Предложенная игра для 5-6 классов носит контрольно-обобщающий характер, способствует развитию вычислительных навыков, расширению опыта решения текстовых задач. Игру целесообразно провести после изучения всех арифметических действий с десятичными дробями. Игровая деятельность реализует идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, а также даёт возможность представить яркость своего интеллекта, лучших способностей каждому игроку. Важная особенность игры состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, вопросами, она вовлекает ученика в активное действие, будит любознательность и побуждает его к первым самостоятельным открытиям.
Цель игры: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Задачи игры
- Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
- Повторение и закрепление знаний, приобретённых на уроках.
- Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
- Воспитание бережного отношения к историческому наследию России.
- Создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
- Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
- Внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения.
Ход игры
Учитель разбивает класс на 2 команды. Основной ход игры похож на телевизионную версию «Своя игра». Представитель команды сам выбирает категорию и номинацию вопроса. Команда готовит ответ в течение 1 минуты. Для решения задач время увеличить до 3-5 минут. После каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов. Вопросы и задачи демонстрируются на экране. Фоновая музыка звучит во время подготовки ответов.Далее представлен слайд из презентации с основным игровым полем и слайд с вопросом.
Категория |
Номинация |
Вопрос или задача |
Ответ |
Категория1 |
20 |
Кто является основателем Москвы? 70 – 30 · 2 + 20 : 5 (подсказка)
|
Юрий Долгорукий |
|
40 |
В какой летописи впервые в 1147 году упоминается название города Москва? 55 : 5 + 41 – 2,8 + 2,8 – 10 (подсказка)
|
42 – в Ипатьевской летописи |
|
60 |
Московский Кремль ХI в. занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком - на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля и выразите её в квадратных метрах. |
1,5+7,5= 9 (га)= 90 000 м2 |
|
80 |
Какова длина реки Москвы?
|
около 500 километров |
|
100 |
Кремль Юрия Долгорукого имел сосновые стены длиной 1,2 км, а Кремль Ивана Калиты - на 0,47 км длиннее. Вычислите длину стен Кремля, возведенного И.Калитой, из дуба в метрах. |
1,67 км = 1670 м |
Категория2 |
20 |
Сколько башен у современного Московского Кремля? На скольких башнях расположены звёзды? 62 – 10 + 54 : 3 (подсказка)
|
20 башен, на 5 башнях расположены звёзды. |
|
40 |
Назовите самую древнюю башню Московского Кремля. Найдите среднее арифметическое всех школьных оценок. ( подсказка)
|
(1+2+3+4+5) : 5 = 3 . Тайницкая башня (построена в 1485г, Тайницкая башня была наиболее важной в системе обороны речной стороны Кремля. Она была заложена с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к Москве-реке, имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В стрельницу попадали посредством подъемного моста. В XVII веке за башней закрепилась противопожарная функция. До 1674 года на башне были часы с боем. Высота Тайницкой башни - 38,4 метра.) |
|
60 |
На какой из кремлевских башен находятся куранты? Сколько циферблатов на этой башне? 13 + (53 – 19) : 2 (подсказка)
|
На Спасской башне, 4 циферблата. |
|
80 |
Высота Никольской башни до звезды – 67,1 м, что на 6,9 м больше Угловой Арсенальной башни. Какова высота Угловой Арсенальной башни? |
67,1- 6,9 =60,2 м. Эта башня имеет 16 граней, самая мощная. |
|
100 |
Сколько по верху стен Кремля расположено двурогих зубцов (мерлонов)? (подсказка) |
= |
Категория3 |
20 |
Точность хода курантов достигается с помощью движения маятника массой в 32 кг. Это составляет 0,00128 от массы часов. |
32: 0,00128 = 25000 (кг) = 25 т –масса механизма часов. |
|
40 |
Какое время показывают часы на Спасской башне? Если это число меньше 15. Вы называете его, когда считаете четверками. Вы называете его, когда считаете тройками. |
12 часов. |
|
60 |
Коврижка, испечённая при царском дворе по случаю рождения Петра I в форме герба, имела массу 40,95 кг, а масса коврижки “Лебедь” составляла 0,8 массы первой коврижки. Вычислите массу коврижки “Лебедь”. |
|
|
80 |
Высота Тайницкой башни Московского Кремля – 38,4 м , а высота Благовещенской башни на 7,7 м меньше. Спасская башня выше Благовещенской башни на 36,6 м. Найдите высоту Спасской башни.(Высота Спасской башни указана до звезды.) |
38,4-7,7+36,6 = 67,3 (м)- высота Спасской башни указана до звезды. |
|
100 |
Вычислите массу грунта, который вынули землекопы при строительстве оборонительного рва на Красной площади, если известно, что ров был длиной в 539,8 м, глубиной — 12,8 м, шириной — 36,3 м, а масса 1 куб. м грунта равна 2,5 т. |
539,8*12,8*36,3*2,5 = 627 031,68 (т) - масса грунта, который вынули землекопы при строительстве оборонительного рва на Красной площади. |
Подвести итоги игры и объявить победителя.