Интегрированный урок русского языка и математики для 6-го класса "Путешествие в Страну суффиксов существительных"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели

1. Специальные:

а) познавательная: обобщить знания учащихся по усвоению правил правописания суффиксов существительных, имеющих значения лиц по профессии или роду деятельности (- чик-, -щик), отвлеченное значение (-ость-, -от-, -изн-, ени(й)), уменьшительно-ласкательное значение (-ек, -ик-, -онок-, -енок-);

б) вооружить учащихся нормами литературного языка, совершенствовать коммуникативные возможности учащихся;

в) закрепить формирование орфографических навыков (орфограмма №1, №3, №7, №9, №14, №18, №33, №34, №35);

г) закрепить формирование пунктуационных навыков( постановка запятой в ССП);

д) обучать учащихся пользоваться разными видами словарей;

е) закрепить навыки устных вычислений;

ж) повторить некоторые правила дорожного движения.

2. Общепредметные:

а) учить логическому переключению с одного вида работ на другой;

б) использовать возможности интерактивной доски на уроке.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку и математике через различные формы подачи материала, облегчить восприятие сложного материала: играя, говорить о серьезных вещах.

Оборудование: интерактивная доска, замок, нарисованный на листе ватмана; дерево с листьями-заданиями, листочки с заданиями у каждого ученика, словари, книга Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».

ХОД УРОКА

Учитель. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный: путешествие. Цель его - найти ключ от дверей загадочного замка (показывает) и попасть в удивительную Страну, где живут суффиксы существительных. Вспомните определение суффикса.

Ответ – 1 человек.

На интерактивной доске высвечивается определение суффикса. (Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов). Примеры: стеснение, смущение, мудрость. Вспомните, как суффиксы выделяются графически.

Учитель русского языка: - Но чтобы путешествие состоялось, нам нужен проводник-экскурсовод. «Позвольте представиться – Алиса!»- говорит учитель русского языка.

Алиса (учитель русского языка): Обратите внимание на грозных стражников «Словообразование» и «Стилистику» (показывает). Чтобы смягчить их сердца, вы должны удивить их своими знаниями. Желаю вам удачи! В добрый путь!

Учитель математики:    Позвольте! Вы забыли про меня! Я – Чеширский кот. Я буду помогать вам находить дорогу. Чтобы правильно выбрать направление движения надо решить задачу № 1:

Найдите периметр и площадь перекрестка, рисунок которого вы видите на интерактивной доске.(Ответы: 36метров и 81 квадратный метр).

Расскажите пожалуйста, как надо вести себя на дороге, если вам предстоит преодолеть перекресток? (Ответы детей.)

Алиса - Посмотрите, перед вами Чудо-дерево, под которым я заснула и очутилась в сказочной стране. На нем листья-задания. Только выполнив их, вы попадете в замок. Посмотрим на второе испытание (срывает листочек №36 и читает предложение):

Алиса ув…дела кота и ужасное см…тение овладело ею.

Чеширский кот - Одну минуточку! В этом предложении встретилось загадочное слово «смятение» ( срывает второй лист №81 с дерева, где написано это слово).  

О нем нам расскажет специалист по словарям – Катя. (Алиса дает словари и два листочка со словом «смятение» ученице).

Алиса - Ребята, обратите внимание на виды словарей, которыми Катя будет пользоваться. Посмотрите на доску (на доске высвечиваются виды словарей: орфографический, словообразовательный, этимологический, толковый словарь С.И. Ожегова, словарь синонимов).

Что изучает наука «этимология»?(Ответ.)

(Ученик у доски разбирает предложение: « Алиса ув…дела кота и ужасное см…тение овладело ею.» Остальные учащиеся записывают его в тетрадь.)

Алиса -  Вернемся к слову  «смятение», что ты нам расскажешь об этом слове?

(Девочка делает мини-сообщение об этом слове.)

1. смятение - объясняет лексическое значение, используя толковый словарь и пример употребления, и этимологический словарь.

2. Обращаем внимание на Я в корне Объясняет, что слово происходит от «мятеж», «бунт».

3. Фонетический разбор слова (смиэтэнийэ).

4. Обратите внимание на звук (Й), который входит в суффикс – ени (Й).

Алиса -  Подберите к слову «смятение» синонимы.

(Ответы: тревога, недоумение, беспокойство, паника, волнение.)

Алиса -   Верно! Значит, Алиса была встревожена, находилась в недоумении!

