Урок–проект по литературному чтению в 4-м классе по системе Л.В. Занкова "Идет волшебница–зима"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • способствовать гармоничному развитию личности ребенка через самостоятельную и познавательную деятельность ребенка;
  • формировать познавательные процессы через уроки литературного чтения, музыки и изобразительного искусства;
  • реализовать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности через художественные и музыкальные образы произведений, инсценирование, пением воздействовать на эмоциональные чувства, пробуждать воображение и побуждение к творчеству.

Задачи:

  • Обобщить полученные знания, применять их на практике;
  • Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
  • Учить детей овладевать навыками ораторского искусства;
  • Учить детей анализировать произведения (художественные, музыкальные и изобразительного искусства)
  • Учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от собственного открытия.
  • Воспитание чувства радости от творческого процесса.

Оборудование:

  • Музыкальный центр, сборники произведений композиторов: Чайковского, Свиридова, Моцарта, мультимедиа.
  • портреты художников: А. Пластова
  • картины «Первый снег», «Масленица»
  • Альбомы о композиторах, художниках, поэтах.
  • портреты поэтов;
  • Рисунки, сочинения, альбомы, фоторепортаж природы Хакассии и зимы.

Основные этапы и ход урока:

  1. Распределение учащихся в проектные группы (музыканты, художники, литераторы)
  2. Презентация проекта – урок с использованием метода обучения в сотрудничестве (групповая форма работы)

Ход урока

I. Организационный момент.

Уважаемые гости! Сегодня состоится презентация проекта по литературному чтению. Мы отправляемся на встречу с великими волшебниками слова, музыки и красок, чтобы почувствовать красоту зимней природы.

Тема: «Идет волшебница – зима».

Учитель:

Зима, действительно, волшебница. Она преображает мир, околдовывает ого. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками?

Можно по-разному увидеть зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки и красок.

Они написаны в разные времена и каждый автор по своему увидел и описал зимнюю природу, и в тоже время есть что – то общее. А что? Попробуем ответить.

(Слово учащимся)

Литература: Наш проект был не прост.

Все мы в начале материал искали.
Много книг перечитали,
стихи зиме все посвящали.
Затем все сгруппировали. (Альбом)

Музыка:

Мы пели, музыку искали,
И стихи ей сочиняли
А сколько композиторов узнали, (Альбом)
Что звуками зиму рисовали.
Все в проект мы в свой внесли.

Искусство:

Пришлось на группы поделиться.
Ведь сразу все нельзя объять.
И одному все рассказать.

II. Исполняется песня «Серебряные снежинки».

Покрыты поляны пушистым снежком
Стучит Дед Мороз ледяным посошком.
И ветви деревьев летят как хрусталь.
И тают снежинки в ладони, а жаль.
Серебристые снежинки надо мной кружат, кружат
Серебристые снежинки – Новогодний снегопад.
Серебристые снежинки,
Словно добрые друзья.
Только жаль снег в доме тает,
И ему в тепле нельзя.

Уч.муз.

В снежных вихрях, на пушистых белых крыльях
К нам на новоселье жалует… (Зима хором)

Рисунок 1

III. Стихотворения К. Ибраева «Зима» (на фоне музыки фрагмент «Зимняя дорога» из музыкального произведения М.Фирсова «Русь изначальная»)

Величава зима -
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имени – отчеству
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер с веток берёзовых
Сыплет хлопья на голову…
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!

Как видите, зима величавая, мудрая, седоволосая, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.

IV. Физпауза.

Учитель

Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима!»

- Какое чувство вызвало это слово?

Учащиеся

- Мне стало радостно, я люблю зиму!

- А я вижу первые снежинки, которые летят медленно. Все, что им попадется на пути, они красят в белый цвет.

- Я чувствую свежий морозный воздух.

- Чувствую прикосновение снежинок к моему лицу, как пуховую, ажурную легкую шаль.

- А я слышу, как они потрескивают, видимо, шепчутся когда наступаешь на них.

Литература. Одному из чудес зимы – первому снегу посвящается много стихов.

Меня больше всего тронули «Снежинки» Д. Бальмонта и Г. Граубина.

Свой идеал поэты увидели в снежинке.

Я хочу прочесть их.

