каллас,  рисовать под музыку Свиридова или японского сямисэна,  обсуждать творения Сибелиуса  и погружаться в мир вивальдиевской Венеции,  узнавать скоморошьи наигрыши и звучание органа… Возникает ли у какого-то ученика  самостоятельно сумма таких разнообразных потребностей? Только ли знание является конечной целью обучения? Пожалуй,- нет. Всё это разнообразие нужно как средство развития учащихся, как способ разбудить их творчество. Например:

"Колыбельная"

Ю. Казанова    Дж. Шеринг

1. Ночь пришла глухая за окном.
Нет ни звёзд, ни луны.
Тёплая ладошка под щекой спать не даёт, не даёт, не даёт...
Глаз я не смыкая в ночь гляжу,
Млечный путь спрятан тьмой.
Тёплая ладошка под щекой спать не даёт, не даёт, не даёт…

Припев:
А в голове моей весна,
Птицы поют, шумит лес,
Тёмно-зелёная листва
Будто завеса чудес и волшебства!
А в голове моей поток
Нежности, счастья, тепла.
Хочется перейти порог ,
Скинуть завесу в мир чудес и волшебства!

2. Как прекрасна тьма и ночь без сна,
Ждёшь мерцанья, света блеск.
Тёплая ладошка под щекой спать не даёт, не даёт, не даёт…
Мысли и мечты, как нить в канве,
Ткут узоры в небесах.
Тёплая ладошка под щекой спать не даёт, не даёт, не даёт…

Припев:
А на душе моей весна,
Птицы поют, шумит лес,
Тёмно-зелёная листва
Словно завеса чудес и волшебства!
А на душе моей тепло,
Кажется, перейдён порог:
Вот  чудеса, вот  волшебство,
И вот начало всех дорог…, да, всех дорог…

3. Ночь пришла глухая за окном…
Ждёшь мерцанья, света блеск…
Тёплая ладошка под щекой спать не даёт, не даёт, не даёт…
Мысли и мечты как нить в канве…
Млечный путь спрятан тьмой…
Тёплая ладошка под щекой спать не даёт, не даёт…

Слова к джазовой  "Колыбельной"  Шеринга   написаны  к VII международному конкурсу на приз Ольги Сосновской  (проходившем  в Республике Коми, в городе Инта, 25-27 ноября,  2004 г.)   для Прошевой Маргариты (17 лет), учащейся  4 курса лицея при СыктГУ. Автор - Казанова  Юрий, учащийся 1 курса того же  лицея (13 лет). Данную колыбельную ребята слушали в разное время и независимо друг от друга на уроке музыки. Очевидно, она была ими одинаково услышана – так родилось творческое содружество, которое захотело, быть услышанным кем-то ещё.

В разговоре  о творческой деятельности хочется сделать акцент на   внеурочное время. Задача развития творческих способностей  может успешно решаться, в трёх направлениях; «Слушаю и слышу»;  «Смотрю и вижу»; «Метаморфозы».

Деятельность «слушаю и слышу» подразумевает:

1 – слушание музыки в оперных и балетных спектаклях

2 – слушание камерной инструментальной и вокальной музыки

(в лицейской  музыкально-литературной гостиной «Консонанс»)

3 – слушание классической музыки на филармонических концертах

4 – слушание фольклорной музыки в исполнении профессионалов

Деятельность «Смотрю и вижу» подразумевает;

1 – посещение оперных и балетных спектаклей

2 – посещение Коми национального драматического театра

3 – посещение экспозиций выставочных залов и музеев

4 – тематические походы (например, в багетные мастерские)

Деятельность  «Метаморфозы»  подразумевает   (согласимся с греком Овидием, что слово «превращение» - это  синоним понятий «творение» и «развитие»):

1 –  работа «по заказу» (например, подготовка к конкурсу на приз  О. Сосновской, музыкальный подарок к юбилею Республики Коми)

2 – театральное действо (постановка музыкально-литературных   композиций)

Из вышесказанного видно, что основной вид в развитии творческой деятельности во внеурочное время – это, как и на уроке,  «слушаю и слышу».

На вопрос «Почему?» сошлюсь на авторитеты:

- Все помнят библейский призыв: «Имеющий уши да слышит

- Величайший мудрец древности Сократ все свои идеи излагал устно.

И мы знаем их потому, что был кто-то, пожалуй, не менее великий,- кто  первый услышал!

- Калик перехожих, главных носителей средств массовой информации на Руси, тоже кто-то в определённый момент не просто послушал, а сумел услышать!

Значит, задача преподавателя подсказать верное направление многотрудного пути «Слушаю, слушаю…- слышу!», что абсолютно совпадает, например,  с призывами  многих гимнов священной книги древних иранцев «Авесты» написанной пророком Заратустрой:

А теперь обращусь я к тем, кто хочет слушать
Прислушайтесь ушами своими к наилучшему…

Но для того, чтобы научиться слушать, да ещё творчески, да ещё  «наилучшее», надо в первую очередь уметь молчать. И тоже творчески!

