Внеклассное мероприятие по литературе в 5-м классе "Ах это чудо природное, русская игрушка народная!"

Разделы: Внеклассная работа


Не то дорого,
Что красного золота,
А то дорого,
Что доброго мастерства.

Оформление: плакаты с надписями, рисунками учащихся русских кукол, люлька с “ребенком-куклой”, куклы, глиняные, деревянные игрушки, матрешки, сундук, ширма.

Оборудование: магнитофон.

Цель:

  1. Ознакомить учащихся с произведениями русского народного творчества, сказкой А.Н. Толстого “ Золотой ключик, или Приключение Буратино”, в которых раскрываются образы русской игрушки.
  2. Развивать эстетическое восприятие красивого в “обычной” русской игрушке.
  3. Развивать умение ребят инсценировать произведения, играть с игрушкой, “понимать” её.
  4. Воспитывать чувство гордости за русских самобытных мастеров, создавших игрушки.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Дорогие ребята, уважаемые гости, на сегодняшнем мероприятии мы будем говорить об удивительном мире русских игрушек. В нем живут рядом сказка и реальность, современность и традиции. Вот и мы, чтобы увидеть это собственными глазами, отправимся сначала в крестьянскую избу

Звучит песня “Коробейники”.

Конечно, вы догадались, почему наше путешествие началось с этой мелодии. (Ответы учащихся). Правильно, потому что в крестьянской избе стоит вот этот сундук. И он, конечно, полон. Давайте подумаем, что может быть в нем. (Ответы учащихся: старинные крестьянские вещи, белоснежные покрывала, домотканые половики, что ткали девушки на приданое. Расписные ложки да берестяные брусочки или глиняные плошки да крынки)

Ведущий 2: Ладно. Откроем вам тайну

Звучит песня “Коробейники”.

Скоморох 1:

Становитесь в ряд
Выбирайте все подряд:
Дудки, хлопушки.
Наша хата утехами богата –
Расчески, гребешки,
Свистульки, петушки.
Купи-ка, мамаша,
Купи-ка, папаша!
Деточка-то ваша
С этой игрушкой
Пусть поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится!

Ведущий 1: Так давайте же посмотрим, что находится в сундуке у Скоморохов. А ну-ка, ребята, покажите, что у вас там?

Скоморох 1: За пятак покажем эдак и так.  Довольны будете здорово. Удовольствия целый короб. (Вынимает куклу).  Кто же это?

Скоморох 2:

Ай да кукла,
Ай да Малаша!
Неслыханное чудо,
Невиданное диво.
Игрушечка – диво!
Изящна, красива.

(Девочки из класса достают кукол из сундука, описывают их)

Ведущий 1: Еще в древности люди делали кукол, изображающих богов, из глины и дерева. Затем стали появляться и другие образы куклы, но без лица, так как люди верили, что с лицом кукла обретает душу и становится опасной для ребенка.

А вообще, кукла – лучший подарок ребенку, который приносит ему здоровье. Куклу, как оберег, клали в зыбку.

Ведущий 2: Оказывается, в куклы играют не только дети, но и взрослые. Человеком, который всю жизнь играл в куклы был Сергей Владимирович Образцов. Он основал народный кукольный театр в 1931 году. А там играют и современные куклы, и куклы, имеющие многовековой опыт: тростевые куклы, теневые куклы, куклы перчаточные.

Скоморох 1:

Узнайте его!
Он – веселая игрушка
А зовут его … Петрушка (все хором)

 

(Скоморох танцует с куклой-Петрушкой за ширмой)

Петрушка: Здравствуйте, господа хорошие! Подходите, подходите-ка скорее! Вот пришел я к вам. Ушел я от хозяина, расплатился он со мной вчистую – дал мне мошну пустую, уплатил за сутки – день да ночь, я и ушел прочь.

Ведущий 1: Приходили люди на ярмарку и слышали звонкий смех. (Ай-ай-ай. Ха-ха-ха. Ой-ой-ой). Они подходили к самодельной ширме и видели наверху забавного человека в коротком красном колпачке, оранжевой кофточке (появляется сверху ширмы и продолжает танцевать). Он в веселой пляске, широко разводил свои коротенькие ручки, приглашая всех присоединиться к нему. Его заразительный смех, притопывание ножкой в сафьяновых коричневых сапожках вызвали неописуемый восторг публики. Но Петрушка не всегда веселится, он иногда бывает печальным: его черные глазки плачут, длинные ресницы мигают, а полные алые губки дрожат, когда он рассказывает грустные истории. Но это бывает очень редко – ведь он Петрушка - веселая игрушка.

Ведущий 2: У нас за ширмой стоит смешной, веселый, озорной Петрушка. Петрушка – живая игрушка. Он улыбчивый, задорный, колпачок на нем узорный. Рубашка вся в горох, чтоб смешил он весь честной народ. У Петрушки на ножках сафьяновые сапожки, а застежки не простые - все сверкающие, золотые.

Наш Петрушка непоседа.
Улыбается всегда,
С ним не скучно никогда.
Вот такой Петрушка –
Моя любимая игрушка!

Ведущий 1: Но кроме этого веселого человечка, появился еще один, правда, при большом умении человека и, конечно, волшебства.

