Цели
1. Специальные:
а) познавательная: обобщить знания учащихся по усвоению правил правописания суффиксов существительных, имеющих значения лиц по профессии или роду деятельности (- чик-, -щик), отвлеченное значение (-ость-, -от-, -изн-, ени(й)), уменьшительно-ласкательное значение (-ек, -ик-, -онок-, -енок-);
б) вооружить учащихся нормами литературного языка, совершенствовать коммуникативные возможности учащихся;
в) закрепить формирование орфографических навыков (орфограмма №1, №3, №7, №9, №14, №18, №33, №34, №35);
г) закрепить формирование пунктуационных навыков( постановка запятой в ССП);
д) обучать учащихся пользоваться разными видами словарей;
е) закрепить навыки устных вычислений;
ж) повторить некоторые правила дорожного движения.
2. Общепредметные:
а) учить логическому переключению с одного вида работ на другой;
б) использовать возможности интерактивной доски на уроке.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку и математике через различные формы подачи материала, облегчить восприятие сложного материала: играя, говорить о серьезных вещах.
Оборудование: интерактивная доска, замок, нарисованный на листе ватмана; дерево с листьями-заданиями, листочки с заданиями у каждого ученика, словари, книга Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».
ХОД УРОКА
Учитель. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный: путешествие. Цель его - найти ключ от дверей загадочного замка (показывает) и попасть в удивительную Страну, где живут суффиксы существительных. Вспомните определение суффикса.
Ответ – 1 человек.
На интерактивной доске высвечивается определение суффикса. (Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов). Примеры: стеснение, смущение, мудрость. Вспомните, как суффиксы выделяются графически.
Учитель русского языка: - Но чтобы путешествие состоялось, нам нужен проводник-экскурсовод. «Позвольте представиться – Алиса!»- говорит учитель русского языка.
Алиса (учитель русского языка): Обратите внимание на грозных стражников «Словообразование» и «Стилистику» (показывает). Чтобы смягчить их сердца, вы должны удивить их своими знаниями. Желаю вам удачи! В добрый путь!
Учитель математики: Позвольте! Вы забыли про меня! Я – Чеширский кот. Я буду помогать вам находить дорогу. Чтобы правильно выбрать направление движения надо решить задачу № 1:
Найдите периметр и площадь перекрестка, рисунок которого вы видите на интерактивной доске.(Ответы: 36метров и 81 квадратный метр).
Расскажите пожалуйста, как надо вести себя на дороге, если вам предстоит преодолеть перекресток? (Ответы детей.)
Алиса - Посмотрите, перед вами Чудо-дерево, под которым я заснула и очутилась в сказочной стране. На нем листья-задания. Только выполнив их, вы попадете в замок. Посмотрим на второе испытание (срывает листочек №36 и читает предложение):
Алиса ув…дела кота и ужасное см…тение овладело ею.
Чеширский кот - Одну минуточку! В этом предложении встретилось загадочное слово «смятение» ( срывает второй лист №81 с дерева, где написано это слово).
О нем нам расскажет специалист по словарям – Катя. (Алиса дает словари и два листочка со словом «смятение» ученице).
Алиса - Ребята, обратите внимание на виды словарей, которыми Катя будет пользоваться. Посмотрите на доску (на доске высвечиваются виды словарей: орфографический, словообразовательный, этимологический, толковый словарь С.И. Ожегова, словарь синонимов).
Что изучает наука «этимология»?(Ответ.)
(Ученик у доски разбирает предложение: « Алиса ув…дела кота и ужасное см…тение овладело ею.» Остальные учащиеся записывают его в тетрадь.)
Алиса - Вернемся к слову «смятение», что ты нам расскажешь об этом слове?
(Девочка делает мини-сообщение об этом слове.)
1. смятение - объясняет лексическое значение, используя толковый словарь и пример употребления, и этимологический словарь.
2. Обращаем внимание на Я в корне Объясняет, что слово происходит от «мятеж», «бунт».
3. Фонетический разбор слова (смиэтэнийэ).
4. Обратите внимание на звук (Й), который входит в суффикс – ени (Й).
Алиса - Подберите к слову «смятение» синонимы.
(Ответы: тревога, недоумение, беспокойство, паника, волнение.)
Алиса - Верно! Значит, Алиса была встревожена, находилась в недоумении!
