Рост компьютеризации школ дает учителю иностранных языков возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что, с одной стороны, активизирует внимание обучающихся и усиливает интерес к учебному предмету, с другой стороны, облегчает работу самого ученика и педагога.
Одной из самых доступных компьютерных программ является Power point, с помощью которой можно создавать разнообразные мультимедиа презентации к различным темам и сериям уроков французского языка, вносить коррективы в последовательность изложения и автоматизации учебного материала, насыщать уроки дополнительной информацией, наглядными материалами, иллюстрировать страноведческую тематику, дозировать учебную информацию в зависимости от уровня подготовленности учащихся, формировать заинтересованность и положительную мотивацию подростков на изучение иностранного языка.
Данный вид учебной деятельности на уроке повышает уровень учебной мотивации и помогает привлекать активных учеников к сбору материала для презентаций к последующим урокам. Обучающиеся, включившись в работу по предмету со слайд-презентациями, используют все три уровня восприятия информации: визуальный (видеоматериалы), аудиальный (аудиоматериалы), тактильный (письменный, работа с клавиатурой), что позволяет глубже усвоить, понять изучаемый материал.
В рамках образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, данное направление является перспективным и эффективным, развивающим кругозор и творческое отношение к процессу обучения у подростков с девиациями в поведении, педагогически и социально запущенных, с крайне низким уровнем семейного воспитания. Оно способствует формированию коммуникативных умений и навыков на уроках французского языка.
Материалы по использованию слайд-презентаций на уроках иностранного языка разработаны педагогами Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по иностранному языку для основной средней школы (с учетом специфики контингента обучающихся Центра). Исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной школы, мы ставим перед собой задачу создания эффективной обучающей среды, комплексного использования технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, побуждающим к творчеству.
Работа с данными материалами на уроках французского языка позволяет полнее реализовать принцип вариативности, что проявляется в возможности использовать различные средства обучения для решения учебных и коммуникативных задач.
Принципы преемственности на разных этапах обучения французскому языку реализуются за счет содержания, способов подачи материала и соблюдения принципов организации учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка.
Учет межпредметных связей осуществляется за счет включения в работу наглядных материалов по страноведению (география, история, литература, музыка, общая культура искусство и т.д.). Информация на иностранном языке и по страноведению, получаемая при работе со слайдами, может быть использована не только для обучения иностранному языку, но для социокультурного развития ребенка и при выполнении проектов и работ по различным учебным дисциплинам.
Исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной школы при изучении иностранного языка, при использовании слайдов на уроке французского языка мы ставим перед собой следующие задачи:
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на иностранном языке в различных ситуациях;
- понимать основное содержание аутентичных видеотекстов познавательного характера на познавательные темы, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
Подбор видеоматериалов по французскому языку и видеоматериалов страноведческого характера ставит своей целью научить подростков использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что должно найти свое выражение:
- в успешном взаимодействии в различных ситуациях общения, соблюдении норм межкультурного общения;
- в расширении возможностей в использовании новых информационных технологий на уроках;
- в развитии процессов памяти, внимания, надпредметных способов учебной деятельности;
- в обогащении своего мировосприятия, осознания места и роли родного русского и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Дидактический материал каждой слайд-презентации строится по принципу частично программированных пособий, которые должны отвечать следующим требованиям:
- наличие четко сформулированной, поддающейся измерению (оценке) учебной работы;
- возможность самопроверки и взаимопроверки;
- возможность индивидуализации обучения;
- расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответственными дозами информации;
- аутентичность языкового материала, его соответствие социокультурным требованиям современной жизни;
Дидактические материалы слайд-презентаций позволяют развивать следующие компенсаторные умения обучающихся:
- развитие языковой догадки;
- развитие умения прогнозирования содержания по имеющимся фактам, названию текстов, основному содержанию, фотоматериала презентации и т.д.
Таким образом, использование мультимедийных средств в Power Point на уроке принципиально по-новому позволяет построить работу над одним из важнейших видов речевой деятельности – чтением аутентичных текстов с извлечением основной, частичной или полной информации (развитие умения понимать аутентичные тексты на французском языке с использованием визуальных заданий), а также работа над упражнениями и тестовыми заданиями, направленными на проверку понимания требуемой информации.
Работа с данными материалами на уроках французского языка предъявляет особые требования к развитию ряда познавательных функций:
- развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;
- развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
- развитие интегративных функций – зрительно-моторных и зрительно-слуховых.
