Организация преподавания русского языка в разноуровневой системе обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду.
Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой. Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых было бы возможно использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации (см. приложение)
Основной целью учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, и каждого урока, считаю формирование гармонически развитой личности. В работе руководствуюсь общими принципами, соответствующими известным лозунгам гуманизации образования:

  1. учёт особенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательных интересов;
  2. обучение в удобном для учащихся темпе, на доступном для них уровне требований и сложности учебного материала;
  3. предоставление учащимся свободы выбора в процессе обучения.

К числу задач, для решения которых осуществляется дифференциация, относятся:

  1. повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся;
  2. обучение всех учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи внешней (межгрупповой) и внутриклассной дифференциации;
  3. формирование личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;
  4. подготовка учащихся к профильному образованию на старшей ступени обучения, обеспечение выбора учащихся посредством предоставления возможностей допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки по избранной специальности.

Прежде чем приступить к использованию этой технологии на уроках русского языка, я изучила теоретический материал по данной теме. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблемам уровневой дифференциации, позволил выбрать технологию внутриклассной дифференциации Н.П.Гузика. Она оказалась наиболее приемлемой и актуальной в обучении русскому языку. Н.П.Гузик свою систему назвал «комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную систему обучения по уровням и развивающий цикл уроков по теме.
В организации урока выделяю три этапа, характерных для любого вида деятельности:
1. Ориентационно-мотивационный этап. С учётом определённых мотивов ставится учебная цель и планируется путь её достижения. Образно говоря: где мы находимся? Куда мы стремимся? Что для этого нужно узнать? Как это сделать?
2. Операционно-исполнительский этап. Этот этап можно назвать путём к поставленной цели. Он включает реализацию намеченного плана, обсуждение результатов, моделирование.
3. Рефлексивно-оценочный этап – оценка результатов, самооценка и выход на новые задачи. На этом этапе выясняется: достигли ли мы намеченной цели? Как я этого достиг? Могу ли я самостоятельно этого достичь? Где мы теперь находимся? Куда мы стремимся? Как это сделать?

Мною была определена следующая последовательность действий при организации дифференцированного обучения:

  • Определение содержания учебного материала
  • Разработка технологической карты для учащихся
  • Блочное изучение материала
  • Создание методического инструментария (задания разноуровневого характера)
  • Устный зачёт по теме
  • Письменный зачёт
  • Анализ результатов при использовании методики внутриклассной дифференциации.

В качестве примера использования этой технологии предлагаю систему уроков русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное», организованную в технологии уровневой дифференциации.
Уроки составляют пять типов, которые следуют друг за другом: лекции, комбинированные семинарские занятия с углубленной проработкой темы,
обобщением и систематизацией, межпредметным обобщением, практикумы.

Так как все учащиеся неодинаково развиваются, в классе есть и отличники, и хорошисты, и отстающие, поэтому уровневая дифференциация организована на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, при контроле ЗУН.
Выделяется три типа дифференцированных программ («А», «Б», «С») разной степени сложности. Между этими программами  существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.
Задания группы «С» - базовый стандарт, минимальный, репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы. Вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и т.д.
Задание программы «С» должен уметь выполнить каждый, прежде чем приступить к заданиям «В», «А».
Программа «В»- аналитико-синтетический уровень, обеспечивает приёмами умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Здесь, кроме конкретных знаний вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «С».
Программа «А»- творческий или продуктивный уровень. Здесь предусмотрены развивающие сведения, углубляющие материал. Этот уровень позволяет проявлять себя в дополнительной самостоятельной работе.
Иными словами, в организации прогресса обучения учащихся ориентируюсь на введение трёх стандартов:

  1. обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик): усвоение знаний, умений и навыков в рамках учебной программы;
  2. повышенной подготовки, определяющейся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
  3. обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося,
    способного, трудолюбивого ученика. Обучение происходит на индивидуальном максимально возможном (посильном) уровне трудности.

