Интегрированный урок "Зарождение поэзии через русский фольклор"

Разделы: Начальная школа


Цель: осознание детьми фольклорных истоков авторского поэтического и музыкального творчества.

Задачи:

  • Показать учащимся взаимосвязь музыкального и поэтического фольклора с авторским литературным творчеством.
  • Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода через инсценирование, сочинительство, исполнение музыкальных произведений.
  • Воспитывать уважение к духовной культуре русского народа.

Ход урока

Дорогие, друзья! Сегодня у нас необычный праздник. Мы отправимся по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни.

Ребята, отгадайте загадку:

Стоит красавица: косы зелёные,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье – мир освящать,
Второе угодье – лес исцелять,
Третье угодье – боль утешать,
Четвёртое угодье – белый свет украшать

Учитель: О чём эта загадка?
Дети: Эта загадка о берёзе.

Учитель: Верно, эта загадка рассказывает нам о символе нашей Родины, любимом дереве всех россиян – берёзе.
Берёза – литературный и музыкальный образ.Да, ребята, наш народ сложил немало песен о нашей белоствольной красавице. Но я хотела бы вас познакомить с творчеством русского поэта Сергея Есенина., который дал нашей Родине образное название «страна берёзового ситца».

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

БЕРЕЗА

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Учитель музыки: Русский народ славился своей музыкальностью. Чтобы рассказать о своей жизни, простые талантливые люди слагали песни. Их в народе очень любили и передавали из поколения в поколение. Так, лучшие народные песни дошли до наших дней. К ним и сейчас люди относятся с большой любовью: подслушивают их в народе, записывают, а затем и исполняют.

- О чем слагали свои песни люди? (О природе)
Одна из особенностей русской народной песни: отображение отношения человека к явлениям природы и его взаимодействие с природной средой.
Одну из известных песен о природе предлагаю вспомнить вместе со мной.

Исполнение песни: «Во поле береза стояла» 1 к.

- С каким чувством исполняли эту песню? (Нежности, любви)
- Почему? (Береза является любимым деревом русского народа)
Многие песни люди не просто пели, а играли.
- Как вы понимаете это выражение?
Давайте попробуем сыграть песню.

«Во поле береза стояла» Творческое экспериментирование.

Песни, исполняемые в хороводе, имеющие плавный, напевный характер называются хороводными.
- Кто чаще всего исполнял хороводные песни? (девушки, женщины)
- Почему? (плавные движения больше подходят к женскому образу, показывают его красоту как внешнюю, так и внутреннюю)

Учитель: Я хочу познакомить Вас с поэтическим произведением Софьи Пилипенко.

«Ах, эта осень!»

Ах, эта осень! Как прекрасна! Сошла таинственно с небес,
Зажгла огонь калины красной и превратила в сказку лес.
На клёны брызнула багрянцем, дубы растрогала до слёз,
Позолотив листву их с глянцем. Поколдовала у берёз.
За косы потрепала иву, склонённую уже ко сну.
И улыбнувшись шаловливо, рукой взъерошила сосну.
И как всепризнанный маэстро, способный снять с других накал,
Перед невидимым оркестром взмахнув рукой, открыла бал.
Печально музыка звучала, рыдали скрипки в унисон.
Природа грустью отвечала, танцуя вальс « Осенний сон».
Ну, а потом бродила долго с глазами мокрыми от слёз,
И шаль её из супершёлка рвал сильный ветер и мороз.
Внезапно сделавшись бесцветной, часами вглядывалась в даль.
И всё ждала тепла. Но тщетно! Пора её прошла! А жаль!?

- Как понимаете выражение: зажгла огонь калины красной и превратила в сказку лес?
Калина считалась «свадебным деревом» и была непременной участницей свадебного обряда. Букетами калины украшали столы, свадебные караваи, девичьи венки, блюда с угощениями. Невеста перед свадьбой дарила жениху полотенце, расшитое листьями и ягодами калины. Много песен, стихотворений сложено о калине.

Учитель музыки: Не меньшей популярностью в народе пользовались плясовые песни.
- Как вы думаете, какие они по характеру? (задорные, веселые)
Одна из дошедших до нас плясовых вам известна

Музыкальная загадка (Калинка)

- Что это за песня?
- Кому бы вы отдали для исполнения припев: девушкам или юношам? (юношам)
- Почему? (они могут показать свою силу и удаль)

«Калинка» Творческое экспериментирование.

- Какие две разновидности танцевальных песен мы можем выделить? (хороводные и плясовые)

Учитель: Мы живём в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Русский народ славится своими талантами, традициями, творчеством.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

- Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были написаны очень давно? (ответы детей)
- Народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество? (ответы детей)
- Что означает устное? (ответы детей)
- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.
- Что значит народное? (ответы)
- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
- Что такое творчество? (ответы)
- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.

- Давайте вспомним жанры устного народного творчества. (Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы). Скажите, ребята о ком и о чём пелось в народных песнях? (о природе, о растениях, о матери, о домашних животных) Как её ласково называли? (кормилица, поилица, молочница) Очень трепетно люди относились к коровушке. Много песен было сложено о коровушке, народные песни говорили об особенностях русского характера.

Учитель музыки: Давайте послушаем русскую народную песеню «Коровушка» и постараемся разобраться в её содержании. Скажите, ребята о ком и о чём пелось в народных песнях?(о природе, о растениях, о матери, о домашних животных).. Как её ласково называли? (кормилица, поилица, молочница).Очень трепетно люди относились к коровушке. Много песен было сложено о коровушке, народные песни говорили об особенностях русского характера.

Слушание

- О чем, или о ком эта песня?
- Что мы можем сказать о характере девушки поющей, о своей коровушке?

Через песню можно понять отношение человека – сочинителя к положительным и отрицательным чертам характера, поведению в обществе, деловым качествам людей.

Послушайте песню «Дуня – тонкопряха». Определите отношение сочинителя к Дуне.

Слушание

- О положительной или отрицательной черте характера идет речь в песне?
Вторая особенность р. н. п. – отображение позитивного отношения человека к лучшим качествам личности – доброте, отзывчивости и т. д. и негативного отношения к отрицательным качествам – злу, несправедливости и т.д.

Учитель: Книги нас учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми, осуждают ложь, высмеивают глупость вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений. Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.
Сегодня на уроке мы говорим спасибо замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой.

Е.Благинина является автором не только стихов, но и загадок, считалок, песен. Вот какие считалки можно использовать, чтобы выбрать для игры ведущего.

Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку
А потом, потом, потом,
Начинают строить дом!

Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнём,
Сколько пёрышек на нём?
Раз-два-три-четыре-пять,
Невозможно сосчитать!

С какой целью используют считалку? Чему она учит?

Учитель музыки: Излюбленным жанром в народной песне являются игровые песни. Они являются ярким примером изобретательности и творческого воображения человека.

«Считалка» музыкальная игра (слушание)

- Какие особенности русской народной песни мы можем отметить?
- Какие танцевальные жанры русского фольклора существуют? (хороводная, плясовая, игровая песня)

Рефлексия

- Какое влияние оказала р.н.п. на поэтов и писателей? Какие качества личности восхвалялись и высмеивались? Приведите примеры.