Приложение 1. Слайд 1. Переход от традиционного обучения к новым педагогическим технологиям должен осуществляется при помощи осмысления необходимого теоретического материала.
Приложение 1. Слайд 2.
Таким образом, перед учителем встает проблема:
как превратить традиционное обучение в школе в
живой заинтересованный процесс развития
личности, способной самостоятельно ставить
перед собой цели и достигать их, используя новые
педагогические технологии?
Нужно отметить, что овладение новыми
технологиями обучения требует от учителей
внутренней готовности к серьезной работе по
преобразованию самого себя. Каждый учитель
знает, что чем разнообразнее формы и методы
работы, применяемые на уроке, тем интереснее и
эффективнее осуществляется образовательный
процесс.
Приложение 1. Слайд 3.
Я работаю по проблеме «Значение проектной
технологии в развитии ключевых компетенций
учащихся». Поиск и апробация новых методических
приёмов преподавания русского языка и
литературы занимают значительное место в
реализации данной технологии. Обновляя
классно-урочную систему образования, особое
внимание уделяю таким формам, как нестандартные
уроки в виде инсценирования, пресс-конференций,
форумов, круглого стола, защиты проектов и т.п.
Изученный материал на таких уроках надолго
запоминается учениками, позволяет им учиться без
принуждения, почувствовать вкус успеха.
Большое внимание уделяю развитию творческих
способностей школьников, умению мыслить,
формированию у учеников самостоятельности в
оценках и суждениях, вдумчивому подходу и
анализу изучаемого материала, критической
оценке результатов собственной работы.
Занятия научной деятельностью можно начинать с
12-13 лет. В этом возрасте дети уже
способны при помощи педагога добывать знания из
научной и научно-популярной литературы,
сравнивать разнообразные данные, использовать
термины, анализировать спорные моменты. Сложнее
детям делать выводы и умозаключения. Здесь
особенно необходима помощь педагога.
Приложение 1. Слайд 4. Основой проектной деятельности являются следующие умения:
- самостоятельное применение знаний на практике;
- ориентирование в информационном пространстве;
- непрерывное самообразование;
- наличие критического и творческого мышления;
- способность увидеть, сформулировать и решить проблему.
Приложение 1. Слайд 5. Этапы проектной деятельности.
1 этап. Продумывание темы проекта.
- Для определения темы учитель выбирает ключевую научную идею в соответствии с программой своего учебного предмета.
2 этап. Выбор возрастной группы учащихся.
- Определяется учителем, исходя из учебной темы.
3 этап. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
- Учитель формулирует, учитывая основополагающие вопросы учебной темы и вопросы, на которые должны дать ответ учащиеся.
Приложение 1. Слайд 6.
4 этап. Формулирование дидактических целей проекта.
- Это цели, которые ставит перед собой ученик и старается их достичь в ходе реализации проекта.
5 этап. Формулирование задач.
- Выстраиваются механизмы достижения дидактических целей.
6 этап. Формулирование актуальной проблемы.
- Ученики самостоятельно формулируют проблемы (цели и темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
7 этап. Выдвижение гипотез решения проблем.
- Формулируются учащимися. Гипотезы выдвигаются как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
Приложение 1. Слайд 7.
8 этап. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
- Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек.
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может бать полный текст учебного исследования: научная статья; план исследования, тезисы, доклад, стендовые доклады (оформление наглядного материала, текста иллюстрации); реферат проблемного характера, компьютерные презентации. Главным элементом проектов являются выводы, к которым пришёл юный исследователь в процессе работы над темой.
Приложение 1. Слайд 8.
9 этап. Обсуждение плана работы учащихся.
- Ученики продумывают пути проведения своих исследований, намечают план действий.
10 этап. Обсуждение возможных источников информации.
- Цель: задать направление поиска информации.
Исследовательская деятельность предполагает формирование библиотечно-поисковых навыков, умений ориентироваться в информационных потоках, приобретать знания при помощи Интернет-ресурсов и компьютерных технологий, проводить интервьюирование общественности. Это навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками и др.
11 этап. Самостоятельная работа учащихся в группах.
- Определение задания каждому в группе. Учитель консультирует, обходя группы, направляет ход обсуждений.
12 этап. Самостоятельная работа групп.
- Распределение обязанностей между собой в группе.
- Самостоятельная деятельность каждого участника проекта в соответствии с определённым временем.
- Роль учителя: консультации, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.
Приложение 1. Слайд 9.
13 этап. Подготовка презентаций по отчету о проделанной работе.
- Цель: систематизировать полученные данные. Роль учителя: консультации, помощь.
14 этап. Защита проектов.
- Каждой группе предоставляется время до 10 минут. Далее идёт обсуждение проблем, обозначенных в проекте.
При защите проектов использую различные формы дискуссий: круглый стол, форум, пресс-конференция. Например, при защите проекта «Ясная Поляна. Заочное путешествие по литературным местам» использовалась форма пресс-конференции, которая стала средством дополнения полученных сведений своим пониманием и смыслом.
Приложение 1. Слайд 10.
Приобщение детей к ранней
научно-исследовательской, поисковой
деятельности является одной из форм обучения в
современной школе, позволяющей наиболее полно
определять и развивать как интеллектуальные, так
и потенциальные творческие способности, причем
индивидуально у каждого ребенка.
Ценность каждого проекта заключается в том, что
практически все знания учащиеся добывают
самостоятельно или посредством общения между
группами. Учителю предоставляется роль
консультанта и режиссера.
Научная деятельность помогает формировать
творческую личность, стимулирует “поисковую
активность”, упорство детей в достижении
поставленной цели. На новом этапе обучения и
развития у школьников появляется потребность
поделиться своими поисками, научными открытиями.
Надо признать, что не всегда деятельность по
проектам укладывается в жёсткие рамки урока. Это
приводит к использованию
индивидуально-обобщённой формы деятельности
учащихся: самостоятельных индивидуальных
занятий, лабораторного практикума, деятельности
по консультированию. В такой работе происходит
самостоятельное освоение новых понятий,
отношений. Деятельность по созданию условий, в
которых ученик обращается к источнику знаний,
источнику ценностей, содержащихся в литературе,
опыте человеческого бытия, считаю главной в
своей педагогической работе.
Приложение 1. Слайд 11. Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
- формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
- осваиваются основы исследовательской деятельности;
- создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
- предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
- развивается способность к рефлексии.
Приложение 1. Слайд 12. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.