Чеширский кот - Молодцы! Вы справились с этим заданием! Вот вам еще одна задача: (Условие появляется на интерактивной доске.)
(Ответ: в 3 раза.)
(Кот срывает листок №3 - абстрактные суффиксы.)
Алиса - Ребята, этот листочек называется «абстрактные суффиксы». Какие абстрактные суффиксы вам известны? В каких словах они употребляются?
(Ответы: Мы знаем суффиксы: -ость-, -изн -, -от-, -есть-, -ени-, -отн-.
Они употребляются в словах с абстрактными значениями: молодость, красота, белизна, смелость, свежесть, смущение, беготня.)
Чеширский кот - Обратите внимание на абстрактные суффиксы. ( они высвечиваются на доске с примерами).
Алиса - Обратите внимание на два предложения, в которых заключена народная мудрость (заранее написаны на доске). Спишите их, вставьте пропущенные буквы, выделите абстрактные суффиксы.
1. Кр..с..та и мудр..сть – (в) пр..стоте.
2. Д..бр…а- это то, что может услышать глухой и увидеть сл..пой.
Проверьте задание (высвечивается на доске).
Алиса - Итак, ребята, запомните эти суффиксы (читает, показывает на интерактивной доске). Нет правил, регламентирующих их написание. Эти суффиксы всегда пишутся одинаково. Запомните: абстрактные суффиксы встречаются в словах с отвлеченным значением. В каких стилях речи они используются?
(Ответ. В художественном, научном, публицистическом стиле.)
Алиса - Ребята, посмотрите на доску. Перед вами кроссворд. Он не простой. Слова в этом кроссворде с абстрактными суффиксами. Обратите внимание на словарное слово «смятение». Оно в центре нашего кроссворда под номером один(1). Я буду читать предложения, но одно слово пропущу, его-то и нужно поставить в Именительный падеж и верно заполнить кроссворд. (Кроссворды у всех на столах.)
Слова для справок: теснота, глупость, кривизна, храбрость, доброта, мудрость.
1. Смятение.
2. Голову
ей долой!- крикнула Королева.
– Чушь!- заявила Алиса.
Присяжные были
ошеломлены ее … (храбростью).
3. Алиса увидела садовников, которые перекрашивали белые розы в красный цвет, и подумала: «Какая же это… (глупость)».
4. Стол был огромный. Но все сидели в одном углу в страшной… (тесноте).
5. Края гриба были неровными. Алису удивила их …(кривизна).
Чеширский кот – Посмотрите на задачу № 3.
Во сколько раз путь часовщика из точки В короче, чем из точки А? (Ответ: в 2 раза.)
Алиса - Молодцы! Вы, верно, решили задачу. Мы можем перейти к следующей станции (срывает листок № 2).
Ой, ребята, какое интересное слово здесь написано: «часов…ик». Какой суффикс здесь уместен: - чик- или- щик-?
Вспомним правило! Откроем учебники на странице 97, орфограмма №33. Обратите внимание! Как мы графически выделяем эту орфограмму!
(Ответ. Ученик читает или отвечает. В слове часовщик мы напишем суффикс –щик-, т.к. –чик- пишется только после согласных д-т, з-с, ж.
Алиса переворачивает листок от Чуда-дерева со словом «часовщик» и прикрепляет его с помощью магнита к дереву, выделяя орфограмму.)
Алиса - Запишите это слово в тетрадь. Верно выделите орфограмму в слове!
Ребята! Посмотрите на доску! Чеширский кот решил нас запутать. Он распределил слова, обозначающие лиц по профессии, по двум столбикам, а по какому принципу, не сказал. Одно слово в каждом столбике заблудилось. Помогите ему найти своих друзей. Запишите эти слова в тетрадь. А у доски работает…
Сигнальщик
Каменщик
Барабанщик
Переплетчик
Газетчик
Смазчик
Часовщик
Резчик
(Это задание написано на боковой доске с обратной стороны.)
Алиса - Давайте проверим это задание. Посмотрите на интерактивную доску (высвечиваются слова со вставленными в них буквами).
Обратите внимание на то, как нужно правильно выделять суффиксы –чик-, -щик-. Кстати, почему в слове барабанщик мягкого знака нет? (Ответы.)
Почему мы произносим смасчик, а пишем смазчик? (Ответы.)
