Цели урока:
- закрепить свойства показательной функции путем решения уравнений;
- научить решать показательные уравнения различного вида:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
.
Оборудование:
- доска с системой координат;
- список показательных уравнений на доске:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
;
- таблички с видами показательных уравнений.
Ход урока
1) Организационный момент
Объявление темы и целей урока.
2) Проверка домашнего задания
3) Устная работа
Учитель предлагает на доске построить эскиз графика функции:
а)
.
Ответ:

б)
.
Ответ:

в)
.
Ответ:

г)
.
Ответ:

д)
.
Ответ:

е)
.
Ответ:

ж)
.
Ответ:

з)
.
Ответ:

Последний эскиз – это эскиз графика функции?
Ответ: нет. Это эскиз графика уравнения.
4) Изучение нового материала
(Метод: эвристическая беседа с элементами закрепления).
Учитель: Давайте рассмотрим фиксированное число а > 0 и а ¹ 0. Попробуем найти хотя бы один способ решения показательных уравнений различного вида.
Вид 1.

Решение этого уравнения сводится к решению уравнения вида:

Найдите в списке уравнения этого вида и решите его.
Ученик:
Уравнение а)
.
.
I способ:
;
II способ:
и
взаимнообратны, а значит

Ответ:
.
Учитель:
Вид 2.

Решение этого уравнения сводится к решению уравнения вида:
.
Обоснование: т.к.
, то обе части данного
уравнения разделим на
:
.
По свойству степени получим:
.
Это уравнение вида 1. Оно
равносильно уравнению
.
Откуда получаем:
.
Найти в списке уравнение данного вида и решить его.
Ученик: Уравнение в)

Ответ:
.
Учитель:
Вид 3.
;
- числовые коэффициенты.
Это уравнение сводится к
квадратному заменой
.
Найти в системе уравнение данного вида и решить его.
Ученик: Уравнение г)

Ответ: 2.
Учитель:
Вид 4.
;
- числовые коэффициенты.
Какова характерная особенность этого уравнения?
Ученик: Наличие одного и того же коэффициента перед x.
Учитель: Для решения этого уравнения выносят за скобки общий
множитель
,
где
-
наименьшее из чисел
.
Получаем уравнение:

Тогда уравнение примет вид:
.
Отсюда при 
.
Найти в списке уравнение данного вида и решить его.
Ученик: Уравнение а)

Вычислим
Тогда

Ответ: 4,5.
Учитель:
Вид 5.
- числовые коэффициенты.
Что характерно для этого уравнения?
Ученик: Степени с разными основаниями, но показатели степеней крайних членов вдвое больше, чем показатели средних членов.
Учитель: Разделим обе части уравнения на
, получим:
.
Сведем это уравнение к
квадратному заменой
.
Решите последнее уравнение из списка.
Ученик:

Ответ: -1; 0.
Учитель подводит итоги урока.
5) Домашнее задание
№ 468; 469; 470.