Главная цель повышенного уровня подготовки – воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; обучение самоопределению; поиск области творческой самореализации учащихся.
В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбирая посильный уровень сложности обучения предмету, ученик оказывается в группе переменного состава. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда». Три уровня сложности позволяют охватить практически всех детей, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям учащихся.
В связи с этим домашние задания тоже дозируются:
Программа «С»- точно соответствует обязательным результатам обучения (учебника)
Программа «В»- предполагает включение дополнительных заданий из учебника (учебника + вопрос из учебника)
Программа «А»- задания из вспомогательной учебно-методической или научной литературы (+вопрос из учебника + дополнительный вопрос).
В своей работе широко использую внутриклассную дифференциацию. Самой распространённой формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счёт привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далёкие связи между различными фрагментами содержания.
Усложнение заданий может происходить и за счёт усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.
Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки.
Дифференцирование на основе учёта способностей к обучению провожу при изучении теории, при проверке домашнего задания, при организации тематического контроля. Например, объясняю материал на уровне более высоком, чем минимальный, выделяю содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомлю учеников с результатами, которых они должны достичь. В работе использую разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. К примеру, на уроках литературы я практикую тесты трёх уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знание и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода).
Принципы выбора заданий можно объединить в две группы: первая – даю задание каждому ученику, вторая - ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе рассказываю о сложности задания, советую какое задание выбрать; но выбирают сами ученики. Я только корректирую их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания, и сами осуществляют выбор. Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.
Пример организации одновременной работы учащихся различных групп:
группа: а) работает самостоятельно; б) под руководством учителя разбирают сложные моменты; в) самостоятельное решение задачи с последующей проверкой;
группа: а) один из учащихся на контроле, выполняет предложенные задания у доски; б) учащийся выполняет задания по предложенному алгоритму; в) самостоятельно работают, ответы даны к отдельным задачам;
группа: а) работает под контролем учителя; б) самостоятельная работа по образцу; в) отрабатывают алгоритм решения вместе с учителем.
Деятельность учителя при этом заключается в следующем: следить за совпадением работы по времени, оказывать помощь учащимся при выполнении заданий, подготовить материал для проверки результатов.
Контроль результатов обучения – составная часть учебного процесса. При организации текущего контроля знаний выбираю средства работы с учащимися и определяю степень их подготовленности к этапному контролю, после чего следует проверка знаний и умений учащихся по отдельным блокам учебного материала. Таким образом, оценка, полученная в результате данных действий, характеризует уровень усвоения учебного материала учащимся. Осуществляя так контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, то есть, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности.
Основная отправная точка системы контроля – личность ученика, характер его учебной деятельности, осуществляемой в форме индивидуально-тематического учёта знаний.
Такой учёт осуществляю, имея на каждом уроке и консультации заранее приготовленную таблицу (см.приложение).
У каждого ученика имеется тетрадь учёта учебных достижений, где он сам оценивает свои знания, умения по конкретной теме согласно специально разработанных критериев определённого вида деятельности и сравнивает с оценкой учителя. При такой системе каждый ученик может получить отличную оценку, если выполнит предъявленные к нему требования. Индивидуальные нормы оценивания важны, так как оценивание ученика происходит в сравнении с его прошлыми успехами и темпом продвижения по индивидуальному учебному плану. Такая работа позволяет видеть динамику развития каждого ученика.
В практике своей работы учитываю, что:

  • методологические знания являются обязательной категорией усвоения;
  • развитие познавательных средств учащихся не менее важно, чем формирование у них системы знаний по предмету;
  • обе эти цели неразрывно связаны, поскольку овладение способами мышления создаёт эффект растущего понимания.

Уровневой подход к обучению является эффективным средством дифференциации обучения, даёт в руки учителю средство диагностировать промежуточные и окончательные результаты обучения. Индивидуальная работа, проводимая с учащимися, способствует:

  • углубленному усвоению предметного содержания, поскольку необходимо знание фактического материала;
  • творческому осмыслению изученного материала;
  • приобщению школьников к диалогу, поиску группового соглашения в виде общего умения или решения, развитию коммуникативных качеств личности;
  • умению чётко и кратко излагать свою позицию, подбирать и обосновывать аргументы, доказательно отвечать на вопросы (тренинг публичного выступления).

Использованная литература:

  1. Развитие и проблемы образования, технологии образования и современное образование. Лаборатория образовательных технологий <Универсальный решатель>, 2002-2003. ... Качественное современное образование. Информационные технологии образования. http://trizway.com/
  2. Селевко Г.К.  "Современные образовательные технологии". http://nenaidesh.ru/lib/Book-8-0.html