Особенности памяти и мышления младших школьников

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Развитие памяти детей, поступивших в 1 класс, достигает уже довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения в классе, школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки. Далеко не всё из этого достаточно ярко, впечатляюще, представляет непосредственный интерес для ребёнка, чтобы оно могло запомниться непроизвольно. Ему уже необходимо произвести для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определённые приёмы.

Перед учащимися возникают различные мнемические("мнема" - память) задачи. В одних случаях ученик должен буквально запомнить материал (выучить наизусть), в других требуется что-то пересказать своими словами с разной степенью близости к тексту, в- третьих - воспроизвести структуру изучаемого материала. Ученика чаще всего ориентируют на то, на какой срок необходимо запоминание (навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо (чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).

Для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить память беспорядочной грудой сведений, а уложить их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.

До школы ребёнок в основном занят игрой, живо интересующей его, и хорошо запоминает всё то, что ему интересно. Он ведь не ставит себе специальной задачи запоминать, запоминание происходит без всякого намерения.

Другое положение у школьника. Задача запомнить и затем воспроизвести материал становится важной сама по себе. Теперь ребёнок должен запомнить всё, что даёт учитель, независимо от того, интересно ему это или нет. Следовательно, теперь ребёнок должен иначе, целенаправленно пользоваться памятью. Память - это не готовая способность, она формируется при жизни.

Узнавание не усвоение. Память слагается из трёх процессов: запоминания, сохранения (забывания) и воспроизведения. От того, как организовано запоминание, зависят особенности сохранения и воспроизведения, т.е. их прочность, полнота, точность.

Оценивая степень подготовки, к примеру, домашних заданий учитывается то, что только возможность воспроизведения материала говорит о его усвоении. Узнавания, чувства знакомости ещё недостаточно.

Не просто повторение. Для того, чтобы правильно воспроизвести что-то, нужно прежде это запомнить. На эффективность запоминания влияет эмоциональное отношение, интерес к материалу. Но не всегда это связано с переживаниями, поэтому при запоминании очень важно сознательно поставить перед собой цель запомнить и осознать необходимость, важность знания данного материала. Важно создавать у детей потребность в знаниях, делать понятными, доступными сами знания, подлежащие усвоению.

Откуда привычка зубрить? Ребёнок, пришедший в школу, попадает в условия, где необходимо специально запоминать большое количество материала, как интересного, так и неинтересного или безразличного для него. Поскольку он не владеет какими-либо специальными приёмами запоминания, он применяет наиболее простой, имеющийся в его опыте способ запоминания наизусть путём многократных повторений. Часто этот способ становится потом основным приёмом работы в начальной школе. Этому способствует и то, что заучивание часто требуется в начальной школе (таблицы сложения и умножения, все правила, стихи) и то, что ребёнку легче пересказывать содержание фразами учебника, чем конструировать свои предложения. Запоминание путём многократного механического повторения приносит меньше всего пользы.

Прежде всего осмысление. Первая задача памяти - это собственно мыслительная задача: 1) осмыслить заданное, 2) установить общий смысл, о чём говорится, установить связь между фразами текста, данными задачи и т.д..

Схемы, модели, правила. При запоминании важно не заучивать механически материал, а провести его смысловую обработку. Тогда материал даже и без специального заучивания постепенно будет запоминаться. Когда материал для запоминания может быть преобразован в схемы, модели, правила, это надо делать. Осваивая материал, ученик получает тогда опору. Основные усилия ученик должен затрачивать не на заучивание, а на мыслительную работу с материалом, что ведёт к более полному и точному его запоминанию.

Важна система. Запоминая материал, обычно имеется в виду воспроизведение его когда-нибудь в будущем. Многое хранится в памяти, но не всегда и не все умеют это использовать. В наш адрес частенько звучат упрёки учителей 5 класса, что мы ничему не научили, а мы-то добросовестно трудились, выполняли программу, но не привели знания учащихся в систему (пример с библиотекой). Техника чтения - количество слов. Нельзя засорять, забивать память бессмысленным чтением, запоминание подряд любого материала. Не отвлекаться на уроке на чтение бесполезной морали. Организуя запоминание, важно вырабатывать у учащихся не просто стремление запоминать материал в определённой системе, что достигается работой по осмыслению материала.

Установка на время. На успешное запоминание и длительность сохранения материала в памяти очень существенное влияние оказывает "установка на время", в течение которого нужно помнить материал.

Чередование занятий: умственных и физических.

Когда повторять? Наиболее сильно забывание происходит в первые дни заучивания. Следовательно, необходимо возвращаться к материалу, повторять его. Повторение будет особенно эффективным, если проводить его вскоре после запоминания, предотвращая забывание. Повторение должно производиться так же, как и запоминание: с выделением основной схемы, плана.

Чтобы управлять памятью, чтобы сделать её безотказным оружием, помогающим в работе, необходимо настойчиво развивать, формировать память, а не относиться к ней как к врождённой и неизменной способности. Это неразрывно связано с мыслительными операциями ученика.

Что же такое мышление? Мы все учили определение мышления. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия в "уме") и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).

Мышление первоклассников ещё конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение). Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе.

Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией. Растут умственные способности ребёнка.

Успешность учёбы мл. школьников во многом зависит от того, насколько успешно он может действовать в уме, планировать свои действия, строить их программу.

Ребёнок обладает огромной способностью усваивать особенности поведения и действий окружающих. Неспособных детей в этом смысле нет. Организация деятельности взрослых - образец будущего поведения ребёнка. В этом смысле формируются не только способности, но и неспособности. Неправильно организованная помощь в учёбе, неблагоприятная обстановка при выполнении домашних заданий могут привести к тому, что у ребёнка закрепятся неверные приёмы запоминания, мышления, а отсюда появится и неумение запоминать, рассуждать, неспособность сосредоточиться на предмете. И мы будем считать его неспособным, не подозревая того, что сами в своё время помогли развитию этой неспособности, этого неумения.

Как развивать мышление младших школьников?

- Всякая мыслительная деятельность начинается с вопроса, с удивления (предмет имеет форму). Ребёнок этого раньше "не замечал", что все предметы имеют нечто общее - форму. Теперь мы обратили внимание на то, что предметы бывают круглые, длинные, высокие и т.д.

- Надо учить видеть в предмете разные стороны. Утка и курица - птицы. Почему не летает (не плавает). Пословицы: как с гуся вода, как об стенку горох.

- Способ работы (делай как я - непродуктивный).

- "В уме" - не сразу (палочки 1+2, буквы - слог, слово).

- Производя действия. Ребёнок должен рассуждать.

- Больше самостоятельных заданий (на первых порах мелких). Научить пользоваться словарём.

В кулуарах власти "гуляют" новые критерии аттестации учителей: образование и стаж работы, здоровье учащихся, качество знаний учащихся, т.е. перед нами стоит задача: учить всех и всех учить хорошо. Решение этой задачи практически невозможно, если интеллектуальные возможности ребёнка не выявляются на самых ранних этапах развития, поэтому не могут быть использованы с первых школьных лет в учебной деятельности. Огромную аналитическую работу должна проводить психологическая служба школы совместно с детским садом и учителями. Но прежде всего необходимо знать, что все дети разные. Они по-разному (быстро и медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, что учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалов, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников. Это естественно: у каждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт.