Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Под индивидуальными образовательными достижениями обучающегося мы понимаем не только уровень общеучебных и предметных знаний, умений, навыков и компетенций, но и развитие мышления, творческих способностей, социальной активности.

Учитывая, что личные образовательные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого, мы строим интегративную систему оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в которую включены, кроме "традиционной" оценки успеваемости по учебным предметам, следующие элементы:

I - результаты интеллектуальных марафонов;

II - эффективность учебной деятельности;

III - отношение к учебным предметам;

IV - оценку творческой активности;

V - эффективность учебно-исследовательской деятельности;

VI - рейтинговая коллективная оценка;

VII - портфолио обучающегося.

Важнейший принцип нашей системы - учёт динамики индивидуальных достижений обучающихся по всем элементам. Рассмотрим подробнее составные элементы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

I. Одна из форм оценки учебных достижений обучающихся - интеллектуальные марафоны, которые проводятся по итогам I полугодия, за исключением 5-го класса, для которого марафон проводится во II полугодии.

Интеллектуальный марафон носит интегративный характер за счёт использования заданий из разных образовательных областей. Задания марафона сформированы по принципу ЕГЭ и разделены на три части. Часть А содержит задания с выбором ответа (предлагаются три варианта ответов), каждое из которых в случае правильного ответа оценивается в один балл. По каждому предмету представлены три вопроса. Выполнение части А позволяет оценить усвоение базового уровня образования. Часть В состоит из заданий повышенного уровня со свободным ответом по тем же предметам, что и в части А, и оценивается максимум в два балла; допускается градация оценки до 0,5 балла. Часть С представляет собой творческое задание, как правило, предлагается мини-сочинение по определённой теме.

При подведении итогов оценивается сумма баллов отдельно по трём частям марафона, определяется процент выполнения базовой части и марафона в целом с учётом повышенного и творческого уровней.

Разработаны и апробированы в течение трёх лет тексты интеллектуальных марафонов для всех классов основной школы (с 5-го по 9-й) в двух вариантах. В приложении 1 представлен пример одного из подобных марафонов.

II. Оценка эффективности учебной деятельности осуществляется в соответствии со следующими критериями:

  • уровень познавательной активности;
  • степень самостоятельности;
  • умение вычленять главное в учебном материале;
  • уровень аналитических умений и навыков;
  • навыки коллективной работы;
  • общеучебные умения и навыки (в т.ч. речевые);
  • выполнение домашнего задания;
  • организованность, дисциплинированность, соблюдение ТБ.

По каждому из критериев обучающемуся выставляется от нуля до двух баллов: 2 балла, если данный признак соответствует высокому уровню практически всегда; 1 балл, если данный признак в основном соответствует среднему уровню; 0 баллов, если данный признак практически не проявляется обучающимся. Учителя-предметники, работающие в данном классе, дважды в год независимо друг от друга заполняют таблицу оценки обучающихся. После этого данные вносятся в шаблон класса, заготовленной в программе Excel, которая автоматически проводит необходимые вычисления. Далее информация обобщается и сохраняется по каждому обучающемуся: средний балл по каждому из критериев, суммарный балл (максимально 16), показатель эффективности - процент от максимально возможного. Кроме того, в сводной таблице класса есть средние результаты класса по каждому критерию.

Анализ результатов позволяет выявлять "слабые" места, над которыми в дальнейшем можно целенаправленно работать, причём этот анализ можно делать не только по обучающимся, но и по отдельным предметам, критериям, учителям, по классу в целом, т.е. данная методика достаточно универсальна в смысле коррекции образовательного процесса.

Пример таблицы, заполненной и обобщённой по данным всех учителей, приведён в приложении 2.

III. Отношение обучающихся к учебным предметам и мотивы учебной деятельности выявляются с использованием методики Г.Н.Казанкиной "Изучение отношения к учебным предметам" осуществляется силами психолого-педагогической службы школы.

IV. Уровень творческой активности обучающихся определяется также школьным психологом по методике диагностики уровня творческой активности, разработанной группой ученых НИИ среднего специального образования, по следующим четырём показателям:

  • чувство новизны - показывает, насколько обучающийся способен чувствовать, видеть новые грани в уже известной ему информации;
  • критичность ума - насколько критично он способен воспринимать информацию, присуще ли ему сомнение, стремление осмысливать, или же он склонен принимать на веру все, что ему говорят;
  • способность преобразовывать структуру объекта - указывает на способность обучающегося мыслить оригинально, творчески;
  • направленность на творчество - указывает, насколько обучающийся стремится к творческой работе (включает самооценку).

V. Оценка эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся осуществляется по разработанной нами методике.

К содержанию, структуре, оформлению и защите учебно-исследовательских работ предъявляются единые требования по следующим критериям:

Содержание работы (максимально 22 балла):

  • структура работы (0-3 балла);
  • постановка цели, задач (0-3 балла);
  • актуальность, новизна работы (0-3 балла);
  • соответствие содержания заявленной теме (0-3 балла);
  • полнота раскрытия темы (0-10 баллов);

Оформление работы (максимально 10 баллов):

  • титульный лист (0-2 балла);
  • оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов (0-2 балла)
  • оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений (0-2 балла);
  • информационные источники (0-2 балла).
  • форматирование текста, нумерация и параметры страниц (0-2 балла);

Выступление с представлением результатов работы (макс. 15 баллов):

  • полнота представления сути работы (0-2 балла);
  • наглядность, презентация PowerPoint (0-5 баллов);
  • культура речи (0-3 балла);
  • соблюдение регламента (0-2 балла);
  • ответы на вопросы (0-3 балла).

