Цели:
- повторить нумерацию чисел, устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел, совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, мышление детей;
- воспитывать ответственность, уважение друг к другу, аккуратность при работе, взаимовыручку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня не просто урок, а урок – путешествие. Кто знает, что это за день – 12 апреля? Это день космонавтики. И сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, во время которого будем повторять приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
II. Минутка чистописания.
Отправимся мы в полёт на ракете. Давайте посчитаем, из каких геометрических фигур она состоит. Сколько их?
Составить с данными цифрами трёхзначные числа, записать их, подчеркнуть самое большое число и самое маленькое.
III. Активизация знаний учащихся.
Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле. В чём он состоит? Прежде всего, космонавт должен уметь прыгать с парашютом. Приготовили абаки, проведём подготовку – устный счёт:
- покажите число, в котором 2 единицы I
разряда и 4 единицы III разряда;
- увеличьте его на 6 единиц второго разряда;
- уменьшите его на 3 единицы третьего разряда;
- покажите предыдущее число;
- покажите число, которое на 1 меньше этого числа;
- уменьшите количество десятков в 3 раза;
- увеличьте на 8 единиц первого разряда.
С парашютом все умеют прыгать, все благополучно приземлились на землю. Что мы с вами повторили?
Обобщение: трёхзначные числа состоят из трёх разрядов: единиц, десятков, сотен; относятся к классу единиц.
IV. Работа над вычислительными навыками учащихся.
1). Следующее испытание, которое нас ждёт – центрифуга. Будущие космонавты должны научиться переносить перегрузки.
Приступаем к решению уравнений.
- Какие уравнения записаны? (сложные)
- Что известно и неизвестно в каждом уравнении? (повторить компоненты математических действий и правила нахождения корней уравнения)
Слабые учащиеся получают карточки, где решают простые уравнения
I вариант решает уравнения, где корень надо найти действием сложения.
II вариант решает уравнения, где корень надо найти действием вычитания.
Работа на доске. Затем проверка.
х + 120 = 830 – 70
780 – х = 20 · 5
х – 210 = 320 + 220
х – 340 = 570 – 150.
Релаксация. (под музыку) Испытания прошли. Ракета даёт старт. Усядьтесь поудобнее, закройте глаза, и мы отправляемся в полёт.
Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Сколько интересного и необычного можно здесь увидеть! Наше путешествие тоже необычное, посмотрите в иллюминатор. Виден один туман. Это планета Туманности. А названа она так, потому что её жители не могут справиться с теми задачами, которые у них возникли. Давайте им поможем.
2). Чтобы пробраться сквозь туман, сначала предпримем “мозговую атаку”:
- космонавты находились в космосе две недели и ещё 4 дня. Сколько всего дней космонавты были в космосе?
- для космонавтов заготовили 20 коробок яблочного сока, а апельсинового в три раза больше. Сколько апельсинового сока заготовили?
- сколько ушей у трёх мышей?
- что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?
- сколько концов у двух с половиной палок?
- в семье 5 сыновей, у каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?
- брусничного морса заготовили 48 тюбиков, а клубничного – 8 тюбиков. На сколько тюбиков брусничного морса больше, чем клубничного? Во сколько раз?
3). Работа с учебником.
Очень много тумана напустили жители планеты. Надо им помочь разобраться с задачей учебника на с. 63 № 4.
Коллективное чтение задачи, запись краткого условия на доске:
1 день – 4 экскурсии по 15 чел.
2 день – 2 экскурсии по 15 чел.
3 день –
Всего – 140 школьников.
Дети составляют разные выражения по условию задачи и объясняют, что они обозначают. Затем ставим все вместе один вопрос (Сколько детей посетило музей в третий день?), делаем анализ полученной задачи и решаем её, записывая в тетради только решение.
4). Самостоятельная работа.
А сейчас пришло время проверить, как вы самостоятельно ведёте себя в космосе. Жители планеты приготовили вам ещё одно испытание.
В первый день космонавты работали в открытом космосе 3 раза по 25 минут. Во второй день – 2 раза по 35 минут.
Это задача? (ответы детей и объяснение) Поставьте вопросы и решите полученные задачи:
I вариант – действием сложения;
II вариант – действием вычитания.
Дополнительное задание: с. 63 № 2.
Физкульминутка.
Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. (Выполнение под музыку общеразвивающих спортивных упражнений)
5) Решение примеров столбиком.
Что это за странные звуки? Что случилось?
С нашим кораблём неисправности. Надо выйти в открытый космос и всё исправить.
Сильные учащиеся получают карточки с ребусами, остальные решают примеры с доски с объяснением.
6). Работа с именованными числами (фронтально).
Неисправности с кораблём устранили, планете помогли, пора возвращаться домой. Но что это случилось? На корабль напали пираты. Они нас не отпускают, требуют откуп:
- кто первый космонавт Земли?
- его полёт продолжался 108 минут. Сколько это
часов и минут?
2 ч. 30 мин. = … ч. … мин.
180 мин. = … ч. … мин.
4 ч. 20 мин. = … мин.
120 мин. = … ч. … мин.
7). Решение примеров с остатком.
Пираты нас отпустили, но что это? Пошёл метеоритный дождь. Надо быстрее совершать посадку на Землю.
36:10
63:10
560:100
280:100
270:10
506:10
456:100
203:10
892:100
Вот полёт наш и закончился. Мы с вами возвратились домой, где нас ждёт новое задание.
IV. Домашнее задание.
1 вариант с. 66 № 17, с. 63 № 3.
2 вариант с. 59 № 4, с. 66 № 16.
V. Итог урока и оценивание работы детей.
Полёт наш прошёл благополучно, вы возвратились вот с такими результатами: ….
Что мы с вами повторили за время нашего полёта?
Что помогло нам справиться со всеми заданиями?