Тип урока: обобщающий урок.
Цели урока:
Образовательные: формирование целостного представления о составе, строении, свойствах и применении основных классов углеводородов на основе их сравнительной характеристики.
Воспитательные: воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
Развивающие: развитие интереса к предмету, творческих способностей, внимания, аналитических навыков.
Предполагаемые результаты урока: учащиеся должны знать основные характеристики важнейших классов углеводородов; уметь прогнозировать состав, строение и свойства представителей классов.
Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация “Углеводороды”. (Приложение 1); (Приложение 2)
- Коллекция веществ “Углеводороды”;
- Оценочные листы для творческих групп (приложение к уроку);
- Творческие проекты групп (приложение 3).
Предварительная подготовка.
За две недели до урока учащимся предлагается объединиться в группы, каждая из которых будет представлять один из классов углеводородов. Группы получают проектное задание (приложение к уроку), результатом выполнения которого будет характеристика одного из представителей класса.
Структура урока. Таблица (см. Приложение 11)
Описание хода урока.
Деятельность учителя (основные моменты объяснения, беседы, вопросы для обсуждения) | Деятельность
учащихся (возможные варианты ответов) |
Слайд (усл. обозн.) |
Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы “Углеводороды”. Количество органических веществ, содержащих в своем составе атомы двух химических элементов – углерода и водорода, очень велико. Мы рассмотрели лишь наиболее важные классы углеводородов и основные закономерности, описывающие их состав, строение и свойства. | Запись даты и темы урока в тетрадь | Тема |
Существует несколько способов классификации углеводородов: один из них основан на особенностях строения углеродной цепи. Разнообразный мир углеводородов можно также разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные физические свойства? (демонстрация коллекции) | К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены. | Углеводороды |
А какое практическое значение имеют эти вещества? | Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло. | Иллюстрация |
В процессе изучения темы
Вам было предложено, объединившись в группы, выполнить проектное
задание, результатом выполнения которого является характеристика
вещества - представителя одного из классов углеводородов. Но прежде
чем мы перейдем к защите проектов, вспомним основные характеристики
изученных классов углеводородов. Итак, чем характеризуются представители предельных углеводородов? Дайте характеристику непредельных углеводородов. Дайте характеристику циклических углеводородов? |
Представитель группы дает общую характеристику алканов. Представители групп дают общую характеристику алкенов, алкинов, алкадиенов. Представители групп дают общую характеристику циклоаалканов, аренов |
Сравн. хар-ка Прим.: инф. о классах открывается по щелчку
|
Вы вспомнили основные признаки изученных классов углеводородов. А теперь попытайтесь найти черты сходства и различия в их строении и свойствах. | Учащиеся сравнивают характеристики класса, выбранного для проекта с любым другим, таким образом, находят “родственников”. | |
Таким образом, все классы углеводородов
являются ближайшими химическими “родственниками”, между ними
существуют генетические связи, которые отражены на представленной
схеме. Посмотрите на нее внимательно и ответьте на вопрос: Из каких
углеводородов можно получить вещества представляемого Вами класса?
Алканы? Алкены? и т.д. А какие вещества можно получить из углеводородов данного класса? Алканы? Алкены? и т.д. |
Представители каждой группы комментируют поочередно схему генетической связи |
Схема генетической связи |
Какой вывод можно сделать из данной схемы? |
Из углеводородов одного класса можно получить углеводороды других классов с помощью реакций гидрирования и дегидрирования |
|
Подтвердим это вывод
письменным упражнением. Предлагается 3 варианта генетических переходов. |
Учащиеся группы “алканы” выполняют вариант А; “алкены”, “алкины”, “алкадиены” - Б; “циклоалканы”, “арены” - В | Осуществите превращения |
Взаимосвязь углеводородов разных классов подтверждается и общностью их химических свойств. Перечислите важнейшие свойства одного из родственных представляемого Вами класса углеводородов (по обоснованному выбору группы) | Представители каждой группы комментируют поочередно схему | Свойства |
Какой вывод можно сделать из этой схемы? | Для предельных углеводородов характерны реакции замещения, а для непредельных – присоединения | |
Подтвердим это вывод
письменным упражнением. Предлагается 3 варианта заданий |
Учащиеся группы “алканы” выполняют вариант А; “алкены”, “алкины”, “алкадиены” - Б; “циклоалканы”, “арены” - В | |
А теперь перейдем к применению
полученных знаний на практике. Каждая группа подготовила
характеристику одного из веществ-представителей класса
углеводородов. Об этом Вы расскажете сейчас подробно, представляя
свои проекты. Для того, чтобы Вы могли выразить свое отношение, дать оценку каждому проекту, высказать замечания и предложения, каждая группа получает оценочные листы, которые необходимо заполнить в течение урока. (Приложение к уроку) |
Оценочный лист | |
Алканы | Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист (на заполнение отводится 1 мин., в это время следующая группа готовится к выступлению) | Презентация группы |
Алкены | Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. | Презентация группы |
Циклоалкены | Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. | Презентация группы |
Арены | Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. | Презентация группы |
Алкадиины | Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. | Презентация группы |
Все проекты заслушаны, можно сдать
оценочные листы.
Перейдем к разделу “Самоконтроль” и поработаем с электронным учебником. На каждое задание отводится 1 мин. (стандарт при выполнении заданий ЕГЭ, часть А) |
Учащиеся индивидуально выполняют
задания из электронного пособия “Открытые Образовательные
Модульные Мультимедиа Системы” (диск №56 комплекта лицензионного
ПО “ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ 1.0). По окончании работы демонстрируются
правильные ответы. Примечание: учитель может использовать другие задания по своему усмотрению. |
|
Подведем итоги. Анализ работы групп с учетом информации оценочных листов и активности группы в подготовительный период. Оценка степени готовности к контрольной работе. |
Самооценка степени готовности к контрольной работе. | |
Домашнее задание (Повт. § 11–16, составить генетический ряд переходов и записать соответствующие уравнения не менее 3-х реакций) |