Алиса - Послушайте, какие слова с суффиксами –чик, -щик- использует Булат Окуджава, подумайте какие словосочетания с данными словами можете составить вы.
Будет вечер - заговорщик и обманщик.
Темнота на мостовые упадет,
Но вглядись - и ты увидишь,
Как веселый барабанщик
С барабаном вдоль по улице идет.
У Окуджава веселый барабанщик, а у вас? Придумайте словосочетания со словом барабанщик, газетчик, переплетчик. (Ответы.)
Алиса - Ребята! Как можно поблагодарить кота за интересные задания. Слова с какими суффиксами нам в этом помогут?
(Ответы. С уменьшительно-ласкательными.)
Алиса - Вспомните эти суффиксы.
(Показывает на интерактивную доску. Там высвечиваются суффиксы: -ок-, -к-, -енок-, -онок-, -очк-).Используя эти суффиксы, опишите нашего кота так, чтобы ему было приятно.
(Ответы: дружок, котенок, гладенькая шерстка, хитрая мордочка, пушистые усики, тепленький животик.)
Алиса - Запишите эти словосочетания в тетрадь. Верно, выделите суффиксы.
Итак, ребята, давайте же сделаем вывод о роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи. Почему нам кот улыбается?
(Ответы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы украшают нашу речь. Такие слова приятно слушать. Поэтому нам кот улыбается. Он доволен.)
Алиса - Итак, ребята, эти суффиксы помогают нам выразить симпатию к человеку, доброе отношение к людям. Употребляйте их в речи! Дарите друг другу радость!
Алиса - Со словом котенок нам, надеюсь, все ясно. Здесь мы выделяли –енок. А если это будет: зайчонок, медвежонок? Как быть здесь?
Почему вызывают затруднения суффиксы существительных после шипящих? Какая здесь закономерность?
(Ответы: После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется О!.)
Алиса - Откройте учебники на странице 101, вспомните орфограмму №35. Вспомните, как правильно она обозначается графически.
Алиса - Внимание на доску! Образуйте от данных существительных (мышь, медведь, заяц, белка, индюк, галка) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте графически орфограмму №35.
(Ответы. По цепочке.)
Итак запомните, что в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется только О!
Чеширский кот. – Ребята, я тоже знаю слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: телик, велик, мотик, сотик.
Алиса - Друзья мои! Неужели эти слова того же плана, что и дом-домик? Нет! Здесь значение суффиксов иное.
Какие это слова?
(Ответы: Это слова-жаргоны!)
Алиса - Верно! Недаром у ворот стоит грозный стражник «Стилистика». Он запрещает засорять речь такими словечками.
Ребята, выразительные возможности этих суффиксов необыкновенны. Многие писатели с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов выражали симпатию, антипатию к героям, отношение к говорящему.
Перед вами текст из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». (имя автора написано на доске).
Алиса читает текст: «Вдруг она увидела стеклянный стол…к на трех ножках. На нем лежал золотой ключ…к. Алиса вставила2 ключ…к в замоч…к, и он вдруг подошел!4 Потом она увидела на столе крохотный пузыреч…к, к его горлышку была привязана бумажка1.»
Вы видите, как мастерски писатель владеет словом! Слова с какими суффиксами использует автор? Назовите их, пожалуйста. (Ответы.)
Алиса - Мы совсем забыли повторить орфограмму №34. Давайте вспомним ее.
Презентация учащегося: (Гласные в суффиксах –ек-, -ик-).
Алиса - Эта подсказка поможет вам правильно выполнить домашние задание.
Итак, дома вы работаете с этим текстом, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы и суффиксы существительных, выполните предложенные разборы.
Чеширский кот – Вы достойно прошли все испытания! Ребята, какие виды суффиксов мы вспомнили, с какими орфограммами работали? (Ответы.)
Страна суффиксов не прощается с вами. Она удивительно богата. Желаю вам удачи в новых путешествиях по этой стране.
(Кот выносит символический замок и ключ. Алиса подходит к замку и открывает дверь в Страну суффиксов.В это же время ученик читает стихотворение.)
Суффиксы разные бывают.
К примеру, -ек- и –ик- ласкают,
Тель- в профессиях встречается,
А с –яй- пренебреженье выражается.
Нам эти суффиксы даны, чтоб в речи было больше слов.
Писать их верно мы должны.
Закон грамматики таков!!