Под индивидуальными образовательными достижениями обучающегося мы понимаем не только уровень общеучебных и предметных знаний, умений, навыков и компетенций, но и развитие мышления, творческих способностей, социальной активности.
Учитывая, что личные образовательные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого, мы строим интегративную систему оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в которую включены, кроме "традиционной" оценки успеваемости по учебным предметам, следующие элементы:
I - результаты интеллектуальных марафонов;
II - эффективность учебной деятельности;
III - отношение к учебным предметам;
IV - оценку творческой активности;
V - эффективность учебно-исследовательской деятельности;
VI - рейтинговая коллективная оценка;
VII - портфолио обучающегося.
Важнейший принцип нашей системы - учёт динамики индивидуальных достижений обучающихся по всем элементам. Рассмотрим подробнее составные элементы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
I. Одна из форм оценки учебных достижений обучающихся - интеллектуальные марафоны, которые проводятся по итогам I полугодия, за исключением 5-го класса, для которого марафон проводится во II полугодии.
Интеллектуальный марафон носит интегративный характер за счёт использования заданий из разных образовательных областей. Задания марафона сформированы по принципу ЕГЭ и разделены на три части. Часть А содержит задания с выбором ответа (предлагаются три варианта ответов), каждое из которых в случае правильного ответа оценивается в один балл. По каждому предмету представлены три вопроса. Выполнение части А позволяет оценить усвоение базового уровня образования. Часть В состоит из заданий повышенного уровня со свободным ответом по тем же предметам, что и в части А, и оценивается максимум в два балла; допускается градация оценки до 0,5 балла. Часть С представляет собой творческое задание, как правило, предлагается мини-сочинение по определённой теме.
При подведении итогов оценивается сумма баллов отдельно по трём частям марафона, определяется процент выполнения базовой части и марафона в целом с учётом повышенного и творческого уровней.
Разработаны и апробированы в течение трёх лет тексты интеллектуальных марафонов для всех классов основной школы (с 5-го по 9-й) в двух вариантах. В приложении 1 представлен пример одного из подобных марафонов.
II. Оценка эффективности учебной деятельности осуществляется в соответствии со следующими критериями:
- уровень познавательной активности;
- степень самостоятельности;
- умение вычленять главное в учебном материале;
- уровень аналитических умений и навыков;
- навыки коллективной работы;
- общеучебные умения и навыки (в т.ч. речевые);
- выполнение домашнего задания;
- организованность, дисциплинированность, соблюдение ТБ.
По каждому из критериев обучающемуся выставляется от нуля до двух баллов: 2 балла, если данный признак соответствует высокому уровню практически всегда; 1 балл, если данный признак в основном соответствует среднему уровню; 0 баллов, если данный признак практически не проявляется обучающимся. Учителя-предметники, работающие в данном классе, дважды в год независимо друг от друга заполняют таблицу оценки обучающихся. После этого данные вносятся в шаблон класса, заготовленной в программе Excel, которая автоматически проводит необходимые вычисления. Далее информация обобщается и сохраняется по каждому обучающемуся: средний балл по каждому из критериев, суммарный балл (максимально 16), показатель эффективности - процент от максимально возможного. Кроме того, в сводной таблице класса есть средние результаты класса по каждому критерию.
Анализ результатов позволяет выявлять "слабые" места, над которыми в дальнейшем можно целенаправленно работать, причём этот анализ можно делать не только по обучающимся, но и по отдельным предметам, критериям, учителям, по классу в целом, т.е. данная методика достаточно универсальна в смысле коррекции образовательного процесса.
Пример таблицы, заполненной и обобщённой по данным всех учителей, приведён в приложении 2.
III. Отношение обучающихся к учебным предметам и мотивы учебной деятельности выявляются с использованием методики Г.Н.Казанкиной "Изучение отношения к учебным предметам" осуществляется силами психолого-педагогической службы школы.
IV. Уровень творческой активности обучающихся определяется также школьным психологом по методике диагностики уровня творческой активности, разработанной группой ученых НИИ среднего специального образования, по следующим четырём показателям:
- чувство новизны - показывает, насколько обучающийся способен чувствовать, видеть новые грани в уже известной ему информации;
- критичность ума - насколько критично он способен воспринимать информацию, присуще ли ему сомнение, стремление осмысливать, или же он склонен принимать на веру все, что ему говорят;
- способность преобразовывать структуру объекта - указывает на способность обучающегося мыслить оригинально, творчески;
- направленность на творчество - указывает, насколько обучающийся стремится к творческой работе (включает самооценку).
V. Оценка эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся осуществляется по разработанной нами методике.
К содержанию, структуре, оформлению и защите учебно-исследовательских работ предъявляются единые требования по следующим критериям:
Содержание работы (максимально 22 балла):
- структура работы (0-3 балла);
- постановка цели, задач (0-3 балла);
- актуальность, новизна работы (0-3 балла);
- соответствие содержания заявленной теме (0-3 балла);
- полнота раскрытия темы (0-10 баллов);
Оформление работы (максимально 10 баллов):
- титульный лист (0-2 балла);
- оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов (0-2 балла)
- оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений (0-2 балла);
- информационные источники (0-2 балла).
