Элективный курс "Фитодизайн"

Разделы: Биология


Пояснительная записка.

Современные дети растут в условиях интенсивно формирующейся рыночной экономики страны. Для них стали необходимыми знаниями таких областей наук, как экономика, маркетинг, управление, потому что профессии, которые они получат на основе этих знаний, будут не только престижны, но и высоко оплачиваемы.

В сознании выпускников школы понятия биологии и экономики (т.е. возможность использовать биологические знания для получения определенной экономической прибыли) чаще всего несовместимы, хотя любой старшеклассник знает об открытиях во многих перспективных областях биологии (фармакологии, биотехнологии и т.д.), применение которых во много раз окупает затраты на их разработку.

Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности.

Представленный курс «Фитодизайн» подтверждает этот факт. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффективные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания биологии. Вкладываются немалые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.

Цель курса: помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с элементами декоративного оформления внутренних помещений и мини-участка (т.е. со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям).
  2. Развить творческий интерес к практической деятельности в области фитодизайна.
  3. Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.
  4. Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
При составлении программы учитывались климатические особенности местности, сезонность:

В 1 четверти (сентябрь, октябрь), пока растения не утратили своей декоративности, предусматривается работа по составлению букетов, зимних композиций, а также пересадке растений.

Во 2 и 3 четвертях – внутренний фитодизайн, уход за растениями, составление портфолио растений.

В 4 четверти – фитодизайн пришкольного участка.

Проведение занятий предусматривает не только теоретический курс, но и практические работы.

В работе с данным содержанием программы возможны следующие виды деятельности:

  • лекции с использованием компьютерной презентации и натуральных объектов;
  • составление портфолио растений;
  • составление списков декоративных культур, используемых в озеленении пришкольных участков города;
  • создание проектов озеленения отдельных уголков школьного помещения и территории пришкольного участка;
  • составление фотоальбома (буклета, мультимедийной презентации) «Элементы фитодизайна на пришкольном участке МОСШ №…».
  • составление кратких рекомендаций по использованию в озеленении отдельных биологических групп растений (например, «Лианы и их применение в вертикальном озеленении» и т.д.);
  • деловая игра
  • решение задач
  • посадка и уход за комнатными растениями

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта и участии в деловой игре). Итоговое занятие проводится в форме организации выставки творческих работ.

Форма контроля: итоговое занятие в форме выставки творческого образовательного продукта (портфолио комнатных растений и травянистых растений открытого грунта, проект озеленения помещений и пришкольного участка, зимних композиций и т.д.), текущий контроль в форме тематических тестовых заданий, решение задач, выполнение сообщений и исследовательских заданий.

Требования к знаниям и умениям: обучающийся должен:

Знать:

  •  приемы систематического и периодического ухода за комнатными растениями;
  •  биологические и декоративные особенности травянистых растений, используемых в озеленении;
  •  основные композиционные элементы фитодизайна;
  •  законы гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
  •  критерии подбора растений для озеленения определенного участка (павильона);
  •  правила составления проектов;
  •  экономические аспекты деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;
  •  историю развития фитодизайна

Уметь:

  •  составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
  •  создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
  •  рассчитывать экономическую эффективность с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;
  •  составлять портфолио растений;
  •  представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов проектов, презентаций, фотоальбомов;
  •  работать с Интернетом.

Тематический план

№ п/п

Темы разделов, занятий

Количество часов

Форма проведения

Образова-тельный продукт

всего

теория

практика

1

Введение

1

1

-

лекция-визуализация, определение тем проектов

конспект

2

Фитодизайн помещений

16

8,5

7,5

 

 

2.1

Букеты и композиции

5

3

2

 

 

2.1.1

Основы составления букетов и композиций

2

1

1

лекция-визуализация, практикум

конспект, букет

2.1.2

Срезка и сохранность срезанных цветов

1

0,5

0,5

мастерская, практикум

конспект

2.1.3

Умение дарить цветы

1

1

-

беседа, ролевая игра

конспект

2.1.4

Зимняя композиция

1

0,5

0,5

мастерская, практикум

Зимняя композиция

2.2

Комнатные растения

11

5

6

 

 

