Мониторинг отслеживания по пропускам занятий, как в моём классе, так и во всей начальной школе показывает, что основное количество пропусков происходит по медицинским показаниям, т.е. ребёнок болеет (чаще простудными заболеваниями, заболеваниями ЖКТ).
Поэтому была определена цель работы:
- разработка системного подхода к организации здоровьесберегающей образовательной среды.
Исходя из этой цели, вытекают следующие задачи:
- Формировать понятие здоровья и здорового образа жизни как ценности (у учащихся и родителей).
- Изучить и отобрать методы и приёмы сохранения здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности, в частности на группе продлённого дня.
- Привлечь родителей к организации и проведению мероприятий в условиях здоровьесбережения.
Важной задачей своей работы на уроке вижу в создании атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы.
Особое внимание на уроке должно уделяться релаксационным упражнениям, т.к. в них формируются умения расслабляться, снимать психо-мышечное напряжение.
Младшие школьники могут активно и полноценно работать в течение 15 минут, поэтому рекомендовано проведение физкультминуток, или оздоровительных упражнений со зрительными метками, плакатом-схемой зрительно-двигательных траекторий.
Интересно! В методической литературе нашла сведения о том, что помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметром 30 см). Жёлтый круг – уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг – тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике. Красный – активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зелёный – для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый – цвет творчества, фантазии.
Утром, перед началом занятий, и во время прогулки на группе продлённого дня, стараюсь ежедневно проветривать классную комнату.
Во внеурочное время, на группе продлённого дня, использую такие формы внеклассной работы, как:
Беседы, часы общения, игры, соревнования;
- Создание устных журналов под рубрикой “Если хочешь быть здоров” (дети и родители принимали участие в поиске полезных советов по профилактике простудных заболеваний и заболеваний ЖКТ, а также по их лечению);
- Встречи-диспуты с медицинским работником школы по интересующим и злободневным темам (Никотиновая, алкогольная, наркотическая зависимость и т.д.) с использованием видеоаппаратуры;
- Динамические паузы на группе продлённого дня (особо детям нравится оздоровительная прогулка в сосновый бор, где и находится “тропа здоровья”, изготовленная нашими старшеклассниками;
- Викторины “Мир здоровья”, и даже олимпиады на гигиенические и медицинские темы;
- Праздники Здоровья, организуемые нашей школой;
- Спортивные часы (дети всем классом посещали легкоатлетическую секцию от спортивной школы);
- Периодически занимались выпуском изданий стенных газет по темам “Режим дня”, “Правильное питание”, “Полезные советы” и т.д. Задействовать старалась именно тех детей, которые часто болеют. Просила о помощи родителей своим детям в сборе информации;
- Конкурсы рисунков и фотовыставки на темы “В здоровом теле – здоровый дух”, “Здоровье и спорт в моей семье”;
- Занятия-практикумы “Как сохранить хорошее зрение”, “Как сохранить правильную осанку”, “Берегите зубы” с использованием просмотра учебных фильмов, “Правильное питание” с использованием учебного пособия от фирмы “Nestle”;
- Часы психологической разгрузки учащихся, проводимые психологом школы.
Сегодня необходимо привлечь родителей к организации мероприятий для учащихся в условиях здоровьесбережения. Для этого требуется повышать компетентность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий. Поэтому в своей работе, по мере возможностей, использую следующие формы:
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний родителей о ЗОЖ, о здоровье своих детей;
- Приглашаю на индивидуальные консультации с психологом, школьным врачом, учителем по волнующим их темам;
- Совместные походы с родителями, как активную и оздоровительную форму отдыха;
- Приглашаю к участию в сборе информации к устному журналу “Народная медицина”, “Полезные советы” (можно перед эпидемиями, во время эпидемий);
- Тематические родительские собрания: “Закаливание детей”, “Спорт и здоровье в моей семье”, “Правильное питание” и другие.
Считаю, что данная работа небесполезна, а начинает потихоньку приносить свои результаты. Есть родители, которые стали внимательнее относиться к здоровью своей семьи, стали принимать участие во внеклассных мероприятий по ЗОЖ. Дети этих родителей стали меньше болеть.
Изучая большое количество литературы по данной проблеме, встретилась с интересными рекомендациями для родителей и учителя. Взяв за основу и редактируя некоторые положения, были составлены “Азбука для родителей” и “Азбука для учителя”.
“АЗБУКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ”
(как воспитывать здоровое отношение у младших школьников)
Абсолютно рано ожидать от младших школьников, чтобы они сами находили правильное решение в той или иной ситуации по отношению к своему здоровью. Это решение им нужно подсказать.
