Управление развитием школы через инновационную деятельность

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


 Сельская школа стоит неизмеримо ближе, чем городская, к сельскохозяйственному производству и не может полноценно существовать в отрыве от него, так как существует прямая материальная зависимость школы и семьи от результатов сельскохозяйственного производства. В то же время сельская школа играет огромную роль в его развитии. Сами условия работы нашего общеобразовательного учреждения предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на территории сельского поселения. От трудового воспитания и обучения сельских школьников во многом, если не в решающей степени, зависят будущее села, его трудовые ресурсы. Наша школа призвана стабилизировать и закрепить выпускников на селе, подготовить их для непосредственной работы в агропромышленном комплексе и для дальнейшего профобразования, как специалистов, так и работников для аграрного сектора, возродить духовную жизнь села. Но это не означает, что сельский школьник должен быть лишён возможности в дальнейшем получать другие специальности. Специфика развития школы в данный период определяется тем, что образовательное учреждение с 15 января 2006 года участвует в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. В связи с этим многие положения программы развития школы отражают приоритетные направления развития российского образования и программы развития образования Республики Алтай. Не случайно на первое место мы выдвигаем создание условий для самообеспечения и укрепления материально- технической базы через разработку новой модели сельской школы - агротехнической школы. Это школа с круглогодичным циклом учебно-производственной деятельности. В тёплый пе­риод года производственная нагрузка в школе возрастает, с пробуждением природы повышается полезная трудовая деятельность школьников. Это отвечает принципу единства природы и человека. Организму ребёнка в этот период необходимо больше движений, эмоций, впе­чатлений, больше солнца и тепла. Если рассматривать агрошколы только лишь как дающие ориентацию детям на сельскохозяйственные профессии, то это будет ошибкой. Предметы сель­скохозяйственной направленности существуют в агрошколах с единственно возможной целью — дать учащимися необходимый опыт жизни и самостоя­тельного труда, так как нет «под руками» другого предмета, ориентированно­го на практическую деятельность уча­щихся. На сельскохозяйственных видах деятельности вырабатываются общече­ловеческие качества, такие как коммуникативность, общительность, компе­тентность, выдержка, воля и характер, технологическая культура, культура труда, трудовая и технологическая дис­циплина, качества предприимчивости и другие. Всё это пригодится выпуск­нику в жизни, в том числе и при поступлении на учёбу в учреждения сред­него и профессионального высшего образования. Агропрофилированные школы на селе необходимы и должны включиться в процесс модернизации образования по всем направлениям, для формирования общеучебной и гражданской компетентности школьников. В их плодотворной работе — залог развития села, а значит, и всей России! Наша школа разработала программу развития «Создание модели агротехнической школы» с целью модернизация учебно-воспитательного процесса для полноценного развития личности в условиях сельской школы. Для этого мы совершенствуем управляющую структуру, активно внедряем и реализуем эффективные образовательные технологии, помогаем учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории. Тесно сотрудничаем с родителями и партнерами школы, перечень которых ежегодно пополняются. Школа продуктивно взаимодействует с сельским сообществом. В ходе создания и реализации программы развития школы нами разработана целостная система условий и способов развития личности обучающихся. Она ориентируется на способности, склонности, потребности и жизненные планы каждого ребёнка и даёт ему необходимые социально – экономические знания для полноценной подготовки к трудовой деятельности. В процессе совершенствования структуры и содержания УВП нами делается упор на обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребёнка, его физическое и нравственное здоровье, своевременное адекватное реагирование на изменение социокультурной ситуации. Подростки получают не только базовые знания, но и дополнительные теоретические и практические навыки. В помощь к основной программе школы созданы подпрограммы разных сфер деятельности, работающие на здоровьесбережение, сохранение культурных традиций своего народа, совершенствование органов самоуправления: «Формирование здоровьесберегающего пространства школы», «Модель русской школы», «Информатизация (компьютеризация) школы», «Детская организация «Пилигрим»».
Работа ведется в трёх направлениях:
• в организации действенной струк­туры управления научно-методичес­кой работой в школе;