2.2.1

Требования комнатных растений к условиям среды

1

1

-

лекция

тест

2.2.2

Особенности ухода за комнатными растениями

3

1,5

1,5

беседа, практикум, продолжение работы над проектами

схема

2.2.3

Особенности размножения комнатных растений

1

0,5

0,5

мастерская, практикум

отчёт о выполнении практической работы

2.2.4

Вредители и болезни комнатных растений комнатных растений

1

0,5

0,5

рассказ-демонстрация, практикум

конспект, решение задач

2.2.5

Многообразие комнатных растений

3

1

2

лекция-визуализация, работа в Интернете, экскурсия

конспект, портфолио, отчёт

2.2.6

Комнатные растения в интерьере помещений

2

0,5

1,5

лекция, работа над проектом

защита проекта

 

Итого

17

9

8

 

 

3

Экономические аспекты фитодизайна

4

1,5

2,5

 

 

3.1

Профессии, связанные с фитодизайном

2

0,5

1,5

Мозговой штурм, ролевая игра, экскурсия, интервьюирование

отчёт, сообщения

3.2

Основы предпринимательской деятельности

2

1

1

лекция, практикум, работа над проектом

решение задач

4

Наружный фитодизайн

12

4,5

7,5

 

 

4.1

Многообразие травянистых растений открытого грунта

2

1

1

беседа, работа с Интернетом

Портфолио

4.2

Использование травянистых растений открытого грунта

3

1

2

лекция-визуализация, практикум, деловая игра

проект

4.3

Подготовка почвы для посадки растений

1

0,5

0,5

мастерская, практикум

конспект-схема

4.4

Особенности размножения травянистых растений открытого грунта

2

0,5

1,5

беседа, практикум

план-конспект

4.5

Вредители и болезни травянистых растений открытого грунта

1

1

-

беседа – демонстрация, работа с дополнительной литературой

Сообщения

4.6

Уход за травянистыми растениями открытого грунта

2

0,5

1,5

мастерская, практикум, экскурсия

отчёт

5

Итоговое занятие

1

-

1

подготовка выставки

выставка творческих работ

 

Итого

18

6

11

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

 

Содержание курса.

1. Введение (1 час).

История развития фитодизайна. Виды фитодизайна. (компьютерная презентация).

2. Фитодизайн помещений (16 часов).

2.1. Букеты и композиции (5 часов).

2.1.1. Основы составления букетов и композиций (2 часа).

История возникновения букета. Гармрничное сочетание размера, цвета, формы, размещения букетов и композиций. Разновидости букетов и композиций. Из заповедей икебаны.

Практическое занятие: Составление букета, композиции.

2.1.2. Срезка и сохранность срезанных цветов (1 час).

Сроки срезки. Обработка стебля. Требования к воде, воздуху, свету. Биологическая совместимость и несовместимость цветов.

Практическое занятие: Срезка растений. Обработка стебля.

2.1.3. Умение дарить цветы (1 час).

Правила дарения цветов. Соответствие повода и букета. Символика и язык цветов.

2.1.4. Зимняя композиция (1 час).

Разнообразие и подготовка материала для зимней композиции.

Практическое занятие: Оформление новогодней композиции

2.2.1. Требования комнатных растений к условиям среды (1 час)

Требования к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые); теплу (теплолюбивые, умеренные); воде (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты); почве (дерновая, вересковая, листовая, перегнойная, компостная, торфяная, садовая ). Применение древесного угля, песка, мха.

2.2.2. Особенности ухода за комнатными растениями (3 часа)

Полив. Подкормка. Рыхление почвы. Пересадка и перевалка.

Практическое занятие: Уход за комнатными растениями

2.2.3. Особенности размножения комнатных растений (1 час)

Вегетативное размножение: деление, прививка, черенкование, отводки.

Практическое занятие: Вегетативное размножение комнатных растений

2.2.4. Вредители и болезни комнатных растений (1 час)

Многоядные и специфические вредители. Инфекционные и неинфекционные заболевания. Санитарно-профилактические мероприятия.

Демонстрация вредителей комнатных растений.

Практическое занятие: Расчёт процентного соотношения веществ, входящих в составы для проведения санитарно- профилактических мероприятий.

2.2.5. Многообразие комнатных растений (2 часа)

Виды комнатных растений и их особенности.

