Цели:
1) Учить узнавать предмет, используя сохранные анализаторы.
2) Развивать внимание, воображение, память, речь, зрительно-моторную координацию.
3) Воспитывать культуру поведения, соблюдать порядок на рабочем месте.
Оборудование: планшеты, "Изогнутые линии", "Лабиринт", "Весёлые клеточки", "Волшебные мешочки", лимон, цветные квадраты.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей.
- Сегодня на занятии вы будете узнавать предмет при помощи органов чувств.
3. Упражнения для рук.
а) - Поглаживание кистей рук,
- "Колечки",
- "Откручивание крана с водой",
- "Мытьё рук",
- "Брызги воды",
- Проведение ладонями по краю парты.
б)
"Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик, это - я.
Это вся моя семья".
- Наши пальчики готовы отправиться в путь по изогнутой дорожке.
4. Предметно-практическая деятельность.
а) "Изогнутая линия".
- Возьмите листки с изогнутой линией. Сядьте ровно, положив обе руки под подбородок. Зафиксируйте голову.
- Проследите глазами по дорожке слева - направо. А теперь пальчиком правой руки. Покажите в воздухе ручкой.
- Проведите изогнутые линии, по середине дорожки не задевая за её края.
- Молодцы! Ваши руки очень ловкие, у вас всё получилось правильно. (Учитель проверяет правильность выполненного задания).
б) "Волшебный мешочек".
- Пока ваши ручки работали, у нас появился "Волшебный чемоданчик". Да он не пустой, в нём что-то лежит.
(Учитель показывает детям игрушечный чемоданчик)
- А по каким признакам мы можем угадать предмет? (Глазами - увидеть форму и цвет, ушами - услышать, руками - потрогать, носом - определить запах, языком - вкус).
Осязание.
- Определим поверхность рукой.
(На доску прикрепляется рисунок с изображением руки).
(У каждого ученика на парте "Волшебный мешочек").
- Возьмите "Волшебный мешочек", не раскрывая и не заглядывая внутрь, просуньте правую руку и определите пальчиками поверхность предмета. Она похожа на ту, что в чемоданчике.
- Что вы ощутили? (она шероховатая, не гладкая)
- Что это может быть?
- Достаточно ли этого признака, чтобы узнать предмет? (нет)
- Может быть, следующее задание вам даст подсказку.
- Включаем в работу глаза и руку.
(На доске иллюстрация с изображениями руки и лица, где чётко выделены глаза).
в) "Графический диктант".
(Учитель диктует, ученики ведут гелевыми чёрными ручками по клеточкам непрерывно)
- Положите лист в клетку так, чтобы красная точка была в левом верхнем углу.
Соблюдая правильную посадку и внимательно меня слушая играем в "Весёлые клеточки".
- Четыре клеточки вправо, одна клетка вниз, две - вправо, одна - вниз и т.д.
- Покажите, что у вас получилось. Посмотрите на доску.
(На доске плакат с изображением)
- У кого так же? Молодцы.
Физминутка.
(Используется тренажёр Базарнова и общефизические упражнения).
Зрение и осязание.
- "Посмотрите" пальчиком правой руки по контуру слева - направо, а теперь пальчиком левой руки справа - налево.
(Дети указательным пальцем ведут по нарисованному контуру)
- На какую геометрическую фигуру похож ваш рисунок? (овал).
Овал на плоскости, а как он будет выглядеть в объёме? (яйцевидной формы, эллипсоид).
У предмета в чемоданчике такая же форма.
Итак, поверхность шероховатая, форма овальная.
- Что это может быть? Достаточно ли этих признаков, чтобы узнать предмет? (нет)
- По каким признакам ещё можно узнать предмет?
Определим цвет.
г) "Квадрат с цветными клетками".
(Квадраты изготовлены из картона и цветной бумаги)
- Квадраты на подставках. Начинаем путешествие с квадрата красного цвета. Зафиксируйте голову. (Локти стоят на парте, подбородок на ладонях). По моей команде ведём глазками.
- Одна вправо, одна вниз, одна влево, одна вниз, одна вправо, одна вверх.
- На квадратике какого цвета вы остановились? (на жёлтом).
У загадочного предмета такой же цвет.
- Что это может быть?
Обоняние.
- Подключим к работе наш носик.
(На доске изображение лица, на котором чётко выделен носик).
- По каким ещё признакам можно определить предмет? (по запаху).
(У каждого ученика на парте понюшки, в них кусочек поролона, пропитанный аромамаслом).
- Откройте крышечки и понюхайте.
- Что может вызвать такой аромат? (лимон, грейпфрут, апельсин:)
Вкус.
- Какой ещё орган чувств нам может помочь угадать предмет? (язык). (На доске изображение лица, на котором чётко выделен язычок).
- Зовём на помощь язычок.
(Учитель раздаёт детям одноразовые тарелочки с кусочками лимона).
- Лизните то, что на тарелочке.
- Чей это вкус? (лимона).
(Учитель открывает чемоданчик и достаёт лимоны, раздаёт детям).
- Осмотрите лимон глазами, руками. Назовите все его признаки. Лимон жёлтого цвета, овальной формы, шероховатый, ароматный, кислый.
д) Беседа.
- Кто из вас знает, чем полезны лимоны? (содержит витамин С, укрепляет организм, кровеносные сосуды, избавляет от простуды).
е) "Лабиринт".
Работа с планшетами. (У каждого ученика планшет. Под прозрачную плёнку подкладывается изображение)
- Положите планшеты так, чтобы изображение лимона было вверху. Прочитайте название магазинов.
- В каком магазине можно купить лимоны? ("Фрукты", так как лимон - это фрукт).
- Зафиксируйте голову. Определите глазами путь лимончика в свой магазин.
- Возьмите фломастер и обведите дорожку от лимона к магазину "Фрукты".
Покажите, что у вас получилось. Молодцы.
5. Итог.
- Чем вам понравилось занятие?
- По каким признакам мы учились узнавать предмет?
- Что узнали нового?