Исследовательская работа
Цели:
- познакомить с произведением К.Г. Паустовского “Растрёпанный воробей”;
- развивать умение работать с художественным текстом,
- анализировать его; развивать интерес к исследовательской деятельности;
- обучаться работать в группе и индивидуально по плану;
- воспитывать любовь к природе, к окружающему миру; чувство сострадания к “братьям меньшим”.
Объект исследования: сказка К. Г. Паустовского “Растрепанный воробей”.
Предмет исследования: проблема человеческого счастья в сказке.
Участники: учащиеся 3 класса.
Время выполнения: 2-3 недели.
Результаты : вся собранная информация используется на уроке.
Для работы дети разделены на три группы:
- литературоведы,
- художники,
- музыканты.
План работы:
I. Литературоведы должны:
- Провести словарную работу:
- бескорыстие,
- ирония,
- любознательная,
- любопытная,
- любопытство,
- патриот,
- патриотизм,
- пейзаж,
- путешествие,
- путешествовать,
- странник,
- странствовать,
- рассказ,
- рыцарь,
- сказка,
- счастье,
- юмор.
- Разрешить задачу:
- Составить характеристики героев, в которых дать ответ на вопрос, “что такое счастье” для каждого из них (мини-сочинения).
- Установить взаимосвязи между героями (составление графической схемы).
- Выявить художественные средства, использованные в произведении.
- Перечитать сказку Ш. Перро “Золушка”.
Левитан – Поленов – Паустовский
Почему эти имена в одном ряду?
Изучить их творческий путь.
Подобрать к этой схеме метафору.
II. Художники должны:
- Выполнить рисунки к сказке, отразив особенности пейзажа Паустовского (пейзаж Паустовского = цвет + звук + вкус).
- Рассмотреть на фотографии здание Большого театра в Москве, используя при этом его описание в сказке.
- Изучить научные сведения о вороне. Знания о вороне представить в аппликации. Составить коллективный рассказ о вороне. Сравнить научное описание вороны с художественным изображением в сказке.
III. Музыканты.
- Прослушать музыку для балета С. Прокофьева “Золушка”. Подобрать в сказке отрывок, соответствующий сцене выступления мамы в театре.
Методы исследования:
- анализ,
- информация из книг и журналов,
- наблюдение,
- обобщение,
- сравнение
Урок чтения
(К.Г. Паустовский. “Растрёпанный воробей”)
Цели:
- Учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте олицетворения, сравнения, то есть художественные средства изобразительности, которые использует автор; познакомить с особенностями характеристики Паустовского (предельная краткость), а также пейзажа (звук + цвет + ощущение); рассмотреть особенности построения сказки, учить составлять свой сценарий.
- Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, чувство родства к нему, сострадания к “братьям меньшим”.
- Развивать ассоциативное мышление, внимание, память.
Оборудование:
- Репродукция картины В.Д. Поленова “Московский дворик”.
- Запись финала балета “Золушка”.
- Портрет К.Г. Паустовского.
- Рисунки детей.
Оформление доски:
- К. Г. Паустовский. “Растрепанный воробей”.
- “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”. К. Паустовский.
- Портрет Паустовского (в конце урока).
- План (на обратной стороне доски).
- Репродукция картины В.Д. Поленова “Московский дворик”.
- Рисунки детей.
- Лист бумаги, клей, ножницы, фломастеры (для практической работы).
Ход урока
I.Постановка целей урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Их взаимосвязь. Художественные средства. |
Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя. Будем всматриваться в героев, в их взаимоотношения, наблюдать художественные особенности текста. |
II. Упражнение на (ассоциативное) запоминание
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
III. Работа по намеченному плану.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Учитель пишет на доске и говорит: - Левитан – Поленов (художники) – Паустовский (писатель) - Почему они сегодня в одном ряду? - Почему именно картина Поленова сегодня на уроке? В соответствии с планом составим характеристики героев. - Перечислите героев.
- Предлагаю схематически изобразить каждого героя точкой. - Кого поместим в центре? Обратите внимание на заглавие. - А рядом? - Какая она? (выборочное чтение)
- Прочитайте слова – названия действий.