(Проигрывается сценка “папа Карло мастерит Буратино”)

… Просторная, строгая комната – мастерская в полуподвале. Большой чистый верстак. Шарманщик Карло привычными и спокойными движениями умелого мастера приготовил инструменты, уселся на маленькую скамеечку, постелил на колени старый кожаный фартук, пододвинул к себе круглую деревянную чурку и неторопливо ткнул в нее топор. Лишнее дерево отвалилось ровными кусками. Работа шла легко, споро, в руках заиграла уверенность, появился азарт! Стамеской папа Карло решил сделать несколько углублений… И в руках была уже деревянная фигурка – туловище и голова. И он уже стал прилаживать к туловищу ручки, ножки. Отвернулся на миг… (постучали в дверь. Он подходит к двери и спрашивает: Кто там?

И вдруг слышит:

Буратино: Ай-а-ай-ай!

Папа Карло: Это кто? Ты кто такой!

Буратино (за ширмой): Я – Буратино. Ты сделал меня вон из той чурки.

Папа Карло: Какой у тебя длинный нос (берет нож). Давай я чуть-чуть укорочу!

Буратино: Нет! Нет! Не дам, не дам! (Убегает от него).

Папа Карло: Ну, хорошо. Пойду тебе курточку сделаю.

Буратино: Иди, иди! Да кушать что-нибудь принеси.

Когда ушел папа Карло, много приключений было у Буратино… Попал он в театр Карабаса Барабаса, который, рассвирепев, схватил его и повесил его на гвоздь.

– Сидит Карабас у очага и хочет зажарить мясо, но дрова не горят.

Карабас (сердито): Принесите-ка мне этого бездельника Буратино. Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, и мое жаркое живо зажарится. А где моя плетка?! Аап… аап…аап… (громко чихает, тряся головой, топая ногами).

Буратино (тихонько подходит): Бедны я, несчастный, никому меня не жалко. А-а-а.

Карабас: Перестань реветь! Ты мне мешаешь.

Буратино: Будьте здоровы, синьор! (всхлипывает)

Карабас: Спасибо! Апч-хи! А родители у тебя живы.

Буратино: У меня никогда не было мамы! А-а-а. Сирота, я сирота!

Карабас: Перестань визжать! А что – отец у тебя жив? (Топает)

Буратино: Бедный, бедный мой отец! Он скоро умрет с голоду!

Карабас: А ну-ка, полезай в очаг!

Буратино: Синьор, я уже пробовал однажды сунуть нос в очаг и только проткнул дырку. (Сует в очаг)

Карабас: Что за вздор? Что? Где был тот очаг?

Буратино: В каморке моего папы Карло.

Карабас: Твой отец – Карло! Так значит в каморке твоего отца находится потайная… А-а (Закрывает рот бородой, выпучив глаза)

(Ласково гладит Буратино). Хорошо, хорошо я поужинаю сырыми цыплятами. А тебе дарю (полез в карман) жизнь и еще вот этих 5 золотых. Отдай их папе и скажи, чтобы он не умирал с голоду и холода. И никогда не уезжать из каморки! Иди, милый, иди!

Буратино: Благодарю вас, синьор… Благодарю.

Уже уходя от него, говорит: Тут какая-то тайна, тайна!

Чтец:

В тесной каморке мастера
Делалась тихо она.
Под действием чар волшебных
Игрушечка вдруг ожила,
Запрыгала, завизжала.
Да так, что мастер в испуге присел:
“Кто же ты? Кто?”
Он очень узнать хотел,
Что из себя представляет
Златокудрая кукла
В красном сюртуке.
С милым длинным носом
И в цветном колпаке.

Эта тайна раскрыта, но есть еще одна, и заключается она еще в одной кукле, которую все называют русской, но родом она из Японии. Принцип вытачивания этой игрушки был заимствован у японцев. И подольский токарь В.П. Звездочкин выточил ее, а художник С.В. Малютин расписал на русский манер.

Матрешка – деревянная игрушка. Предназначена для детей 6 – 12 лет. Высота 10 – 15 см, разноцветная. В своем составе имеет несколько кукол, уменьшающихся в размерах.

Ведущий 1: Ребята, разгадав загадку, вы узнаете, что еще находится в сундуке.

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)

 

Скоморох вытаскивает Матрешку из сундука.

Скоморох 2-й: Вот Дашка, вот Машка, вот Наташка, а вот Милашка, Глашка, Дуняшка. А сыночек Ванюшка дома остался, урока испугался. (Разводит руками)

Танец Матрешек.

Чтец 2-й:

Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… русская матрешка.

Скоморох 1-й: А в нашем сундуке еще полно товару всякого.

Были у нас и куклы хорошие,
Нарядные пригожие.
Соломенные, деревянные,
Тряпичные, берестяные,
И остались там из глины
И красивы, как картины.

(Это игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские, отражающие образы и жителей русской деревни, и городских франтов, и окружающих их животных)

Угадай-ка, кто остался и на глаз нам не попался.

Чтец 1-й:

Что за зверь там резво пляшет,
Топором, метлою машет.
Всех зовет плясать и петь
Музыкант лесной … (Медведь)

Четыре копыта, грива и хвост
Кто получился? Ответь на вопрос. (Конь)

Чтец 2-й:

Аленушкин братец из лужи напился.
В какого зверя он превратился?(Козлик)

А это курносая Таня,
С веснушками Ваня.
Ваня наш в строгом кафтане.
Вот как рядом идут,
Дружно, весело живут!

Ведущий 2: Уважаемые ребята, гости! Сегодня на мероприятии вы узнали и увидели, как могут вести себя русские игрушки в игре и в повседневной жизни, независимо от того, кто был их мастером.

Ведущий 1:

На уроке вы посидели
И на нас вы поглядели,
Про игрушки вы узнали.
Мы о них вам рассказали.
Ты с игрушкою дружи
И о ней всем расскажи.