Урок рефлексии по русскому языку на тему "Понятие о несклоняемых существительных и особенности их употребления"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с несклоняемыми именами существительными и особенностями их употребления;
  • развивать умение употреблять несклоняемые существительные в речи, способствовать грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
  • развивать речь, мышление, умение работать в группе, высказывать свои собственные суждения;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру взаимоотношений;
  • создание комфортных условий для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению и самоконтролю;
Этапы урока Содержание этапа Содержание урока Самоанализ учеников
1. Оргмомент Включение в урок (первые слова, произнесенные детьми, настраивают на мажорный лад, создают атмосферу взаимопонимания и поддержки)

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

  • Красный карандаш – хорошее.
  • Синий- нормальное
  • Зеленый- без настроения

(Настроение)

2.Актуализация знаний Решение и обсуждение заданий, необходимых для изучения нового материала и определения новой темы. 1.Игра “Правильно – неправильно” (вырабатывается внимание)

Если утверждение правильное, то ставят строчную букву – п, если нет, то букву – н. Таким образом минутка чистописания связана  с актуализацией опорных знаний.

  • склонение – это изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.
  • в русском языке 5 падежей.
  • в русском языке 3 склонения: мужское, женское и среднее.
  • имя существительное имеет тип склонения, а изменяется по падежам и числам.
  • одно и тоже имя существительное относится к разным типам склонения.
  • имя существительное относится ко 2-му склонению.

Запись в тетради: п н п н п .

2. Языковая разминка, основанная на жизненных наблюдениях. Дети вспоминают, как вчера шел снег, рассматривают вырезанные из бумаги снежинки и по памяти записывают строки И.Сурикова: "Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится."

Дети подчеркивают самую красивую букву, и сверяют с результатом на доске и оценивают работу знаком “+” или “- ” на полях тетради
Задания:
  1. вариант графически выделяют орфограммы, подсчитывают их количество;
  2. вариант проводит синтаксический разбор.
  • 1 группа – существительные 1-го склонения;
  • 2 группа – существительные 2-го склонения;
  • 3 группа – существительные3-го склонения;

(По памятке дети повторяют алгоритм определения склонения).

Для заполнения 3-го столбика дети подбирают антоним к слову сладость, горечь и записывают оба слова с мягким знаком с нулевым окончанием. Разгадывают ребус (бо + лото) и записывают слово болото во 2-й столбик, запоминают непроверяемую гласную 0 в 1 слоге.

3. Словарная работа. Ребус (паль””+то) и этимологическая справка(название верхней одежды из французского языка – пальто, название музыкального инструмента из итальянского языка – пианино).

Подбирают однокоренные слова: Пальто, пальтецо, пальтишко, пальтовая (ткань). Пианино, пианист.

Составляют устно предложения. Называют общие признаки.

Отвечающим задают вопросы и оценивают детей и свою работу.
3. Постановка проблемы. Открытие нового. Осознание проблемы, проговаривание нового алгоритма, фиксация темы. Предлагаю проверить высказывание по поводу 2-го склонения – просклонять имена существительные пальто и пианино по группам. Кто-то пытается отнести эти существительные ко 2-му склонению.

Запись темы урока на пропущенной строке.

Оценивают ответы докладчиков
4.Физминутка Сохранение здоровья обучающихся Игра “Как живешь?” Оценивают правильность выполнения
5. Первичное закрепление Усвоения нового алгоритма Работа по учебнику с. 98 упражнение №168 Дети доказывают, что все слова среднего рода, так как можно подставить слово оно, остальные слова иноязычные не имеют окончания - несклоняемые существительные.

Свой вывод по теме сравнивают с выводом на с. 189 учебника.

Оценивают себя и отвечающих
6. Самостоятельная работа (творческая работа) Самопроверка уровня усвоения Дети в группах сочиняют тексты со словами кафе, кино, пальто, используя как можно больше имен прилагательных. Оцениваются лучшие работы
Морфологический разбор несклоняемого существительного (на) пианино. Оценивание
7. Повторение Включение нового знания в систему знаний Определите ключевые слова урока. (Не изменяются, несклоняемые, нет окончания) Оценивание
8. Итог урока Что открыли? С помощью чего открыли?

Д/З

Какое задание понравилось больше, при выполнении какого задания испытывали трудности, удовлетворены ли ребята своей работой.

Д/З. Каждой группе записать по 5 несклоняемых существительных и с ними записать предложения.

Подсчитайте все свои плюсы и минусы выводят итоговый балл (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”
9. Рефлексия Самооценка деятельности Составьте “Дерево успеха” Цветочная карточка:
  • Зелёная – не допустил не одной ошибки;
  • Желтая – допустил 1 – 2 ошибки;
  • Красная – надо постараться и успех придет.