Благопрятное воспитание младших школьников в вопроса ЗОЖ должно осуществляться в двух направлениях: устранение вредных привычек и воспитание потребности к сохранению здоровья
Всем известные сказки, которые содержат примеры нарушения героями правил поведения к своему здоровью. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно изменить сюжет сказки так, чтобы герои воспользовались правилами здорового образа жизни.
Говорить и играть на темы здоровья с младшими школьниками можно не более 30-35 минут (врач Л. Григорьевич).
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках болезней, о мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные “минутки здоровья”, включаемые в учебные занятия и внеурочную деятельность, помогут закрепить знания и умения личной гигиены у младших школьников.
Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для формирования у детей представлений о правилах здорового образа жизни и последствиях их нарушения.
Закрепляйте с детьми знание ими правил личной гигиены, правила ЗОЖ, правила сохранения здоровья.
Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов закаливания, сохранения зрения и слуха.
Каламбуры, песни, стихи помогут интересно предъявить учащимся разнообразным сведениям о здоровье.
Лучший урок здорового образа жизни – это пример окружающих ребенка взрослых.
Моделирование возможных болезненных ситуаций на макете и в игровой деятельности, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил сохранения здоровья.
На занятиях физической культурой учите школьников правильному дыханию.
Обучайте учащихся правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности зрения, слуха, опорно-двигательной системы.
Поддерживайте в детях заинтересованность в изучении основ здорового образа жизни.
Регулирование поведения младших школьников путем прямых запретов должно быть минимальным.
Сотрудничество с родителями учащихся, помощь семье в воспитании здорового образа жизни ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, “круглые столы”, консультации специалистов и индивидуально.
Тренинги (игровые) со школьным врачом необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
Учите учеников убирать за собой свое рабочее место. Порядок в классе и доме – только для чистоты.
Физическая подготовка – один из факторов, влияющих сохранения здоровья человека. Поэтому одна из задач обучения здоровому образу жизни младших школьников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.
Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особая тема в работе учителя с родителями.
Целесообразно проведение занятий по ЗОЖ в специально оборудованном кабинете или на специальной площадке во дворе школы.
“Что если…?” Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования учащимся последствий владения вредными привычками.
Щедрость (помощь) родителей-специалистов (врач, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления младших школьников не только с профессиями, но и с правилами ЗОЖ, службами помощи. Приглашайте специалистов на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
Эффективен способ демонстрационного показа учащимся последствий владения вредными привычками или обращения, с какими – либо предметами (растениями, животными, веществами и т.п.) с помощью иллюстраций, моделирования ситуаций, детских телевизионных передач, учебных фильмов.
“Юные медработники”. Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно младшим школьникам (промыть, приложить холод, сказать взрослым и т.п.).
Ясно, что для младших школьников нужно многократное повторение устной информации и проведение практических занятий по правилам здорового образа жизни. Используйте для этого методы и приемы, указанные выше.
“АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ”
(учим ребенка здоровому образу жизни )
Азбуку здорового образа жизни учите с ребенком с самого раннего возраста.
Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.
Вероятность болезней ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по сохранению здоровья, доступные его возрасту.
Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.
“Дозированный опыт” - это когда ребенку дают убедиться самому, что хорошо для здоровья , а что нет. Он снижает потери от самостоятельных “проб и ошибок”.
Если Ваш метод отучения у детей вредных привычек– запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.
Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.
Закаляйте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками самостоятельного закаливания.
Игрушки, личные и учебные вещи учите ребенка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для обеспечения личной гигиены.
Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребенку.
Лекарства могут быть заменены витаминами, могут быть для ребенка гораздо полезнее на ранних стадиях простудных заболеваний.
Мультфильмы, детские фильмы и передачи переполнены материалом для обучения ЗОЖ. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа “Как ты думаешь, почему он так поступил?”, “Как она умудрилась попасть в такую ситуацию?”, “Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?” и обсуди их.
Не увлекайтесь примерами болезней, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.
Обучать ребенка здоровому образу жизни нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.
Программы по здоровью для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны ненужной информации.
Рационально научите использовать ребёнка своё внеурочное время, составьте режим дня.
Смена труда и отдыха – вот лучшее занятие для здорового малыша.
Только правильное питание поможет ребёнку развиваться умственно и физически.
Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру), чтобы он не стал искать себе другое.
Факты болезней детей убеждают, что родители должны быть более внимательны к ним.
Хочешь помочь ребёнку предупреди об опасности, а не сетуй на опоздание.
Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в “нужное” русло.
Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания нездоровых ситуаций.
Широко распространенные мнение, что мой ребёнок самый здоровый или самый больной, только мешает в правильном отношении к здоровью малыша.
Щетка, мыло, и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.
“Это нельзя, а это можно” - такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений.
Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением вместе или рядом с взрослым.
Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.
Такая рекомендация - азбука будет отличным помощником в обеспечении здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса.