Цели:
- поддержать интерес учащихся к окружающему миру, дать детям сведения об интересных, удивительных овощах,
- открыть большие возможности для познавательной деятельности младших школьников.
Оформление: выставка книг "Волшебная грядка"
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному миру овощей. Наше путешествие проведем в виде игр, конкурсов, викторины. Класс делится на команды. Каждая команда выбирает капитана.
Итак, начинаем.
Конкурс № 1. "Айболит"
На столе разложены листы из гербария. Дети должны узнать растение по его цветку, листу, стеблю, рассказать об использовании этого растения в народной медицине.
Например:
- Листья капусты помогают при головной боли, квашенную капусту используют как источник витамина С, сок капусты предохраняет человека орт рака.
- Картофель называют лекарем "в мундире". Сок картофеля используют при гастритах, вареные клубни обладают мочегонным действием, ингаляции вареного картофеля при ангине.
- Укроп - фитонциды этого растения убивают микробов.
- Фенхель помогает от кашля.
Конкурс № 2. "Посадка картофеля"
Команде выдается корзина с картофелем. Напротив каждой команды ставится пустая корзина. Каждый участник берет по клубню картофеля и забрасывает его в пустую корзину. Выигрывает команда, которая наберет больше картофеля и первая справится с заданием.
Конкурс № 3. "Эстафета"
Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?
- Аппетит проходит во время еды.
- Дружба дружбой, а кабачок врозь
- Есть еще горох в гороховницах.
- Проще жареной репы.
Конкурс № 4. "Узнай овощи"
От команды выходят по одному ученику. Им завязывают глаза. Ученики ощупывают овощ руками и называют его. Выиграет та команда, которая больше угадает овощей.
Конкурс № 5. "Лесенка"
Приглашаются от каждой команды по 5 человек. За определенное время нужно написать "лесенку слов", начинающихся с буквы "А". Первое слово из двух букв, второе из трех и т.д. Кто построит самую высокую лесенку - победит!
Например: А - Ас, Ася, Арка, Арбуз, Азбука, Амфибия, Амброзия, Адаптация:
Конкурс № 6. "Загадки"
1.
Была я маленькая, серенькая.
В земле побыла -
Красный бархатный сарафан нашла. (свекла)
2.
Рос зелененьким, усатеньким,
Как поспел, стал пузатеньким. (арбуз)
3.
В земле сидит, хвост вверх глядит,
Сахар из нее можно добыть,
Вкусный борщ сварить. (свекла)
4.
Десять мальчиков живут
В зеленых чуланчиках. (горох)
5.
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед,
А вкус не тот. (репа)
6.
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек. (капуста)
7.
Маленький, горький,
Луку брат (чеснок)
8.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней: (помидор)
А сейчас викторина для зрителей. Нужно быстро ответить на вопрос и получать приз-овощ.
1. О каком растении говорили, что оно "от семи недугов" (лук)
2. Какой овощ называли "красной солью?" (красный перец)
3. У какого овоща самые большие в мире плоды? (тыква)
4. Какая ягода растет в пустыне, где даже нет травы? (арбуз)
5. Какой овощ называли "земляным яблоком?" (картофель)
6. У какого овоща человеческое имя? (у петрушки)
7. У какого овоща два имени? (томат - помидор)
Конкурс № 7. "Музыкальный"
Исполнить песню "Антошка" из мультфильма "Рыжий, рыжий, конопатый" на "зверином языке".
- 1 команда - воробьиный - прочирикать (чик-чирик)
- 2 команда - собачий - прогавкать (гав-гав)
Конкурс № 8. "Овощи"
Играющие образуют круг. Ведущий стоит внутри круга. У него в руках мяч. Он называет "овощи" и бросает мяч кому-либо. Поймавший мяч должен немедленно вернуть его водящему и назвать овощ. Повторять ранее сказанное нельзя. Ответы даются быстро, пока ведущий считает до пяти. Тот, кто не сумел вовремя подобрать нужное слово, выбывает из игры.
Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие.
Вы много узнали об овощах. Подведем итоги.
Литература
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. 2000 текстов для внеклассного чтения. - М.: Аквариум, 1999.
- Степанов В. Русские пословицы и поговорки от "А" до "Я". - М.: Изд-во "АСТ Пресс", 1998.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1998.