"Дети любят делать не то же самое, а
новое, не слишком простое, а такое, где работает
мысль.
П.П.Блонский
Обучение ребёнка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От успешности освоения им новой деятельности - учебной - во многом зависит дальнейшее обучение, формирование его отношение к школе, развитие его как личности. Но для того, чтобы адаптация к условиям обучения протекала для ребёнка как можно менее болезненно, необходим достаточно высокий уровень школьной готовности будущего ученика.
Помимо личностной готовности ребёнка (готовности принять новую социальную позицию), школьное обучение требует интеллектуальной готовности, которая, по мнению большинства исследователей, включает в себя уровень развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики, сенсомоторной координации. Этот компонент готовности предполагает наличие у будущего школьника кругозора, владение основными логическими операциями (аналогия, обобщение, выделение существенных признаков и установление закономерностей), смысловым запоминанием. Мелкая моторика как показатель развития кисти ребёнка определяет умение владеть ножницами, иглой, карандашом, и, конечно же, имеет большое значение для овладения письмом [4, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 19].
Но если столь важные для успешного обучения в школе моменты не сформированы, если наблюдается низкий уровень развития функций, включающий несформированность зрительно-моторной координации, проблемы развития мелкой моторики, незрелость логических форм мышления, то приходиться говорить о проявлениях "школьной незрелости". В данной ситуации взрослые - родители, учитель, психолог - непременно оказывают ребёнку не только психологическую поддержку, но и способствуют становлению необходимых функций. Ведь, по словам Л.И.Божович, долгий процесс развития, социализации должен происходить не стихийно, а под воздействием воспитания "как соответствующей организации жизни и деятельности ребёнка" [7, с.182].
В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты для всего нового, яркого, необычного. Творческая работа, по мнению В.В.Давыдова [15], больше всего соответствует интересам, способностям, возможностям детей этого возрастного периода. Поэтому неудивительно, что одной из выбранной нами форм работы с учащимися младшего школьного возраста (особенно с учениками первых классов) является та, которая способствует активному развитию творческого потенциала ребенка, а также повышению его мотивации и когнитивного уровня. В процессе творческой деятельности активно формируются зрительное восприятия формы и цвета, координация между зрительной и двигательной системами, точность ручных действий, воображение, происходит эстетическое развитие ребёнка. Подчеркивается активизация умственной деятельности детей в процессе выполнения работ творческого характера [3, 10, 15, 18]. Особенно это относится к тем заданиям, в которых используются специфические изобразительные материалы (карандаш, пластилин, краски), соединяющиеся с простыми природными материалами [15].
Таким образом, даже те первоклассники, уровень школьной готовности которых на момент поступления в школу был невысок, при систематической и спланированной в сответстветствии с необходимостью развития тех или иных навыков и психических функций работой, при поддержке как со стороны родителей, учителя, так и психологов, могут в интересной для них деятельности развить то, что было у них недостаточно сформировано в начале учебного года.
Наши занятия, с одним из которых мы предлагаем вам ознакомиться, является попыткой соединить задания, направленные не только на развитие логического мышления, креативности, но и мелкой моторики, зрительно - моторной координации, которые являются неотъемлемым условием для успешного обучения в школе. Мы, организуя занятия, в которых, творческая деятельность объединяется с развитием мыслительных операций, стараемся сделать их не только развивающими, но и интересными и увлекательными для детей.
ЦЕЛИ:
- Развитие мелкой моторики руки учащихся.
- Развитие зрительно-моторной координации учащихся.
- Развитие познавательных процессов учащихся.
ЗАДАЧИ:
- Актуализация знаний учащихся о фруктах.
- Развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления окружающего мира, выделять главные признаки и свойства предметов.
- Развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти.
- Развитие речи.
- Тренировка глазомера и мелких мышц кисти руки, отработки ловкости в овладении карандашом.
- Занятие проводится с учащимися 1-х классов (желательно присутствие на занятии не более 10-12 детей).
Продолжительность занятия: 40-45 мин.