• в разработке и обеспечении реа­лизации стратегических (образова­тельной программы, концепции и программы развития, концепции и программы опытно-эксперимен­тальной работы и др.) и тактичес­ких (комплексных целевых про­грамм, ежегодных публичных отчё­тов школы и др.) документов, отра­жающих специфику и учитываю­щих возможности образовательного учреждения;
• в системной работе по совершен­ствованию профессиональной компе­тентности педагогов и развитию творческого потенциала учащихся.
Центром управления НМР в школе является МС.
В компетенцию Методического совета школы входит решение следующих задач:
• стратегического проектирования дея­тельности школы (создание Программы развития школы, комплексно-целевых программ, нормативных документов, регулирующих дея­тельность школы);
• координация и сопровождение деятельнос­ти психологической службы, ММО И МО;
• развитие системы внутришкольного повы­шения квалификации педагогов, стиму­лирования профессионального роста и само­образования (педагогические и обучающие семинары);
• поддержка творческой инициативы и новаторских поисков (экспертиза и обобщение передового педагогического опыта; консуль­тирование при подготовке к участию в профессиональных конкурсах, при внедрении инновационных образовательных технологий; создание информационного банка данных в виде мультимедийных презентаций, видео­материалов, сайта, Портфолио педаго­гов и др.);
• научно-методическое сопровождение программы «Одарённые дети» (ор­ганизация участия в олимпиадах разного уровня, творческих конкурсах, фор­мирование Портфолио учащихся и др.);
• участие в фестивалях «ПС», «Портфолио».
При методическом совете создан Экспертный совет, который осуществляет развитие содержания научно-методической работы (экспертиза и утверждение образо­вательных программ, консультирование по вопросам обновления содержания образова­ния в предметных областях, организация мониторинга и диагностики качества образования и др.).
На наш взгляд, главный источник саморазвития учителя — наличие у него исследовательской позиции. «Без стремления к научной работе учитель неиз­бежно попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» (А. Дистервег). Отсюда вывод: научно-методическая деятельность должна обеспе­чивать становление педагога как исследова­теля.
Ещё лет двадцать назад круг вопросов, ле­жащих в компетенции педагога, очерчивался двумя формулами: что делать и как делать? Причём то, что делать, в решающей степени определялось государственной идеологией и образовательной политикой, а как делать — системой научно- исследовательских институтов и методическими службами. Вопросы «зачем делать?», «почему делать так, а не иначе?», «можно ли делать по-дру­гому?» — то есть исследовательские, по сути, вопросы — в компетенцию педагога не включались. Сегодня исследовательские вопросы вошли в школу, в профессиональное сознание пе­дагогов. Это явление оценить однозначно положительно нельзя, потому что было много отрицательного, но главное в том, что оно помогло приобрести педагогу исследовательскую позицию.
Участие школы и отдельных педагогов в мероприятиях приоритетного национального проекта «Образование» сдела­ло актуальным еще одно направление научно-методической работы, как подготовка педаго­гов к профессиональным конкурсам. Наш опыт показывает, что педагог уверенно идёт на конкурс при наличии у него Портфолио. От стихийно формировавшихся «бумажных» Портфолио достижений учителя (выступления на МО, педагогических советах, автор­ские образовательные программы, методические разработки, сценарии уроков, внеклассных мероприятий, фотодокументы и др.) мы начали переход к разработке и внедрению систематизированного электронного Портфолио. Это обеспечивает педагогу мини­мум затрат времени и сил на описание опыта работы, облегчает подготовку не только к конкурсу, но и к выступлению на методическом объединении, родительском собрании, педагогическом совете, к аттестационным процедурам. Важный момент — чтобы эффективно работать с электронным портфолио, учителю необ­ходим довольно высокий уровень ИКТ-компетентности. И, как показала практика, внедрение Портфолио заставило многих педагогов, ранее бывших на «вы» с компьюте­ром и Интернетом, выстроить с ними более близкие отношения. Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.
Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения организуется таким образом, что педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри». Весьма важным аспектом методической работы в школе является формирование проектной культуры отдельного учителя и всего коллектива в целом. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность. Процесс реализации позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию инновационного развития школы, создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства: учителями, учениками, родителями.

ЛИТЕРАТУРА:

Диск: Заместители директора в школе. Практика Управления. Справочники. Изд-во «Учитель», Волгоград.
Научно-практический журнал «Завуч. Управление современной школой» 2006-2008 г.г.