Окружающий мир. Урок-дискуссия во 2-м классе. Тема: "Грибы - особое царство природы"

Разделы: Начальная школа


Тема: Грибы – особое царство природы.

Цели:

Создание условий для обучения детей, с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации, в результате проектировочной деятельности.

  • Формирование понятие «Грибы»: видовое понятие, строение, значение, использование человеком.
  • Развитие познавательного интереса, на основе подготовки индивидуальных проектов.
  • Развитие умения участвовать в дискуссии: построение диалога на заданную тему, сотрудничество.
  • Развитие умения обмениваться информацией, формулирование выводов.
  • Сформировать представление о грибах как особом царстве живой природы.
  • Дать новое представление о грибах как особом виде растений.
  • Развивать интерес к изучаемому материалу.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Развивать речь.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Будьте внимательны и осторожны. Что такое лес? Что вы о нём знаете? (Ответы детей)

- Какое значение имеет лес в природе? Какую роль он играет в жизни человека? (Ответы детей).

- Мы отправляемся в лес, на природу. А что же такое природа? Какая бывает природа?

На доске появляется схема.

- Какие признаки живого вам известны? (Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.)

- Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.

Проводится игра «Кто внимательный?» (Учитель называет элементы живой и неживой природы, а дети хлопают в ладоши, если речь идёт о живой природе – небо, дерево, камень, солнце, трава, ручей, лось, пчела, птица, дождь, град.)

- На какие два мира можно разделить живую природу?

Схема на доске дополняется.

II. Изучение нового материала

- Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

- Отгадайте загадку и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке:

Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

- Как вы догадались, что это гриб? (Ответы детей)

- Сегодня мы вспомним всё, что вам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? (Ответы детей – рассказы о грибах от их имени.) Я вижу, что вы к работе готовы.

Схема на доске дополняется.

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Докажите. К какому миру живой природы можно отнести грибы? Почему? А какие части растений вам известны? Есть ли они у грибов? (Ответы детей.) Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А к миру животных? (Ответы детей.) Наверное, грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру животных, ни к миру растений.

(Дети зачитывают определения, записанные в тетради.)

Схема на доске дополняется.

- Какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка.) Все грибы, которые вы знаете называются – шляпочными. (На доске вывешивается рисунок.)

- Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать, о внешнем строении гриба? Как называется часть гриба, которая находится над землёй, под землёй. Из чего состоит надземная часть. Что играет важную роль в жизни гриба? (Шляпка.)

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке в шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. Вместе ножка и шляпка, т.е. надземная часть, это плодовое тело.

Схема на доске дополняется.

Рассмотрите подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Ответы детей.)

Подземная часть гриба – грибница.

Схема на доске дополняется.

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее т.к. нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.)

- Так почему же грибы часто растут группами? (У них одна грибница.)

- Кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Ответы детей.)

1) Можно ли рвать, тянуть гриб из земли? Что произойдёт? (Повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет.)

2) Гриб не рвём, а аккуратно срезаем ножом. Что происходит? (Грибница остаётся неповреждённой, новый гриб вырастет, но на месте среза остается часть плодового тела, который испытывает на себе внешние воздействия. Это дождь, солнце, ветер. Она может высохнуть, загнить.)

3) Гриб не срезается, а выкручивается из земли. Что происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.)

- Какой способ наиболее верный при сборе грибов?

- Как вы думаете, почему грибы получили такое название: подберёзовик, подосиновик? (Многие грибы растут под конкретными деревьями: маслята – под хвойными, белые – под дубами.)

- Почему так происходит? Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? Нити грибницы переплетаются с корнями деревьев. Грибы получают питание от деревьев, а грибница, снабжает дерево влагой и питательными веществами.

- Сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто из вас не догадывался, что это грибы. Демонстрация хлеба, картофеля, апельсиновой корки, покрытые плесенью. Что это? Плесень – это грибы. Рассмотрите плесень под микроскопом. Докажите, что я права. Из каких частей состоит плесень? Из плодового тела и грибницы. А чего нет у плесени? Шляпки. Можно ли её назвать шляпочным грибом? Этот вид грибов называется плесневые.

- Какое значение имеют грибы в природе?

- А как человек использует грибы?

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться. Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.)

Схема на доске дополняется.

- Как человек использует плесневые грибы, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства.)

- Слышали такое слово – «Антибиотики?», А «Пенициллин?» Это лекарство изготавливают из плесневых грибов. (Демонстрация упаковки таблеток.)

- Оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует целая наука, посвящённая их изучению. Она называется «Микология».

На доске:

Микология Микос – гриб
Логос – наука

- Как можно перевести слово «Микология» с латыни?

III. Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. А чтобы стать настоящими микологами, прочитайте дома материал учебника.