Урок "Углеводороды: от алканов до аренов"

Разделы: Химия, Информатика


Тип урока: обобщающий урок.

Цели урока:

Образовательные: формирование целостного представления о составе, строении, свойствах и применении основных классов углеводородов на основе их сравнительной характеристики.

Воспитательные: воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.

Развивающие: развитие интереса к предмету, творческих способностей, внимания, аналитических навыков.

Предполагаемые результаты урока: учащиеся должны знать основные характеристики важнейших классов углеводородов; уметь прогнозировать состав, строение и свойства представителей классов.

Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация “Углеводороды”. (Приложение 1); (Приложение 2)

  • Коллекция веществ “Углеводороды”;
  • Оценочные листы для творческих групп (приложение к уроку);
  • Творческие проекты групп (приложение 3).

Приложение 4
Предложение 5

Предварительная подготовка.

За две недели до урока учащимся предлагается объединиться в группы, каждая из которых будет представлять один из классов углеводородов. Группы получают проектное задание (приложение к уроку), результатом выполнения которого будет характеристика одного из представителей класса.

Структура урока. Таблица (см. Приложение 11)

Описание хода урока.

Деятельность учителя (основные моменты объяснения, беседы, вопросы для обсуждения) Деятельность учащихся
(возможные варианты ответов)
Слайд
(усл. обозн.)
Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы “Углеводороды”. Количество органических веществ, содержащих в своем составе атомы двух химических элементов – углерода и водорода, очень велико. Мы рассмотрели лишь наиболее важные классы углеводородов и основные закономерности, описывающие их состав, строение и свойства. Запись даты и темы урока в тетрадь Тема
Существует несколько способов классификации углеводородов: один из них основан на особенностях строения углеродной цепи. Разнообразный мир углеводородов можно также разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные физические свойства? (демонстрация коллекции) К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены. Углеводороды
А какое практическое значение имеют эти вещества? Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло. Иллюстрация
В процессе изучения темы Вам было предложено, объединившись в группы, выполнить проектное задание, результатом выполнения которого является характеристика вещества - представителя одного из классов углеводородов. Но прежде чем мы перейдем к защите проектов, вспомним основные характеристики изученных классов углеводородов.

Итак, чем характеризуются представители предельных углеводородов?

Дайте характеристику непредельных углеводородов.

Дайте характеристику циклических углеводородов?

Представитель группы дает общую характеристику алканов.

Представители групп дают общую характеристику алкенов, алкинов, алкадиенов.

Представители групп дают общую характеристику циклоаалканов, аренов

Сравн. хар-ка

Прим.: инф. о классах открывается по щелчку

 

 

 

 

 

 

 

Вы вспомнили основные признаки изученных классов углеводородов. А теперь попытайтесь найти черты сходства и различия в их строении и свойствах. Учащиеся сравнивают характеристики класса, выбранного для проекта с любым другим, таким образом, находят “родственников”.
Таким образом, все классы углеводородов являются ближайшими химическими “родственниками”, между ними существуют генетические связи, которые отражены на представленной схеме. Посмотрите на нее внимательно и ответьте на вопрос: Из каких углеводородов можно получить вещества представляемого Вами класса?

Алканы? Алкены? и т.д.

А какие вещества можно получить из углеводородов данного класса?

Алканы? Алкены? и т.д.

Представители каждой группы комментируют поочередно схему генетической связи

Схема генетической связи
Какой вывод можно сделать из данной схемы?

Из углеводородов одного класса можно получить углеводороды других классов с помощью реакций гидрирования и дегидрирования

Подтвердим это вывод письменным упражнением.

Предлагается 3 варианта генетических переходов.

Учащиеся группы “алканы” выполняют вариант А; “алкены”, “алкины”, “алкадиены” - Б; “циклоалканы”, “арены” - В Осуществите превращения
Взаимосвязь углеводородов разных классов подтверждается и общностью их химических свойств. Перечислите важнейшие свойства одного из родственных представляемого Вами класса углеводородов (по обоснованному выбору группы) Представители каждой группы комментируют поочередно схему Свойства
Какой вывод можно сделать из этой схемы? Для предельных углеводородов характерны реакции замещения, а для непредельных – присоединения
Подтвердим это вывод письменным упражнением.

Предлагается 3 варианта заданий

Учащиеся группы “алканы” выполняют вариант А; “алкены”, “алкины”, “алкадиены” - Б; “циклоалканы”, “арены” - В
А теперь перейдем к применению полученных знаний на практике. Каждая группа подготовила характеристику одного из веществ-представителей класса углеводородов. Об этом Вы расскажете сейчас подробно, представляя свои проекты.

Для того, чтобы Вы могли выразить свое отношение, дать оценку каждому проекту, высказать замечания и предложения, каждая группа получает оценочные листы, которые необходимо заполнить в течение урока. (Приложение к уроку)

  Оценочный лист
Алканы

(Приложение 6)

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист (на заполнение отводится 1 мин., в это время следующая группа готовится к выступлению) Презентация группы
Алкены

(Приложение 7)

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. Презентация группы
Циклоалкены

(Приложение 8)

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. Презентация группы
Арены

(Приложение 9)

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. Презентация группы
Алкадиины

(Приложение 10)

Группа представляет проект, остальные слушают и заполняют оценочный лист. Презентация группы
Все проекты заслушаны, можно сдать оценочные листы.

Перейдем к разделу “Самоконтроль” и поработаем с электронным учебником.

На каждое задание отводится 1 мин. (стандарт при выполнении заданий ЕГЭ, часть А)

Учащиеся индивидуально выполняют задания из электронного пособия “Открытые Образовательные Модульные Мультимедиа Системы” (диск №56 комплекта лицензионного ПО “ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ 1.0). По окончании работы демонстрируются правильные ответы.

Примечание: учитель может использовать другие задания по своему усмотрению.

 
Подведем итоги.

Анализ работы групп с учетом информации оценочных листов и активности группы в подготовительный период. Оценка степени готовности к контрольной работе.

Самооценка степени готовности к контрольной работе.  
Домашнее задание (Повт. § 11–16, составить генетический ряд переходов и записать соответствующие уравнения не менее 3-х реакций)