Ход урока
1. Организационный этап (5-10 мин) | |
Содержание этапа | Материалы, оборудование |
Ведущий предлагает детям надеть
фартучки, рабочую поверхность стола накрыть
клеёнкой, приготовить цветные карандаши,
пластилин, насыпать гречку и рис в ёмкости. Начинается занятие со слов ведущего: "Раз, два, три (ведущий и дети хлопают в ладоши три раза) - Слушай (показывают руками на уши) и Смотри (показывают руками на глаза)! Три, два, раз (хлопают в ладоши три раза) - Мы начнём сейчас! (движение рук по направлению ко всем остальным)" [13] |
Фартучки, клеёнка, цветные карандаши, пластилин, ёмкости для крупы (например, одноразовые тарелочки), крупа (рис и гречка). |
Рисунок 1
2. Основное содержание занятия (30 мин). | |
Содержание этапа | Материалы, оборудование |
Вступительная беседа. Ведущий: "На уроках труда вы уже научились работать с пластилином, а сегодня мы с вами попробуем работать с пластилином и разными зёрнами, из которых мы можем выкладывать рисунки на пластилине. Но сначала вам предстоит отгадать загадку". Ведущий предлагает загадку на обобщающее понятие. Ведущий читает загадку:
Дети называют отгадку (фрукты). При этом ведущий обращает внимание детей на то, по каким именно признакам и свойствам, упоминавшимся в стихотворении, они смогли определить, что именно было загадано. Детей просят отгадать, о каких именно фруктах идёт речь в следующих загадках [1, 5].
По мере того, как дети отгадывают загадки, ведущий вывешивает изображения отгаданных фруктов на доску. Работа над поделкой Ведущий выдаёт каждому ребёнку по листку с изображением фруктов (груш и яблок). Дети по указанию ведущего выполняют следующие действия: 1) Раскрашивают цветными карандашами листья и черешки плодов. 2) Техникой размазывания пластилина по бумаге, не выходя за контуры, делают плоды красочными. 3) Выкладывают контур плодов зёрнами гречихи и зёрнами риса, вдавливая их в пластилин. Во время того, как дети выполняют задание, ведущий читает стихотворение [2]:
Дети отвечают на вопросы ведущего:
Затем ведущий включает музыкальное сопровождение, а дети продолжают работать. |
Изображение яблока, груши, сливы, апельсина.
Цветные карандаши, пластилин, крупы (рис и гречка). Заранее заготовленные ведущим листы белого картона с контурами фруктов (см. Приложение 1).
Магнитофон, запись со спокойной музыкой. |
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
3. Завершение работы (5 мин) | |
Содержание этапа | Материалы, оборудование |
Подведение итогов занятия. Дети показывают друг другу свои рисунки, а затем прикрепляются на доску. Ведущий просит ребят ответить, что нового, интересного для себя они узнали на занятии, что им понравилось больше всего. Прощание. |
Доска, к которой прикрепляются работы детей, двухсторонний скотч. |
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Использованная литература.
1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. Авт.-сост. В.Н. Иванкова В.Н.
2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 112 с.
3. Арсланова Г.М. Развитие интеллекта учащихся младших классов. Уфа: Изд-во "Творчество", 2001г. - 64с.
4. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М.: Айрис - пресс, 2005г. - 144с.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Москва - Воронеж, 1997г. - 214с
7. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995г. - 352с.
8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001г. - 160с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: 1996г.
10. Драчева Т.Ф. Активизация умственной деятельности учащихся 1-3 классов в процессе трудового обучения // Психологические особенности формирования мыслительной деятельности младших школьников. Сб. науч. Ст. под ред. З.П.Басмановой, 1984г - 175с.
11. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению в основной школе. Спб.: Речь, 2007г. - 119с.
12. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 2000г. - 64с.
13. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Волгоград: "Перемена", 2005г. - 215с.
14. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. М.: "Перспектива", 2002. - 64 с.
15. Психическое развитие младших школьников. Ред. В.В.Давыдов. М.: "Педагогика", 1990г. - 168 с.
16. Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Под ред. А.Реана. Спб.: "Прайм - Еврознак", 2007г. - 224с.
17. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения. М.: "Чистые пруды", 2005г. - 32с.
18. Фрейтаг И.П. Вопросы методики трудового обучения. // Методика активизации умственной деятельности учащихся на уроках труда. М.: 1971г. - 137с.
19. Шевердина Н.А., Сушинская Л.П. Тестирование будущих первоклассников. Р-н/Д: "Феникс", 2004г. - 288с.