Цель:
- создать образ природно-хозяйственной зоны леса России,
- познакомить с её природными ресурсами, путями рационального использования и проблемами;
- совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации;
- формировать умения систематизировать, выбирать главное, подбирать дополнительный материал;
- развивать навыки общения, творческой активности с опорой на личный опыт и знания;
- развивать эстетические чувства, умение видеть прекрасное, связывать с жизнью и трудом человека;
- воспитывать экологическое сознание.
Задачи:
- повторить основные особенности природных зон;
- установить взаимосвязь компонентов природы внутри ПЗ;
- закрепить умение анализировать карты атласа, сопоставлять их и делать выводы по результатам анализа.
Приобретаемые навыки детей:
- Умение определять по картам характерные черты и особенности ПЗ.
- Устанавливать взаимосвязи между зональными компонентами природы.
- Делать выводы.
- Составлять логические схемы и таблицы.
Формы организации работы детей: индивидуальная, парная, групповые, фронтальная.
Формы организации работы учителя: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация), проблемный, проектный.
Технологические особенности:
- Технические условия: Microsoft Office 2003
- Используемое оборудование: м/м проектор, компьютер.
- Используемые ресурсы: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ № 109790,54358, 51805, 113312, 123270, 104240, 535515, 22615, 33898, 36051, 35993, 119548, 104483, 104510, 34530, 34348, 34297, 33800
- Используемые ресурсы из других общедоступных источников: Сетевое сообщество “Архив учебных программ”, сеть творческих учителей, образовательные ресурсы Интернет школьникам. CD –диски: “География России 8 класс “Природа и население”; уроки географии Кирилла и Мефодия, 8 класс; энциклопедия “География России”
Презентация (Слайд1)
1 урок
- Актуализация опорных знаний. Вступительное слово учителя (см. слайд №2) демонстрация цифровых ресурсов “Природно – хозяйственные зоны России” (№104510).
- Почему изучение природных зон начинается с самой северной ( арктическая пустыня) и заканчивают самой южной (субтропики)? (Закономерности распределения солнечного тепла и света)
- В нашей стране лесная зона считается главной. Демонстрация ЦОР “Лес” (№35536) Почему? (Леса занимают большую часть территории России; большая часть россиян проживает; в пределах этой зоны сформировался русский народ)
- Изучение нового материала. (Строится на основе личных впечатлений и знаний учащихся)
- Вопрос: Почему леса бывают разные? Демонстрация ЦОР “Леса: зона тайги” (№104483). Вспомните названия лесов, в которых есть указания на породный состав деревьев.
- Записывают в столбик названия (березняки, осинники, ельники, кедрачи и т.д.), а затем размещают названия на контурной карте, в соответствии с районами произрастания пород. (слайд3)
- Беседа о породах деревьев (демонстрация ЦОР Кедр (№34530), ель (№34348); пихта (№34297); сосна (№33800),береза (№36051), липа (№33898), дуб (№35993).
- Устанавливают взаимосвязь:
ГП Климат Леса
(На доске через документкамеру проецируются климатограммы) (Слайды 4-6)
Распределите климатограммы на своих схемах и докажите, что существует зависимость между компонентами природы.
Вывод: На строение и особенности распространения деревьев влияет географическое положение и климат: количество тепла и увлажнение.
- Вопрос: Может ли лес влиять на климат?
Задание: Работа с гербарными материалами (работа в парах):
- Схематично зарисовать листовую пластинку.
- Написать особенности климата, повлиявшие на форму листа.
Результаты работ проецируют на доску и защищают (Хорошо запомнятся связи в природном комплексе).
Вывод: Лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы (уменьшает скорость ветра, увеличивает испарение, сглаживает колебание температуры).
- Вопрос: Какую роль играет лес в жизни человека?
(Фронтальная беседа с учащимися).
Лес сопровождает человека на протяжении всей жизни. В чем же его значение? (По ходу беседы 1 группа составляет схему, 2 группа заполняет таблицу) :
- Лес – это древесина. Потребность в ней не уменьшается. Где же она используется? – Строительный материал, мебель, из неё производят бумагу. Современная физика и химия не в состоянии раскрыть секрет резонансной древесины, из которой изготавливают музыкальные инструменты. Из целлюлозы изготавливают небьющееся стекло, фотопленку, бездымный порох. (Демонстрация ЦОР “Мы сбиваем сосульки с крыш (о производстве бумаги) (№51805).
