Цели урока:
- закрепить свойства показательной функции путем решения уравнений;
- научить решать показательные уравнения различного вида:
а);
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
Оборудование:
- доска с системой координат;
- список показательных уравнений на доске:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
- таблички с видами показательных уравнений.
Ход урока
1) Организационный момент
Объявление темы и целей урока.
2) Проверка домашнего задания
3) Устная работа
Учитель предлагает на доске построить эскиз графика функции:
а) .
Ответ:
б) .
Ответ:
в) .
Ответ:
г) .
Ответ:
д) .
Ответ:
е) .
Ответ:
ж) .
Ответ:
з) .
Ответ:
Последний эскиз – это эскиз графика функции?
Ответ: нет. Это эскиз графика уравнения.
4) Изучение нового материала
(Метод: эвристическая беседа с элементами закрепления).
Учитель: Давайте рассмотрим фиксированное число а > 0 и а ¹ 0. Попробуем найти хотя бы один способ решения показательных уравнений различного вида.
Вид 1.
Решение этого уравнения сводится к решению уравнения вида:
Найдите в списке уравнения этого вида и решите его.
Ученик:
Уравнение а)
.
.
I способ:
;
II способ:
и взаимнообратны, а значит
Ответ: .
Учитель:
Вид 2.
Решение этого уравнения сводится к решению уравнения вида:
.
Обоснование: т.к. , то обе части данного уравнения разделим на :
.
По свойству степени получим:
.
Это уравнение вида 1. Оно равносильно уравнению . Откуда получаем:
.
Найти в списке уравнение данного вида и решить его.
Ученик: Уравнение в)
Ответ: .
Учитель:
Вид 3.
; - числовые коэффициенты.
Это уравнение сводится к квадратному заменой .
Найти в системе уравнение данного вида и решить его.
Ученик: Уравнение г)
Ответ: 2.
Учитель:
Вид 4.
; - числовые коэффициенты.
Какова характерная особенность этого уравнения?
Ученик: Наличие одного и того же коэффициента перед x.
Учитель: Для решения этого уравнения выносят за скобки общий множитель , где - наименьшее из чисел .
Получаем уравнение:
Тогда уравнение примет вид:
.
Отсюда при
.
Найти в списке уравнение данного вида и решить его.
Ученик: Уравнение а)
Вычислим Тогда
Ответ: 4,5.
Учитель:
Вид 5.
- числовые коэффициенты.
Что характерно для этого уравнения?
Ученик: Степени с разными основаниями, но показатели степеней крайних членов вдвое больше, чем показатели средних членов.
Учитель: Разделим обе части уравнения на , получим:
.
Сведем это уравнение к
квадратному заменой
.
Решите последнее уравнение из списка.
Ученик:
Ответ: -1; 0.
Учитель подводит итоги урока.
5) Домашнее задание
№ 468; 469; 470.