«Между тем он был самый смышлёный и рассудительный из братьев, и, если мало говорил, то много слушал.» (Ш. Перро, «Сказки матушки  Гусыни или истории и сказки былых времён с поучениями»)

Итак, творческое молчание…

Развитие такой творческой деятельности как молчание происходит в несколько  этапов, и у каждого человека эти этапы индивидуально растянуты по времени. Кто-то  сразу слушает внимательно, кто-то из вежливости, кто- то делает вид и при этом погружён в свои размышления, кто- то переполнен вопросами и буквально не может закрыть рот. На первом этапе важно добиться, чтобы процесс слушания не нарушался от первого и до последнего звука, чтобы музыкальная мысль прозвучала в полном объёме, заданном композитором. Для этого надо:

  • строго оговорить режим молчания (как на уроке, допустим, химии, во избежание взрыва во время проведения опыта).
  • наложить запрет на вопросы на протяжении всего процесса слушания  (преподавателю лучше  подходить к «труднослушающим» и  самому задавать индивидуальные вопросы).
  • можно дать некоторую информацию о том, что будет звучать или поставить задачу (вот  несколько « подсказок»  для одного музыкального примера: вы услышите песни инков; поёт перуанская певица Има Сумак;  композиция называется «Лесные существа»; обратите внимание на тембр и диапазон  голоса; звучит гимн, аргументируйте согласие или опровергните  утверждение).
  • далее  важно не переборщить с объёмом информации, не увлекаться «толкованием», не навязывать стереотипов (бетховенскую сонату №14  не надо именовать «Лунной» до прослушивания), не давать «установок» (вспомним, что публика, шедшая на комедию (!)  «Чайка», обеспечила неверной «установкой» провал пьесе Чехова). Это нужно для «чистого    восприятия».

Этапы слушания, а, значит, и молчания:

  • музыкальный фрагмент (до 10 минут, на уроке)
  • камерное произведение («Консонанс» до 30 минут, вне урока)
  • крупное музыкальное полотно (театры, в выходные и каникулы)

Развитие творческой деятельности невозможно без «обратной связи». Учитель обязан услышать каждого ученика (иногда впечатление и мнение фиксируется на бумаге).

Вот некоторые фрагменты ребячьих отзывов:

«Россия – любимее нету страны!
Россию мы славим – России сыны!
Гордимся мы родиной нашей великой.
Летит русский дух над толпою безликой».

(«Из истории русских  гимнов», встреча  в гостиной «Консонанс»- Бойко Илья);

«…непрерывно звучали музыкальные композиции современных исполнителей (DJ Groove, DJ Polina), качественная музыка и светомузыка, архитектурные особенности прямоугольного зала – выступы, колонны, резная арка…создавали уютную атмосферу» (вечер в  клубе «Город» - Осипов Владимир);

«Не думал, что есть такие отличные по своей глубине и чувственности современные молодёжные фильмы о жизни обычного тинейджера: трагические эпизоды, комические ситуации, добрый и хороший конец – и никаких убийств, никаких спецэффектов». (просмотр фильма  «Звезда Шломи» в Центре национальных культур - Ладанов Сергей);

«Сначала квинтет показался нам очень разношёрстным, сам Георгий Гаранян – весёлый и заводной, сливался с саксофоном, но труба с ним не сочеталась и резала ухо. Все музыканты много и здорово импровизировали.  Запомнился барабанщик! И изумительные  «Блюз-марш» и «Караван». (о  концерте в филармонии – Шебалина Анна и Ильичёва Валерия ); «Концерт «Музыка фауны» мне очень понравился. Хорошо, что все произведения были небольшие – не было скучно их слушать. Под каждое произведение я себе что-то представлял, иногда музыка с моим названием не совпадала». ( о фортепианной композиции на встрече в гостиной «Консонанс» - Шулепов Костя);

«Мефистофеля с Ерёмкой запомню на всю жизнь! Это покруче любого современного хита! (после посещения театра Оперы и балета - Козанова Юрий про фестиваль басов);

«Я не ожидал, что будет так интересно… мой внутренний мир почти перевернулся…» (впечатления в Финно-угорском центре -  Борзик Илья)

«Попробую сама  заняться вышивкой. Наверно, под звучание красивой музыки она получится тоже очень красивая. А ещё мне хотелось бы, чтоб в городе больше проходило таких выставок, т.к. мы должны знать историю своих предков не только из книг и учебников». (Выставка «Бабушкин сундук» в музее СыктГУ - Машкина Катя)

«Балалайка с фортепьяно там играют и поют.
Приходите, посмотрите - ноги сами в пляс пойдут!
Сердце музыкой наполнится, все желания исполнятся!
Поудобней ты садись, впечатлений наберись!»

(после  выступлениея ансамбля балалаечников из ДМШ с. Выльгорт в лицейской гостиной «Консонанс»  -  Рочева Алёна).

Какой же цели можно достичь, работая с ребятами подобным образом?

ЦЕЛЬ–MIN –  приобретение важнейших  качеств  «умею слушать», «умею слышать», «умею задавать правильные вопросы».

ЦЕЛЬ–MAX - становление каждого человека  «новой духовной ценностью общества».

36 ребят нашего лицея отмечены  благодарностями «за любовь к музыке, участие в искусствоведческих проектах и театральной деятельности музыкально-литературной гостиной «Консонанс», и можно сказать, что они уже являются новой духовно-материальной ценностью нашего общества.