Рассказчик обращает внимание на возраст вороны, приглашает нас улыбнуться, но не торопится осуждать её, заставляет читателя всматриваться, вслушиваться. |
Они учили видеть прекрасное в обыкновенной, повседневной, будничной жизни. Действие сказки происходит в Москве, в одном из обычных городских квартир, похожих на те, которые изображены на картине Поленова.
Мама, папа, Маша, Петр, милиционер, ворона, воробей Пашка, рассказчик.
Воробья. Ворону. Седая. Сварливая – ворчливая, склонная к ссоре. Злая – случай с Пашкой. Не моргая. Взлетала. Протискивалась – неуклюжая. Хватала. Удирала – опасность. |
IV.Практическая работа.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- Вы заметили, что в сказке нарушен хронологический порядок событий? Представьте себя сценаристами. В каком бы вы порядке расставили все события? - Рассказать по схеме (на доске), как взаимосвязаны герои сказки. - Пейзаж. - Пейзаж у Паустовского просится на бумагу. - Почему? Докажите текстом. - Расскажите по своим картинам, что вы изобразили.
- Художественные средства?
Работа с иллюстрациями в учебнике. - Рассмотрите иллюстрацию, подберите подходящие строки и выразительно прочитайте. - Прослушайте отрывок из балета “Золушка”. - Какое чувство вы испытывали, слушая музыку? Назовите одним словом. - Большая радость – что это? |
Перечисляют события в том порядке, как они изложены в сказке. 1. Мама танцует в театре. 2. Папа уезжает на войну, потом на Камчатку. 3. Маша с Петровной дома, уходят умываться, в это время ворона ворует колбасу, сахар. 4. Ворона летит в ларек. 5. Милиционер, Маша, Петровна. 6. Воробей у Маши дома. 7. Набеги воробья к вороне в ларек. 8. Мама достает букет. 9. Вечер, с которого начинается сказка (Маша у окна. Залетает воробей, ворует букетик). 10. Мама плачет. Воробей слышит. 11. Сборы в театр. 12. Начало спектакля. 13. Сцена драки. 14. Конец спектакля – вылетает воробей. 15. Вечерний разговор Маши и мамы. В нем много цвета. Читают отрывки из текста, учась пользоваться термином “пейзаж”, связывая его сначала с художественным, а затем живописным произведением. Олицетворения – с.14-15, сравнения – с.23 9 (конец) Выразительное чтение отрывка, соответствующего иллюстрации. Прослушивание финала балета. Делятся впечатлениями. Это слово – счастье. |
VI. Итоги.
Обратимся к схеме. - Подберите к этой схеме метафору. - Рассказчик – Паустовский – почти одно лицо - Рассмотрите портрет. - Прочитайте: “Рыцарски благородный, скромный, деликатный, сердечный и в то же время прямой человек”. К.И.Чуковский. - Прочитайте слова Дагни Педерсен (конец рассказа “Корзина с еловыми шишками”). |
Вселенная – Солнце – планеты. Солнце – это рассказчик, щедро согревающий своим теплом героев сказки. А планеты – это герои сказки, каждый из них – свой загадочный, таинственный мир.
“Благодарю вас за щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, без чего не может жить человек”. |
См. также приложение 5.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Список литературы
1.Н.И.Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н.Арзамасцева. Детские писатели (справочник для учителей и родителей). Издательство Баллас и С-Инфо, 1995, с.93-96.
2. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
3. А. Онегов. Школа юннатов. М. “Детская литература”, 1980, с.372-378.
4. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой. М. “Русский язык”. 1985.- 797 страниц.
5. К. Паустовский. Золотая роза. Повести, рассказы. М. Советский писатель, 1983.
6. К. Паустовский. Лавровый венок . /Составитель Г.А. Арбузова.- М.: Молодая гвардия, 1985.- 478 страниц.
7.Э.В. Пастон. Русские живописцы XIX века.- Л.: Художник РСФСР, 1991.