В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.
Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.
По новому варианту программы Венгера Л.А. “Развитие” работа эта проходит по разделу “Я и мир” в младшей и средней группе, но не находит продолжения в старших группах. И я решила обратиться к программе Князевой О.Л. “Я, ты, мы”, которая включает три основные темы:
- уверенность в себе,
- чувства, желания, взгляды,
- социальные навыки
В младшем возрасте я опиралась на психологические особенности детей. Дети в процессе своих действий думают о той цели, к которой стремятся, а не о средствах достижения. (Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути, ребёнок думает об игрушке, а не о правах и переживаниях другого).
Чтобы помочь ребёнку осознать моральную сторону своих действий оформила в группе уголок театрализованной деятельности.
Разыгрывала перед детьми сценки в которых воспроизводились отрицательные действия ребёнка. Участники сценок разные игрушки (куклы, мишки, зайцы).Участники конфликта, как правило узнают ситуацию. При этом они получали возможность увидеть себя “со стороны”. Это побуждало ребёнка самого внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет. Продолжая опираться на психологическую особенность предлагала детям вообразить себя кем-то другим, т.е. ребёнок оценивал ситуацию не только со своей точки зрения, но и точки зрения этого “другого”. Он понимал, кто страдает от его действий. Использовала в работе игры-инсценировки: “Кукла Катя пошла в гости”, чтение художественной литературы, путешествие в сказку.
С этой целью нашла для себя находку и приём. Изготовила игрушку-гусеницу.
Она помогала нам решать множество проблем, игрушка многофункциональная. Она не только украшает группу, можно изменить настроение у гусеницы, заплести косички, развить сенсорные способности, закрепить цифры, фрукты, овощи. Так как эта гусеница не простая, а волшебная, дети отправлялись с ней и на ней в путешествие по сказкам.
Другая проблема, с которой я столкнулась – дети испытывали трудности в общении, страдали излишней тревожностью. Поставила перед собой цель, обеспечить психологический климат для каждого ребёнка. Оформила “Уголок настроения”, в виде солнышка, лучики косички с разноцветными бантиками.
Если ребёнок начал свой день с выбора серого цвета, предлагала ребёнку театрализованную деятельность или нарисовать какой-то рисунок в “Альбоме настроения”, т.е. ребёнку предоставлялась возможность для самовыражения.
А так же провела цикл занятий “Хорошее настроение”. Таким образом к концу года у детей снизилась тревожность, дети стали более общительны, контактны со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте продолжала наблюдать за эмоциональным состоянием детей, дифференцировала для себя программный материал. Дополнила оформление группы, появилась “стена радости” с великолепными куклами Сашей, Машей, Дашей.
Т.е в старшем дошкольном возрасте продолжала работу по психо-эмоциональному состоянию детей. Старалась поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничества, стремилась, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравится, а со всеми детьми.
Дети учились понимать, из-за чего возникают конфликты, “вскрывать” их причины. В помощь разрешения конфликтов у нас существовал “Банк идей”. Это обыкновенная баночка, в которую дети в течении длительного времени складывали “записки” с различными советами по выходу из конфликта. Когда возникала ситуация, мы обращались к банку. Во время разрешения конфликтной ситуации банк пополнялся другими идеями.
С детьми проводила беседы по содержанию художественных произведений, театрализованная деятельность с кукольными персонажами, игры на сотрудничество.
Перед собой ставила задачу заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада. Родителей постоянно держали в курсе событий, создавали возможность для ознакомления с работой по Программе.
Родителям предлагалось дома побеседовать с детьми на следующие темы:
- “О собственном детстве” (показать свои фотографии)
- “О дружбе” (с кем дружили в детстве, каким должен быть друг, для чего нужна дружба)
- Вспомнить пословицы о дружбе
- О грусти (почему Вам иногда бывает грустно, рассказать о каком-то печальном событии в своей жизни)
Родители совместно с детьми оформили альбомы “История семьи”, которые приносили в детский сад. Дети показывали друг другу свои альбомы, рассказывали об интересных событиях своей семьи, многие знали как начиналась их семья.
Провела родительское собрание совместно с папами и детьми на тему “Сделаем вместе” посвящённое 8 Марта.
В уголке для родителей постоянно организовывала специальные экспозиции и выставки детских работ. Из рисунков делала выводы: каковы взаимоотношения в семье, выделяется ли кто из членов семьи. Приятно было отмечать многие из детей в портрет включали бабушек. По каждому рисунку проводила беседу с автором, дети давали текстовое приложение: пожелание своей семье.
Проводила “Дни открытых дверей”, открытое занятие “Дразнить и докучать”, с приглашением родителей и их участие в игре. Очень нравилось детям играть с родителями в игру “Скажем друг другу комплемент”.
Для выявления уровня усвоения программы детьми совместно с методической службой сада разработана “карта оценки уровня” освоения программы “Я, ты, мы” по которой в форме опроса детей провели диагностику по критериям:
- Уверенность в себе
- Чувства, желания, взгляды
- Социальные навыки
Диагностика показала: высокий уровень- 79%, средний уровень – 21 %, низкий уровень- нет
Сейчас, когда встречаюсь со своими воспитанниками, а теперь уже учениками, при общении с учителями, отмечаю для себя: их справедливую самооценку, доброжелательное отношение к новым друзьям-одноклассникам, огромное желание дружить и помогать друг другу.
И я уверенна, если вы обратите больше внимания социально-эмоциональному развитию детей – никогда об этом не пожалеете, как не жалею и я.