Цель: осознание детьми фольклорных истоков авторского поэтического и музыкального творчества.
Задачи:
- Показать учащимся взаимосвязь музыкального и поэтического фольклора с авторским литературным творчеством.
- Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода через инсценирование, сочинительство, исполнение музыкальных произведений.
- Воспитывать уважение к духовной культуре русского народа.
Ход урока
Дорогие, друзья! Сегодня у нас необычный праздник. Мы отправимся по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни.
Ребята, отгадайте загадку:
Стоит красавица: косы зелёные,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье – мир освящать,
Второе угодье – лес исцелять,
Третье угодье – боль утешать,
Четвёртое угодье – белый свет украшать
Учитель: О чём эта загадка?
Дети: Эта загадка о берёзе.
![](img1.jpg)
Учитель: Верно, эта загадка рассказывает нам о символе нашей Родины, любимом дереве всех россиян – берёзе.
Берёза – литературный и музыкальный образ.Да, ребята, наш народ сложил немало песен о нашей белоствольной красавице. Но я хотела бы вас познакомить с творчеством русского поэта Сергея Есенина., который дал нашей Родине образное название «страна берёзового ситца».
С добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
![](img2.jpg)
БЕРЕЗА
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Учитель музыки: Русский народ славился своей музыкальностью. Чтобы рассказать о своей жизни, простые талантливые люди слагали песни. Их в народе очень любили и передавали из поколения в поколение. Так, лучшие народные песни дошли до наших дней. К ним и сейчас люди относятся с большой любовью: подслушивают их в народе, записывают, а затем и исполняют.
- О чем слагали свои песни люди? (О природе)
Одна из особенностей русской народной песни: отображение отношения человека к явлениям природы и его взаимодействие с природной средой.
Одну из известных песен о природе предлагаю вспомнить вместе со мной.
Исполнение песни: «Во поле береза стояла» 1 к.
- С каким чувством исполняли эту песню? (Нежности, любви)
- Почему? (Береза является любимым деревом русского народа)
Многие песни люди не просто пели, а играли.
- Как вы понимаете это выражение?
Давайте попробуем сыграть песню.
«Во поле береза стояла» Творческое экспериментирование.
Песни, исполняемые в хороводе, имеющие плавный, напевный характер называются хороводными.
- Кто чаще всего исполнял хороводные песни? (девушки, женщины)
- Почему? (плавные движения больше подходят к женскому образу, показывают его красоту как внешнюю, так и внутреннюю)
Учитель: Я хочу познакомить Вас с поэтическим произведением Софьи Пилипенко.
«Ах, эта осень!»
Ах, эта осень! Как прекрасна! Сошла таинственно с небес,
Зажгла огонь калины красной и превратила в сказку лес.
На клёны брызнула багрянцем, дубы растрогала до слёз,
Позолотив листву их с глянцем. Поколдовала у берёз.
За косы потрепала иву, склонённую уже ко сну.
И улыбнувшись шаловливо, рукой взъерошила сосну.
И как всепризнанный маэстро, способный снять с других накал,
Перед невидимым оркестром взмахнув рукой, открыла бал.
Печально музыка звучала, рыдали скрипки в унисон.
Природа грустью отвечала, танцуя вальс « Осенний сон».
Ну, а потом бродила долго с глазами мокрыми от слёз,
И шаль её из супершёлка рвал сильный ветер и мороз.
Внезапно сделавшись бесцветной, часами вглядывалась в даль.
И всё ждала тепла. Но тщетно! Пора её прошла! А жаль!?
- Как понимаете выражение: зажгла огонь калины красной и превратила в сказку лес?
Калина считалась «свадебным деревом» и была непременной участницей свадебного обряда. Букетами калины украшали столы, свадебные караваи, девичьи венки, блюда с угощениями. Невеста перед свадьбой дарила жениху полотенце, расшитое листьями и ягодами калины. Много песен, стихотворений сложено о калине.
Учитель музыки: Не меньшей популярностью в народе пользовались плясовые песни.
- Как вы думаете, какие они по характеру? (задорные, веселые)
Одна из дошедших до нас плясовых вам известна
![](img3.jpg)
Музыкальная загадка (Калинка)
- Что это за песня?
- Кому бы вы отдали для исполнения припев: девушкам или юношам? (юношам)
- Почему? (они могут показать свою силу и удаль)
«Калинка» Творческое экспериментирование.
- Какие две разновидности танцевальных песен мы можем выделить? (хороводные и плясовые)
Учитель: Мы живём в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Русский народ славится своими талантами, традициями, творчеством.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были написаны очень давно? (ответы детей)
- Народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество? (ответы детей)
- Что означает устное? (ответы детей)
- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.
- Что значит народное? (ответы)
- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
- Что такое творчество? (ответы)
- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.
![](img4.jpg)
- Давайте вспомним жанры устного народного творчества. (Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы). Скажите, ребята о ком и о чём пелось в народных песнях? (о природе, о растениях, о матери, о домашних животных) Как её ласково называли? (кормилица, поилица, молочница) Очень трепетно люди относились к коровушке. Много песен было сложено о коровушке, народные песни говорили об особенностях русского характера.
Учитель музыки: Давайте послушаем русскую народную песеню «Коровушка» и постараемся разобраться в её содержании. Скажите, ребята о ком и о чём пелось в народных песнях?(о природе, о растениях, о матери, о домашних животных).. Как её ласково называли? (кормилица, поилица, молочница).Очень трепетно люди относились к коровушке. Много песен было сложено о коровушке, народные песни говорили об особенностях русского характера.
Слушание
- О чем, или о ком эта песня?
- Что мы можем сказать о характере девушки поющей, о своей коровушке?
Через песню можно понять отношение человека – сочинителя к положительным и отрицательным чертам характера, поведению в обществе, деловым качествам людей.
Послушайте песню «Дуня – тонкопряха». Определите отношение сочинителя к Дуне.
Слушание
- О положительной или отрицательной черте характера идет речь в песне?
Вторая особенность р. н. п. – отображение позитивного отношения человека к лучшим качествам личности – доброте, отзывчивости и т. д. и негативного отношения к отрицательным качествам – злу, несправедливости и т.д.
Учитель: Книги нас учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми, осуждают ложь, высмеивают глупость вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений. Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.
Сегодня на уроке мы говорим спасибо замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой.
![](img5.jpg)
Е.Благинина является автором не только стихов, но и загадок, считалок, песен. Вот какие считалки можно использовать, чтобы выбрать для игры ведущего.
Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку
А потом, потом, потом,
Начинают строить дом!Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнём,
Сколько пёрышек на нём?
Раз-два-три-четыре-пять,
Невозможно сосчитать!
С какой целью используют считалку? Чему она учит?
Учитель музыки: Излюбленным жанром в народной песне являются игровые песни. Они являются ярким примером изобретательности и творческого воображения человека.
«Считалка» музыкальная игра (слушание)
- Какие особенности русской народной песни мы можем отметить?
- Какие танцевальные жанры русского фольклора существуют? (хороводная, плясовая, игровая песня)
Рефлексия
- Какое влияние оказала р.н.п. на поэтов и писателей? Какие качества личности восхвалялись и высмеивались? Приведите примеры.