Экскурсия: Зимний сад

2.2.6. Комнатные растения в интерьере помещений (2 часа)

Фрагментарное, комплексное, временное озеленение.

Практическое занятие: « Составление проекта озеленения школьного помещения»

3. Экономические аспекты фитодизайна (4 часа)

3.1. Профессии, связанные с фитодизайном (2 часа)

Сведения о профессиях, связанных с фитодизайном; типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области. Трудоустройство и востребованность. Фитодизайнер – учёный, художник или экономист?

Экскурсия: « Профессии, связанные с фитодизайном»

3.2. Основы предпринимательской деятельности (2 часа)

Понятие экономического роста и стабильности. Виды собственности. Понятие товара, бюджета. Налоги. Капитал. Экономический риск. Понятие дохода, прибыли. Себестоимость производства. Ценообразование. Выживание предпри­ятия в условиях конкуренции.

Практическое занятие: «Расчёт экономической прибыли проекта с учётом стоимости работ в ходе его выполнения»

4. Наружный фитодизайн травянистыми растениями (12 часов)

4.1. Многообразие травянистых растений открытого грунта (2 часа)

Ассортемент цветочно-декоративных травянистых растений открытого грунта.

4.2. Использование травянистых растений открытого грунта (3 часа)

Типы посадок травянистых растений и композиции: клумбы, рабатки, бордюры, солитёры, партеры, миксбордеры, рокарии.

Практическое занятие – деловая игра: «Проект озеленения травянистыми растениями пришкольного участка» (Приложение 1)

4.3. Подготовка почвы для посадки растений (1 час)

Вспашка. Лущение. Культивация. Боронование. Шлейфование. Прикатывание.

Практическое занятие: Подготовка почвы для посадки растений.

4.4. Особенности размножения травянистых растений открытого грунта (2 часа)

Семенное размножение травянистых растений. Проращивание, посев семян. Выращивание рассады.

Практическое занятие: Размножение травянистых растений открытого грунта.

4.5. Вредители и болезни травянистых растений открытого грунта (1 час)

Многоядные и специфические вредители. Инфекционные и неинфекционные заболевания. Санитарно-профилактические мероприятия.

4.6. Уход за травянистыми растениями открытого грунта (2 часа)

Закаливание. Полив. Прореживание. Рыхление почвы. Пасынкование. Прищипка. Мульчирование. Подокучивание.

Практическое занятие: Уход за травянистыми растениями открытого грунта.

Экскурсия: Уход за травянистыми растениями открытого грунта на улицах города.

5. Итоговое занятие (1 час)

Подготовка и проведение выставки творческого образовательного продукта обучающихся (портфолио комнатных растений и травянистых растений открытого грунта, проект озеленения помещений и пришкольного участка, зимних композиций и т.д.).

Список литературы.

Для учителей:

  1. Бабина Наталья. 600 практических советов. Домашнее цветоводство. М.: ТИД «КОНТИНЕНТ». 2000.
  2. Бибикова В.Ф.,Бибиков Ю.А., Годис Е.И., Капельян М.Ф.; Зелёные оазисы дома и на работе.-Мн.:Полымя, 1984.
  3. Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) /  (Ботяновский И.Е., Бурова Э.А., Грищик Л.Ф. и др.); Под ред. Федорука А.Т.-Мн.:Ураджай, 1985
  4. Ипполитова, Н.Я. Декоративное оформление участка. – М., 1992.
  5. Кудрявец, Д.Б., Петренко, Н.А. Как вырастить цветы. – М.,1993.
  6. Комнатные растения: Справочник / Мария Тереза Дела Беффа; Перевод с итал. Н.Сухановой – М.: ООО « Издательство АСТ» : ООО « Издательство Астрель» , 2002.
  7. Чувикова, А.А. Практикум по цветоводству. – М.: Колос, 1984.

Для учащихся:

  1. Аксенов, Е.С. Декоративные растения. Т.2\Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000
  2. Бибикова, Е.П. Цветоводство. – Минск: Высшая школа, 1992.
  3. Кудрявец, Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Никитинский, Ю.М., Тавлинова, Г.К. Приемы цветочного оформления. – М.: Россельхозиздат, 1985.