Д. Бальмонт (показать портрет годы жизни 1867- 1942)

В одном мгновении полета снежинки Константин Дмитриевич увидел целую жизнь: от рождения до скорой смерти. Чтобы ярче воссоздать образ снежинки он использует прилагательные (белая, чистая, смелая). Много препятствий на ее пути, но она стремится к грешной земле, а не в высь лазурную. Но даже здесь он сохраняет свою чистоту. с легкостью рассказал о снежинке. При этом использовав эпитеты (Сохранно – белая, как звезда). Рифма тоже легкая – ая – яя – все совпадает с легкостью снежинок.

Читая это произведение меня, охватили те же чувства, что и поэта. Я нарисовала эскиз снежинки, а мои друзья по группе вырезали их. (Все подбрасывают свои снежинки)…….

На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
Они хрупки и музыкальны,
Когда на них не наступи,
Скрипят то нежно то печально……

Музыка: А нас поразил П.Чайковский

В свом фортепьянном цикле «Времена года» он выразил сваю любовь к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой; родной земле людям, быту с праздничными обрядами. Музыка выражает жизнь природы, которая тесно сплетена с жизнью людей.

Мы чувствуем порывы счастья, мечты, нежности, радости и тревоги.

(П. Чайковский «Январь»)

Искусство: Через поэзию и музыку мы пытались понять красоту жизни. У народного художника, Аркадия Александровича Пластова природа и человек неразрывны. «Первый снег» покрыл землю, лег на крыши домов осыпал ветки старой березы. Все сказочно преобразилось. Двое детей встречают приход зимы.

Литература: Мы подобрали стихотворения настроению картины.

(Дети по желанию читают стихи).

«Встреча зимы» (И. Никитин)

На домах и дворах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

«Первый снег» (И. Бунин)

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село.
На пруды, на сад пустынный.
Первым снегом понесло.

(А Фет)

Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-

(З. Александрова)

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

2) Мы создали альбом

И хочется прочитать отрывки из своих сочинений (Учащиеся читают отрывки)

  1. Было так тихо, словно вся природа хотела сказать: «Спасибо тебе снег!» (Никитина М.)
  2. Елочка нарядилась в белые шубки, А пенечки надели пушистые шапочки
  3. Снег блестит брилиантами.
  4. Лес становится праздничным, похожий на сказочный терем.
  5.  Зима позаботилась. Тишину часто нарушают метели. Зима поет колыбельную песенку.
  6.  Мы стояли завороженными боялись пошевельнуться, чтобы не спугнуть белых «бабочек» зимой. Не хотелось ступать на белую скатерть, чтобы не оставить следы еще не далеко ушедшей осени. 

Учитель литературы. Чародеями слово можно назвать поэтов и наших ребят, которые ярко создали художественный образ начало зимы – первого снега.

Литература:

Первый снег- подарок зимы. А где она сама?

(На фоне музыки)

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.

(Выходит зима в костюме).

1 уч-к.

Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
по лесам и степям.

2 уч-к.

Здравствуй, русская молодка.
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка - зима!
Зима: Я так просто не пришла;
С собой мороза принесла.
Мы с Морозом воеводой все спрячем под глубокие снега.
Мороз у меня маг, волшебник, построит то, что не построит народ.
Он силен, богат, но вместе с тем щедрый.
Какой удивительной красотой наделяет природу!
Н.Некрасов «Мороз воевода».

Фотограф.

1. Я составил фоторепортаж нашей родной Хакасской земли.

Всмотритесь в этот зимний пейзаж. Лес наш сказочный, неподвижный, сквозной, кружевной, загадочный, сонный и прозрачный.

Я тоже озвучил свои фотографии. (Зачитать несколько).

2. Наш замечательный поэт Н. Домажаков по своему показал красоту родной природы.

Голодный, злобный бежит мороз,
Как волк зубами скрипит, скрежещет,
Кусает щеки и щиплет нос,
Жжет, словно с силой лозою хлещет.
В пимы, в рукав и за воротник –
Где только щелка ему найдется;
он в дом, как шумный в горах родник,
Через печную трубу ворвется.

Поэт использует художественные средства языка, показывая природу родного края. Он настоящий мастер олицетворяющий ( бежит мороз, скрипит, скрежещет, кусает, ворвется)

3. Нам не страшен мороз. Поэты восхищаются стойкостью и выносливостью русского человека.

