Цель: формирование у учащихся представления об общечеловеческих нормах морали. (сострадание, милосердие, миролюбие, терпимость)
Задачи:
- Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.
- Показать значение деятельности Серафима Саровского в истории России.
- Способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела.
Форма проведения: нравственный практикум.
Ход проведения классного часа
1. Здравствуйте!
Ребята, у нас сегодня необычный классный час.
Посмотрите внимательно на экран.
Тема нашей встречи: "Святые лики. Русь".
- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?
- Кто такие святые люди? (ответы детей)
- Почему их назвали святыми? (работа со словарями)
2. Сегодня мы познакомимся со святым человеком, который жил в давние времена в России. Это - Серафим Саровский.
3. Однажды заспорили три человека. А разговор у них был о том , что оставить своим детям в наследство.
Первый: Я своим детям оставлю много денег. Они смогут всё себе позволить: покупать вещи, еду, хорошо жить.
Второй: Нет! Я дам своим детям хорошее образование. Тогда они сами смогут заработать столько сколько хотят.
Третий: А я оставлю только один наказ: "Живите так , чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением! "
- Чей родительский наказ самый важный и почему? (отвечают дети)
- Вы часто слышите слова: "О человеке судят по его поступкам "
- Что это значит?
Работа по карточкам.
Прочитайте и проставьте номера так, чтобы то качество , которое самое важное , на ваш взгляд, было под № 1. и т. д., те качества , которые не подходят можете вычеркнуть.
- жестокий
- злой
- равнодушный
- терпимый
- чуткий
- добрый
- милосердный
- Какое качество не подходит и почему? (ответы детей)
- Какое качество у вас получилось самое важное и почему ? (ответы детей)
- Давайте посмотрим , что же означает слово милосердие ?
Милосердие - готовность помочь кому - либо.
(мило сердцу от сделанного дела)
- как вы думаете, слово милосердие и тема кл. часа связаны между собой? (ответы детей)
4. Имя Серафима Саровского широко известно за пределами России.
- 1759 - в семье Мошниных, Исидора и Агафьи , родился мальчик. назвали его Прохором.
- 1752 - Богатый купец был очень честным человеком, его любили простые горожане. Он ценил их труд и всегда был справедлив. Исидор решает строить храм для всех прихожан города Курска.
- 1762 - отец Прохора умирает, и храм достраивает его мать Агафья. Однажды осматривая храм, Прохор падает с колокольни, какого же было удивление матери , что Прохор ничего себе не повредил.
- 1767 - Прохор начинает учиться в приходской школе. Много читает, очень любит бывать в церкви , смотреть на лики святых и разговаривать сними.
- 1776 - Когда Прохору исполнилось 17 лет он решает стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила и подарила свой медный крест. Этот крест он хранил всю свою жизнь. Оставив мир он отправляется в Киево - Печорскую лавру, где затворник Досифей благословляет его идти в Саровскую пустынь.Саровская Пустынь раньше здесь был татарский город Сараклыч. После взятия Иваном Грозным город разорили, он запустел. В ХII веке там на начали селится монахи. Простые люди называли их пустынножителями. Саровская Пустынь находилась на границе Нижегородской и Тамбовской губернии.
- 1778 - С. Саровский приходит в Саровскую Пустынь. он очень много молится. вырезает деревянные кресты и дарит их людям.
(карта)
Всем интересно как выглядел С. Саровский.
Вот какое описание сохранилось в истории:
"Он был высок. имел полное , покрытое приятною белизною лицо, прямой и острый нос и светло - голубые глаза., весьма выразительные и проницательные , густые брови и светло - русые волосы на голове. Лицо его окаймляла густая, окладистая борода. он имел мужественное сложение , обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и удивительной памятью. на протяжении всей своей жизни он носил одну и туже одежду: белый балахон, кожаные рукавицы, бахилы, лапти, за плечами у него была сумка, в которой была библия.В баню он никогда не ходил. Иногда он добровольно переносил морозы(он мог не топить в печь в своей келье). летом он возделывал огород около своей кельи. он всегда делился тем, что вырастил на огороде. № года он провел в лесу в полном одиночестве. 1000 дней и ночей он молился на камне(в келье и около), много людей приходило к нему и всем он мог помочь , кому делом , а кому словом добрым, а некоторых смог спасти от болезней. Помогал найти верную дорогу в жизни. По разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся другие кричат друг на друга. Третьи радуются неудачам других. В людях он видел и плохое и хорошее, но помогал каждому.
История сохранила несколько удивительных историй , вот одна из них:
Однажды к С. Саровскому приехал боевой генерал. Его грудь вся была увешана орденами. он смело зашел в келью. Каково же было удивление окружающих, когда он вышел весь в слезах, а за ним старец вынес в руках его ордена и медали." они свались потому , что ты нечестным путем их получил "
1833 году 1 января С. Саровский умер. Он прожил 74 года Спустя 70 лет после его смерти его причислили к лику святых. И сегодня люди приходят к святым местам Серафима Саровского, где могут получить ответ на все свои вопросы. (колокольный звон)
Весь рассказ о С. Саровском сопровождается показом ИКТ слайдами.
- Кем был , по вашему мнению С. Саровский?
- (простым человеком, лекарем, крестьянином или ещё кем-то?)
- Какими качествами характера он обладал?
- Можем ли мы с вами гордится, что такой человек жил на Руси?
- Хочется ли вам рассказать о нем кому-то ещё?
5. Вот и пролистали мы с вами календарь жизни Серафима Саровского человека-легенды, святого русской земли
Ответьте на вопрос: "Что значит быть милосердным для вас?"
(отвечают дети на карточках)
Итог кл. часа: Можем ли мы быть милосердными ? И нужно ли быть милосердным и почему? (отвечают дети)