- Лес – источник питания. Ещё не умея использовать древесину, человек добывал дичь, собирал ягоды и грибы.
- Листья, хвоя, тонкие побеги деревьев – все это идет на корм скоту.
- Около половины всех лекарственных препаратов изготавливается на основе растений, растущих в лесу.
- Лес – защитник. Он сдерживает продвижения холодных воздушных масс в южные части страны.
- Лес – естественный фактор, сдерживающий заболачивание территории.
- Лес предохраняет почвы от эрозии, т. е. от разрушения.
- В лесу снег лежит толстым пуховым одеялом, которое защищает почву от промерзания, снег весной тает медленно и вода не стекает сразу, а медленно просачивается в почву, постепенно попадает в реки.
- Растущий вдоль берегов реки, лес защищает её воды от излишнего испарения, скрепляет берега корнями.
- Лесные полосы вдоль железных дорог предохраняют пути от снежных заносов, уменьшают воздушное сопротивление при движении поездов, а это экономит топливо.
- Проходя 1000км, автомобиль расходует годовую норму кислорода необходимого для жизни человека. Поэтому лес играет огромную роль в сохранении и производстве кислорода планеты. Их называют легкими нашей планеты.
- Воздух городов насыщен пылью и копотью. Древесная растительность задерживает огромное количество пыли, поэтому вокруг каждого города необходимо посадить сплошное “зеленое кольцо”. Лес – источник кислорода. (Демонстрация ЦОР видеофрагмента “Значение кислорода для жизни на Земле” (№113312)
- Один из героев Чехова говорит: “Леса украшают Землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”. Все мы наслаждаемся прохладой леса в жаркий день, любуемся его красками осенью.
- Лес –источник эстетического наслаждения, он вдохновлял поэтов, писателе, художников и музыкантов. (Демонстрация ЦОР № 109790 иллюстрация “Утро в сосновом лесу” Шишкин И.)
А в заключении мне хочется познакомить вас со стихотворением В.Лукши, в котором он дает очень мудрый совет: (чтение на фоне музыки - романс “Благословляю вас, леса” ЦОР аудиофрагмент (№22615)
Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной, в полуденный зной,
Сверни скорее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой.
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне
И все печали снимет как рукой.
Когда раздумий вещий час настанет,
Когда мечтаем о грядущем мы -,
С зеленым другом поделись мечтами,
И он окрылит все твои мечты.
2 урок. Лесное хозяйство России.
Проблема: Рационально ли мы используем леса?
Нельзя изучать лес и не говорить о лесном хозяйстве. Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 44,7% площади России. Общий запас древесины в российских лесах составляет – 80,7 млрд.м или 1/5 мировых запасов древесины (в том числе ½ мировых запасов древесины хвойных (наиболее ценных!!!) пород). Демонстрация ЦОР “Лесные ресурсы России” (№104240), “Лесоизбыточные районы России” (№ 123270).
Человек за свою жизнь в среднем расходует 100м древесины. Много это или мало?
Вопрос: Можно ли терять леса, даже не вырубая их?
- Работа в группах: по ходу рассказа учителя заполняют таблицу:
Рациональное использование леса.
Что (кто) препятствует рациональному использованию лесов | Что нужно делать, чтобы лес использовался рационально | От кого зависит рациональное использование лесов |
Рассказ учителя о лесозаготовках, транспортировке леса, незаконной рубке, уничтожение подроста, недорубы. (Демонстрация ЦОР “Лес на планете Земля: о сведении лесов” (№ 53515), о стихийных бедствиях, уничтожающие леса (пожары). Демонстрация ЦОР “Влияние пожаров на экологию” (№ 119548). “Глобальные экологические проблемы: пожары” (№ 104476), ураганы, наводнения. Восстановление леса.
- Защита составленных таблиц.
- Закрепление изученного.
Создание минипроекта “Мое лесное хозяйство”:
Предложить наиболее оптимальные пути ведения лесного хозяйства с учетом географического положения (учащимся раздаются “лесовладения” через 10 – 20 долготы по параллели 55 с.ш.).
Варианты использования территории: заповедник, исследовательская база, питомник для выращивания саженцев, район организации активных видов отдыха, район сбора лекарственных растений, хвои, живицы, музей деревянного зодчества, лесозаготовка, переработка леса.
Демонстрация ЦОР “Петр Великий. Флот и лес” забота о лесном хозяйстве (№54358)
- Задание на дом: Создание презентации или web –сайта о растениях или животных лесной зоны.