- форматирование текста, нумерация и параметры страниц (0-2 балла);
Выступление с представлением результатов работы (макс. 15 баллов):
- полнота представления сути работы (0-2 балла);
- наглядность, презентация PowerPoint (0-5 баллов);
- культура речи (0-3 балла);
- соблюдение регламента (0-2 балла);
- ответы на вопросы (0-3 балла).
Бонус (до 3 баллов) - может быть начислен решением жюри участнику НПК дополнительно за оригинальность, нетрадиционный подход к решению проблемы, какую-то находку, "изюминку" и др.
Максимально возможная оценка соответствует 50 баллам. По каждому обучающемуся фиксируются результаты работы по вышеназванным критериям. По данным результатам условно выделяются три группы обучающихся:
- с высоким уровнем развития исследовательских навыков (более 80% набранных баллов от максимально возможных);
- с хорошим уровнем развития исследовательских навыков (60-80%);
- с удовлетворительным уровнем развития исследовательских навыков (менее 60%).
На рисунке 1 в качестве примера приведены результаты исследовательской деятельности обучающихся класса "Вымпел", который участвовал в экспериментальной работе в течение четырёх лет (до окончания основной школы).
Анализ данных, полученных при использовании разработанной нами методики оценивания эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся, позволяет сделать вывод, что этот вид деятельности способствует развитию обучающихся в целом, формированию и развитию у них не только общеучебных, но и исследовательских, коммуникативных навыков.
Динамика эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся класса «Вымпел» за четыре года.
VI. Рейтинговая коллективная оценка за каждую четверть и учебный год складывается из пяти составляющих:
Успеваемость (максимум 100 баллов, оценивается всеми учителями-предметниками):
"2" -- 0 - 25 баллов;
"3" -- 26 - 50 баллов;
"4" -- 51 - 75 баллов;
"5" -- 76 - 100 баллов.
Прилежание (максимум 100 баллов, оценивается всеми учителями-предметниками):
- активность на уроке -- до 35 баллов;
- "поведение" на уроке- до 10 баллов;
- готовность к уроку -- до 20 баллов;
- выполнение д/з -- до 35 баллов.
Внеурочная деятельность (максимум 100 баллов, оценивается всеми учителями-предметниками, отдельно - классным руководителем совместно с ребятами):
- факультативные занятия -- до 25 баллов:
- кружки, клубы, спорт. секции -- до 15 баллов;
- подготовка дополнит. заданий -- до 10 баллов;
- работа в НОУ -- до 25 баллов.
Общественная деятельность (максимум 100 баллов, оценивается классным руководителем совместно с ребятами):
- дежурство -- до 30 баллов;
- подготовка мероприятий -- до 40 баллов;
- участие в самоуправлении -- до 30 баллов.
Уровень сформированности межличностных отношений (максимум 100 баллов, оценивается по отдельности учителями-предметниками, классным руководителем, всеми ребятами данного класса):
- неконфликтность -- до 15 баллов;
- независимость -- до 35 баллов;
- терпимость -- до 35 баллов;
- культура поведения -- до 15 баллов.
По итогам каждой четверти все учителя-предметники, классные руководители и сами ребята заполняют рейтинговую таблицу класса, оценивая каждого обучающегося. Затем проводится обобщение результатов, в ходе которого формируется сводная таблица рейтинговой оценки (пример в приложении 3).
Каждый обучающийся получает информацию о своём суммарном результате, среднем результате по классу и может отслеживать динамику на протяжении всего учебного года и сравнивать с результатами прошлых лет. Классный руководитель получает информацию о динамике всех своих подопечных, видит "западающие" места и помогает обучающемуся скорректировать образовательную и социальную деятельность.
VII. Формирование портфолио обучающегося начинается с 5-го класса. Портфолио (портфель достижений) - это форма представления всех достижений обучающегося экспериментального класса за время обучения в основной школе. Портфолио позволяет фиксировать, учитывать и представлять в динамике результаты образовательной деятельности каждого обучающегося.
Структура портфолио:
Титульный лист.
Раздел I "Официальные документы" - содержит перечень официальных документов (дипломы дополнительного образования, грамоты, благодарности, похвальные листы, сертификаты участника конкурсов и т.п.), их подлинники.
Раздел II "Творческие работы" - содержит перечень творческих работ (доклады, рефераты, выступления на интегрированных уроках, конференциях, семинарах и т.п.), сами работы в "бумажном" или электронном виде, а также отзывы, рецензии на работы.
Раздел III "Динамика образовательных достижений" - содержит "табели успеваемости" по годам и учебным четвертям, результаты психолого-педагогического тестирования, интеллектуальных марафонов, информацию об оценке исследовательских навыков, рейтинге и т.д.
Портфолио формируется самим обучающимся с целью самооанализа образовательной деятельности и её результатов, отслеживания динамики индивидуальных достижений и внесения при необходимости соответствующих корректировок. Портфолио хранится у обучающегося, является его личным документом, на основании которого по окончании 9-го класса формируется портфолио выпускника.
Следует отметить, однако, что описанная нами методика проведения мониторинга индивидуальных достижений обучающихся является достаточно трудоёмкой, т.к. требует больших затрат времени и труда педагогов, классных руководителей, работающих в экспериментальных классах. Этот недостаток проявился при апробации методики в течение пяти лет. Однако выявлено и существенное позитивное влияние на повышение мотивации, образовательной активности обучающихся основной школы, формирование у них навыков самоанализа и адекватной самооценки.