Нам не стать привыкать –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Музыка: Звучит музыка из оркестровой сюиты «Метель».

Творчеству Свиридова характерно тяготение к народной музыке, ее интонациям, ладам, прежде всего к ее духу.

Особенность творчество Свиридова – поэтичность, связанная с природой, и постоянным разнообразными проявлениями.

(Оркестровая композиция «Метель» подчеркивает пушкинские слова, как неповторимое загадочное явление. Подчеркивает принципы мелодии. Могучая сила заключена в ней, ее мощь действует неотразимо.)

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом
Снег валит клаками;
Черный вран, свистит крылом,
Вьется над сонями:
Вещий стон гласит печаль:
Кони торопливы.
Чутко смотрят в темну даль
Воздымая гривы.
Жуковский В.А.

Литература: Одним из самых знаменательных моментов в году – это день зимнего солнцеворота. Казалось бы зима совсем победила. Солнце повернулось на «лето» день начинает прибавлять. На Руси еще в древности начинали празднества.

Солнышко повернись!
Красное, разожгись!
Красное солнышко
В дорогу выезжай!

Окликни солнце в день солнцеворота 22. 12.

С Рождества и до крещения начинались святки: - гуляли поджидали гостей. Начинались колядки, по домам ходили ряженные, исполняли песни – благожелания, а хозяева одаривали чем могли.

IV. Физминутка.

Колядки. Выходят девочки и мальчики в русских костюмах (Рассыпают пшеницу).

Коляда – моляда!
Ты на двор пришла,
по снежному полю
Гулять на просторе!
Мы, молодые колядовщики,
Забежали на широкий двор,
Пришли прославлять.
Хозяев величать!
Дай Бог тому,
кто в этом дому:
Что рожь густа,
А солома пуста.
И здоровья, и бытья,
И богатства, и житья!
Дай вам господь:
В поле прирост,
Скотине приплод
Да в амбаре – намолот.

Учитель: После небольшого затишья, пришла масленица – праздник древний. Один из самых веселых и загадочных праздников.

Пока Зимушка доделывает свои последние дела, а мы вспомним о масленичном увеселении – катании на тройках.

(Звучит музыка Моцарта).

Зато зимы порой холодной
Езда приятна и легка
Как стих без мысли в песне молоди
Дорога зимняя гладка……

Моцарт! Имя это у каждого на слуху. В данном произведении Моцарт использует звучание шумовых инструментов, что помогает слушателям увидеть картину зимы, наполненную радостью и светом.

Нельзя не вспомнить о Борисе Михайловиче Кустодиеве, который создает несколько картин. «Масленицы», где показал яркий образ народной Руси: Большое место в картинах занимает пейзаж, величавое изображение русской природы. Сцена масленичного катания превращается в образ национального русского праздника.

Торжественная и звучная симфония зимней сказки разворачивается перед нами. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками: купола церквей одеты в снежные шубы и шапки.

Катят друг другу на встречу сани, разрумянились лица людей, сверкают на солнце медные бляшки сбруй, лоснятся упругие, сильные спины лошадей, бодро, весело и резво бегущим по сугробам.

Литература: Зима, действительно волшебница. Поработала на славу.

(С. Маршак)

«Как поработала зима!»

Интересно, в этом стихотворении создается завершающий шаг образа зимы. Показаны картины беспорядка, сменяются одна за другой. Поэтому автор использует три вида рифмы – сначала парную, затем перекрестную и, наконец охватную, т.е. свободную, и создающую целостную картину – величественного леса.

V. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать:

- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

- Что мне этот урок дал для жизни?

- Я понял, что…….

и навел меня на размышления……

VI. Итог.

Литература:

1. Интереснейший вопрос заставил нас задуматься всерьез.

2. А сколько мы еще не рассказали,
А сколько мы еще не показали!

3. Работы невпроворот и нам задали
О том, что каждый разузнал.
Энциклопедию напишем обязательно!
Что ж, друзья, работать дальше!
художественно – педагогическая идея:

Учитель:

«Три языка Всевышний нам послал,
Чтоб выразить души святые чувства».(Шевелев)

Рисунок 2

Заканчивается урок музыкой «И уносят меня……».

Приложение. Презентация