Бонус (до 3 баллов) - может быть начислен решением жюри участнику НПК дополнительно за оригинальность, нетрадиционный подход к решению проблемы, какую-то находку, "изюминку" и др.

Максимально возможная оценка соответствует 50 баллам. По каждому обучающемуся фиксируются результаты работы по вышеназванным критериям. По данным результатам условно выделяются три группы обучающихся:

  • с высоким уровнем развития исследовательских навыков (более 80% набранных баллов от максимально возможных);
  • с хорошим уровнем развития исследовательских навыков (60-80%);
  • с удовлетворительным уровнем развития исследовательских навыков (менее 60%).

На рисунке 1 в качестве примера приведены результаты исследовательской деятельности обучающихся класса "Вымпел", который участвовал в экспериментальной работе в течение четырёх лет (до окончания основной школы).

Анализ данных, полученных при использовании разработанной нами методики оценивания эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся, позволяет сделать вывод, что этот вид деятельности способствует развитию обучающихся в целом, формированию и развитию у них не только общеучебных, но и исследовательских, коммуникативных навыков.

Динамика эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся класса «Вымпел» за четыре года.

VI. Рейтинговая коллективная оценка за каждую четверть и учебный год складывается из пяти составляющих:

Успеваемость (максимум 100 баллов, оценивается всеми учителями-предметниками):

"2" -- 0 - 25 баллов;

"3" -- 26 - 50 баллов;

"4" -- 51 - 75 баллов;

"5" -- 76 - 100 баллов.

Прилежание (максимум 100 баллов, оценивается всеми учителями-предметниками):

  • активность на уроке -- до 35 баллов;
  • "поведение" на уроке- до 10 баллов;
  • готовность к уроку -- до 20 баллов;
  • выполнение д/з -- до 35 баллов.

Внеурочная деятельность (максимум 100 баллов, оценивается всеми учителями-предметниками, отдельно - классным руководителем совместно с ребятами):

  • факультативные занятия -- до 25 баллов:
  • кружки, клубы, спорт. секции -- до 15 баллов;
  • подготовка дополнит. заданий -- до 10 баллов;
  • работа в НОУ -- до 25 баллов.

Общественная деятельность (максимум 100 баллов, оценивается классным руководителем совместно с ребятами):

  • дежурство -- до 30 баллов;
  • подготовка мероприятий -- до 40 баллов;
  • участие в самоуправлении -- до 30 баллов.

Уровень сформированности межличностных отношений (максимум 100 баллов, оценивается по отдельности учителями-предметниками, классным руководителем, всеми ребятами данного класса):

  • неконфликтность -- до 15 баллов;
  • независимость -- до 35 баллов;
  • терпимость -- до 35 баллов;
  • культура поведения -- до 15 баллов.

По итогам каждой четверти все учителя-предметники, классные руководители и сами ребята заполняют рейтинговую таблицу класса, оценивая каждого обучающегося. Затем проводится обобщение результатов, в ходе которого формируется сводная таблица рейтинговой оценки (пример в приложении 3).

Каждый обучающийся получает информацию о своём суммарном результате, среднем результате по классу и может отслеживать динамику на протяжении всего учебного года и сравнивать с результатами прошлых лет. Классный руководитель получает информацию о динамике всех своих подопечных, видит "западающие" места и помогает обучающемуся скорректировать образовательную и социальную деятельность.

VII. Формирование портфолио обучающегося начинается с 5-го класса. Портфолио (портфель достижений) - это форма представления всех достижений обучающегося экспериментального класса за время обучения в основной школе. Портфолио позволяет фиксировать, учитывать и представлять в динамике результаты образовательной деятельности каждого обучающегося.

Структура портфолио:

Титульный лист.

Раздел I "Официальные документы" - содержит перечень официальных документов (дипломы дополнительного образования, грамоты, благодарности, похвальные листы, сертификаты участника конкурсов и т.п.), их подлинники.

Раздел II "Творческие работы" - содержит перечень творческих работ (доклады, рефераты, выступления на интегрированных уроках, конференциях, семинарах и т.п.), сами работы в "бумажном" или электронном виде, а также отзывы, рецензии на работы.

Раздел III "Динамика образовательных достижений" - содержит "табели успеваемости" по годам и учебным четвертям, результаты психолого-педагогического тестирования, интеллектуальных марафонов, информацию об оценке исследовательских навыков, рейтинге и т.д.

Портфолио формируется самим обучающимся с целью самооанализа образовательной деятельности и её результатов, отслеживания динамики индивидуальных достижений и внесения при необходимости соответствующих корректировок. Портфолио хранится у обучающегося, является его личным документом, на основании которого по окончании 9-го класса формируется портфолио выпускника.

Следует отметить, однако, что описанная нами методика проведения мониторинга индивидуальных достижений обучающихся является достаточно трудоёмкой, т.к. требует больших затрат времени и труда педагогов, классных руководителей, работающих в экспериментальных классах. Этот недостаток проявился при апробации методики в течение пяти лет. Однако выявлено и существенное позитивное влияние на повышение мотивации, образовательной активности обучающихся основной школы, формирование у них навыков самоанализа и адекватной самооценки.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.