Чеширский кот -  Молодцы! Вы справились с этим заданием! Вот вам еще одна задача: (Условие появляется на интерактивной доске.)

(Ответ: в 3 раза.)

(Кот срывает листок №3 - абстрактные суффиксы.)

Алиса -   Ребята, этот листочек называется «абстрактные суффиксы». Какие абстрактные суффиксы вам известны? В каких словах они употребляются?

(Ответы: Мы знаем суффиксы: -ость-, -изн -, -от-, -есть-, -ени-, -отн-.

Они употребляются в словах с абстрактными значениями: молодость, красота, белизна, смелость, свежесть, смущение, беготня.)

Чеширский кот -  Обратите внимание на абстрактные суффиксы. ( они высвечиваются на доске с примерами).

Алиса -    Обратите внимание на два предложения, в которых заключена народная мудрость (заранее написаны на доске). Спишите их, вставьте пропущенные буквы, выделите абстрактные суффиксы.

1. Кр..с..та и мудр..сть – (в) пр..стоте.

2. Д..бр…а- это то, что может услышать глухой и увидеть сл..пой.

Проверьте задание (высвечивается на доске).

Алиса -  Итак, ребята, запомните эти суффиксы (читает, показывает на интерактивной доске). Нет правил, регламентирующих их написание. Эти суффиксы всегда пишутся одинаково. Запомните: абстрактные суффиксы встречаются в словах с отвлеченным значением. В каких стилях речи они используются?

(Ответ.  В художественном, научном, публицистическом стиле.)

Алиса -  Ребята, посмотрите на доску. Перед вами кроссворд. Он не простой. Слова  в этом кроссворде с абстрактными суффиксами. Обратите внимание на словарное слово «смятение». Оно в центре нашего кроссворда под номером один(1). Я буду читать предложения, но одно слово пропущу, его-то и нужно поставить в Именительный падеж и верно заполнить кроссворд. (Кроссворды у всех на столах.)

 Слова для справок: теснота, глупость, кривизна, храбрость, доброта, мудрость.

1. Смятение.

2. Голову ей долой!- крикнула Королева.
– Чушь!- заявила Алиса.
Присяжные были ошеломлены ее … (храбростью).

3. Алиса увидела садовников, которые перекрашивали белые розы в красный цвет, и подумала: «Какая же это… (глупость)».

4. Стол был огромный. Но все сидели в одном углу в страшной… (тесноте).

5. Края гриба были неровными. Алису удивила их …(кривизна).

Чеширский кот – Посмотрите на задачу № 3.

Во сколько раз путь часовщика из точки В короче, чем из точки А? (Ответ: в 2 раза.) 

Алиса -  Молодцы! Вы, верно, решили задачу. Мы можем перейти к следующей станции (срывает листок № 2).

Ой, ребята, какое интересное слово здесь написано: «часов…ик». Какой суффикс здесь уместен: - чик- или- щик-?

Вспомним правило! Откроем учебники на странице 97, орфограмма №33. Обратите внимание! Как мы графически выделяем эту орфограмму!

(Ответ. Ученик читает или отвечает. В слове часовщик мы напишем суффикс –щик-, т.к. –чик- пишется только после согласных д-т, з-с, ж.

Алиса переворачивает листок от Чуда-дерева со словом «часовщик» и прикрепляет его с помощью магнита к дереву, выделяя орфограмму.)

Алиса -  Запишите это слово в тетрадь. Верно выделите орфограмму в слове!

Ребята! Посмотрите на доску! Чеширский кот решил нас запутать. Он распределил слова, обозначающие лиц по профессии, по двум столбикам, а по какому принципу, не сказал. Одно слово в каждом столбике заблудилось. Помогите ему найти своих друзей. Запишите эти слова в тетрадь. А у доски работает…

Сигнальщик

Каменщик

Барабанщик

Переплетчик

Газетчик

Смазчик

Часовщик

Резчик

(Это задание написано на боковой доске с обратной стороны.)

Алиса -  Давайте проверим это задание. Посмотрите на интерактивную доску (высвечиваются слова со вставленными в них буквами).

Обратите внимание на то, как нужно правильно выделять суффиксы –чик-, -щик-. Кстати, почему в слове барабанщик мягкого знака нет? (Ответы.)

Почему мы произносим смасчик, а пишем смазчик? (Ответы.)

