Коррекционно-развивающее занятие по курсу "Развитие осязания и мелкой моторики" во 2-м специальном (коррекционном) классе IV вида

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) Учить узнавать предмет, используя сохранные анализаторы.

2) Развивать внимание, воображение, память, речь, зрительно-моторную координацию.

3) Воспитывать культуру поведения, соблюдать порядок на рабочем месте.

Оборудование: планшеты, "Изогнутые линии", "Лабиринт", "Весёлые клеточки", "Волшебные мешочки", лимон, цветные квадраты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей.

- Сегодня на занятии вы будете узнавать предмет при помощи органов чувств.

3. Упражнения для рук.

а) - Поглаживание кистей рук,

- "Колечки",

- "Откручивание крана с водой",

- "Мытьё рук",

- "Брызги воды",

- Проведение ладонями по краю парты.

б)

"Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик, это - я.
Это вся моя семья".

- Наши пальчики готовы отправиться в путь по изогнутой дорожке.

4. Предметно-практическая деятельность.

а) "Изогнутая линия".

- Возьмите листки с изогнутой линией. Сядьте ровно, положив обе руки под подбородок. Зафиксируйте голову.

- Проследите глазами по дорожке слева - направо. А теперь пальчиком правой руки. Покажите в воздухе ручкой.

- Проведите изогнутые линии, по середине дорожки не задевая за её края.

- Молодцы! Ваши руки очень ловкие, у вас всё получилось правильно. (Учитель проверяет правильность выполненного задания).

б) "Волшебный мешочек".

- Пока ваши ручки работали, у нас появился "Волшебный чемоданчик". Да он не пустой, в нём что-то лежит.

(Учитель показывает детям игрушечный чемоданчик)

- А по каким признакам мы можем угадать предмет? (Глазами - увидеть форму и цвет, ушами - услышать, руками - потрогать, носом - определить запах, языком - вкус).

Осязание.

- Определим поверхность рукой.

(На доску прикрепляется рисунок с изображением руки).

(У каждого ученика на парте "Волшебный мешочек").

- Возьмите "Волшебный мешочек", не раскрывая и не заглядывая внутрь, просуньте правую руку и определите пальчиками поверхность предмета. Она похожа на ту, что в чемоданчике.

- Что вы ощутили? (она шероховатая, не гладкая)

- Что это может быть?

- Достаточно ли этого признака, чтобы узнать предмет? (нет)

- Может быть, следующее задание вам даст подсказку.

- Включаем в работу глаза и руку.

(На доске иллюстрация с изображениями руки и лица, где чётко выделены глаза).

в) "Графический диктант".

(Учитель диктует, ученики ведут гелевыми чёрными ручками по клеточкам непрерывно)

- Положите лист в клетку так, чтобы красная точка была в левом верхнем углу.

Соблюдая правильную посадку и внимательно меня слушая играем в "Весёлые клеточки".

- Четыре клеточки вправо, одна клетка вниз, две - вправо, одна - вниз и т.д.

- Покажите, что у вас получилось. Посмотрите на доску.

(На доске плакат с изображением)

- У кого так же? Молодцы.

Физминутка.

(Используется тренажёр Базарнова и общефизические упражнения).

Зрение и осязание.

- "Посмотрите" пальчиком правой руки по контуру слева - направо, а теперь пальчиком левой руки справа - налево.

(Дети указательным пальцем ведут по нарисованному контуру)

- На какую геометрическую фигуру похож ваш рисунок? (овал).

Овал на плоскости, а как он будет выглядеть в объёме? (яйцевидной формы, эллипсоид).

У предмета в чемоданчике такая же форма.

Итак, поверхность шероховатая, форма овальная.

- Что это может быть? Достаточно ли этих признаков, чтобы узнать предмет? (нет)

- По каким признакам ещё можно узнать предмет?

Определим цвет.

г) "Квадрат с цветными клетками".

(Квадраты изготовлены из картона и цветной бумаги)

- Квадраты на подставках. Начинаем путешествие с квадрата красного цвета. Зафиксируйте голову. (Локти стоят на парте, подбородок на ладонях). По моей команде ведём глазками.

- Одна вправо, одна вниз, одна влево, одна вниз, одна вправо, одна вверх.

- На квадратике какого цвета вы остановились? (на жёлтом).

У загадочного предмета такой же цвет.

- Что это может быть?

Обоняние.

- Подключим к работе наш носик.

(На доске изображение лица, на котором чётко выделен носик).

- По каким ещё признакам можно определить предмет? (по запаху).

(У каждого ученика на парте понюшки, в них кусочек поролона, пропитанный аромамаслом).

- Откройте крышечки и понюхайте.

- Что может вызвать такой аромат? (лимон, грейпфрут, апельсин:)

Вкус.

- Какой ещё орган чувств нам может помочь угадать предмет? (язык). (На доске изображение лица, на котором чётко выделен язычок).

- Зовём на помощь язычок.

(Учитель раздаёт детям одноразовые тарелочки с кусочками лимона).

- Лизните то, что на тарелочке.

- Чей это вкус? (лимона).

(Учитель открывает чемоданчик и достаёт лимоны, раздаёт детям).

- Осмотрите лимон глазами, руками. Назовите все его признаки. Лимон жёлтого цвета, овальной формы, шероховатый, ароматный, кислый.

д) Беседа.

- Кто из вас знает, чем полезны лимоны? (содержит витамин С, укрепляет организм, кровеносные сосуды, избавляет от простуды).

е) "Лабиринт".

Работа с планшетами. (У каждого ученика планшет. Под прозрачную плёнку подкладывается изображение)

- Положите планшеты так, чтобы изображение лимона было вверху. Прочитайте название магазинов.

- В каком магазине можно купить лимоны? ("Фрукты", так как лимон - это фрукт).

- Зафиксируйте голову. Определите глазами путь лимончика в свой магазин.

- Возьмите фломастер и обведите дорожку от лимона к магазину "Фрукты".

Покажите, что у вас получилось. Молодцы.

5. Итог.

- Чем вам понравилось занятие?

- По каким признакам мы учились узнавать предмет?

- Что узнали нового?