Алиса - Послушайте, какие слова с суффиксами –чик, -щик- использует Булат Окуджава, подумайте какие словосочетания с данными словами можете составить вы.

Будет вечер - заговорщик и обманщик.
Темнота на мостовые упадет,
Но вглядись - и ты увидишь,
Как веселый барабанщик
С барабаном вдоль по улице идет.

У Окуджава веселый барабанщик, а у вас? Придумайте словосочетания со словом барабанщик, газетчик, переплетчик. (Ответы.)

Алиса -  Ребята! Как можно поблагодарить кота за интересные задания. Слова с какими суффиксами нам в этом помогут?

(Ответы. С уменьшительно-ласкательными.)

Алиса -   Вспомните эти суффиксы.

(Показывает на интерактивную доску. Там высвечиваются суффиксы: -ок-, -к-, -енок-, -онок-, -очк-).Используя эти суффиксы, опишите нашего кота так, чтобы ему было приятно.

(Ответы: дружок, котенок, гладенькая шерстка, хитрая мордочка, пушистые усики, тепленький животик.)

Алиса -    Запишите эти словосочетания в тетрадь. Верно, выделите суффиксы.

Итак, ребята, давайте же сделаем вывод о роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи. Почему нам кот улыбается?

(Ответы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы украшают нашу речь. Такие слова приятно слушать. Поэтому нам кот улыбается. Он доволен.)

Алиса -  Итак, ребята, эти суффиксы помогают нам выразить симпатию к человеку, доброе отношение к людям. Употребляйте их в речи! Дарите друг другу радость!

Алиса -  Со словом котенок нам, надеюсь, все ясно. Здесь мы выделяли –енок. А если это будет: зайчонок, медвежонок? Как быть здесь?

Почему вызывают затруднения суффиксы существительных после шипящих? Какая здесь закономерность?

(Ответы: После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется О!.)

Алиса  - Откройте учебники на странице 101, вспомните орфограмму №35. Вспомните, как правильно она обозначается графически.

Алиса  - Внимание на доску! Образуйте от данных существительных (мышь, медведь, заяц, белка, индюк, галка) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте графически орфограмму №35.

(Ответы. По цепочке.)

Итак запомните, что в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется только О!

Чеширский кот. – Ребята, я тоже знаю слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: телик, велик, мотик, сотик.

Алиса  -  Друзья мои! Неужели эти слова того же плана, что и дом-домик? Нет! Здесь значение суффиксов иное.

Какие это слова?

(Ответы: Это слова-жаргоны!)

Алиса  - Верно! Недаром у ворот стоит грозный стражник «Стилистика». Он запрещает засорять речь такими словечками.

Ребята, выразительные возможности этих суффиксов необыкновенны. Многие писатели с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов выражали симпатию, антипатию к героям, отношение к говорящему.

Перед вами текст из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». (имя автора написано на доске).

Алиса читает текст: «Вдруг она увидела стеклянный стол…к на трех ножках. На нем лежал золотой ключ…к. Алиса вставила2 ключ…к в замоч…к, и он вдруг подошел!4 Потом она увидела на столе крохотный пузыреч…к, к его горлышку была привязана бумажка1

Вы видите, как мастерски писатель владеет словом! Слова с какими суффиксами использует автор? Назовите их, пожалуйста. (Ответы.)

Алиса  -  Мы совсем забыли повторить орфограмму №34.  Давайте   вспомним ее.

Презентация учащегося: (Гласные в суффиксах –ек-, -ик-).  

Алиса  -   Эта подсказка поможет вам правильно выполнить домашние задание.

Итак, дома вы работаете с этим текстом, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая орфограммы и суффиксы существительных, выполните предложенные разборы.

Чеширский кот  – Вы достойно прошли все испытания! Ребята, какие виды суффиксов мы вспомнили, с какими орфограммами работали? (Ответы.)

Страна суффиксов не прощается с вами. Она удивительно богата. Желаю вам удачи в новых путешествиях по этой стране.

(Кот выносит символический замок и ключ. Алиса подходит к замку и открывает дверь в Страну суффиксов.В это же время ученик читает стихотворение.)

Суффиксы разные бывают.
К примеру, -ек- и –ик- ласкают,
Тель- в профессиях встречается,
А с –яй- пренебреженье выражается.
Нам эти суффиксы даны, чтоб в речи было больше слов.
Писать их верно мы должны.
Закон грамматики таков!!