На наш взгляд, тестовая технология позволяет результативно обучать иностранному языку в условиях муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Тестирование является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Оно имеет ряд преимуществ перед традиционными методиками контроля:
- обеспечивает объективность контроля (исключает субъективный фактор взаимоотношений учителя и ученика);
- обеспечивает легкость и быстроту обработки результатов тестирования (экономия времени учителя);
- развивает логическое мышление ребенка, внимание, память.
Разрабатывая тестовые задания к видеоматериалам, мы исходим из того, что в типовой классификации их подразделяют по уровню сложности и по форме вариантов ответов: задания закрытого типа (вставить слово, выражение в пропуск), задания закрытого типа (варианты ответов да/нет или правильно/неправильно), задания с множественным выбором, задания на соответствие
Правила составления таких тестов следующие:
- вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение;
- все варианты ответов должны быть согласованы с основной частью текста;
- ответ не должен зависеть либо повторять, уточнять уже имеющиеся ответы;
- лучше использовать длинный вопрос, но короткий ответ;
- правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.
В начале работы со слайд-презентацией учитель ставит перед обучающимися четкие задачи. Например, при просмотре задание поставлено следующим образом:
- Внимательно посмотрите иллюстрацию, прочтите текст, постарайтесь запомнить ключевые моменты, чтобы иметь возможность ответить на вопросы по содержанию текста;
- Внимательно прочтите каждый вопрос и найдите в тексте ответ, правильный на ваш взгляд;
- Выполни задания упражнений, представленных на следующих слайдах;
- Если при прочтении текста или выполнении упражнения у вас возникнут вопросы, постарайтесь найти ответ на них с помощью словаря, самого содержания текста, опираясь на догадку, или задай вопрос учителю;
- Внимательно прочитай задания (вопросы) теста (лексические единицы, выражения, вопросы и варианты ответов к ним и т.д.);
- Выполни тест;
- Проверь правильность выполнения теста.
Далее следует проверка учителем / взаимопроверка / самопроверка обучающимися выполненных тестов, обсуждение ошибок и их причин.
Таким образом, использование видеоматериалов, созданных в программе Power Point на уроке принципиально по-новому позволяет построить работу над одним из важнейших видов речевой деятельности – чтением аутентичных текстов на французском языке с использованием наглядности. Разработка данных мультимедийных материалов была направлена на дальнейшее развитие умения чтения и понимания аутентичных текстов на французском языке с использованием визуальных заданий и тестов. Использование слайд-презентаций в качестве основного материала с целью формирования умений и навыков чтения является, на наш взгляд, большим шагом вперед в обучении контингента наших обучающихся, имеющих сложности в обучении как педагогического (запущенность, пробелы в знаниях, отсутствие основ в изучении иностранного языка и проч.), так и психологического плана (несформированность процессов восприятия, памяти, внимания, неразвитость мышления и т.д.) и социального плана (неуспешность в учебе, боязнь ошибки).
Такая работа обеспечивает формирование лингвострановедческой компетенции подростков, активизирует творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку, чувство языка, общий кругозор и общую культуру.
Список использованной литературы
1. Пушкарёва Е. В. Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании. Сайт http://pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html.
2. Сливкина И. А. Использование информационных технологий при подготовке презентаций. http://bank.orenipk.ru/Text/prezent/moduli/lekzij2.htm.
3. www.chine-informations.com/actualite/vente-re...
4. jr.skynetblogs.be/archive-month/2007-03
5. Quimper.maville.com
6. WWW.lefigaro.fr/medias
7. http://www.louvre.fr/
8. http://www.mavicanet.ru/lite/eng/20293.html
9. Fran Cité, №5, mars 2002, №6,7 mai 2005
Слайд-шоу к главе «Je visite des endroits historiques» (9 класс)
1 уровень:
Структура заданий по темам:
1. Прочтите и переведите текст (Lisez et traduisez le texte);
2. Прочтите текст и выполните задания к нему (Lisez le texte et faites les devoirs, Repondez aux questions suivantes);
3. Прочтите тексты и выполните тест (Lisez ces textes et faites le teste!);
4. Проверьте правильность ваших ответов (Verifiez vos reponses!)
Слайд-шоу к главе «Je visite des endroits historiques» (9 класс)
2 уровень:
Структура заданий по темам:
1. Прочтите и переведите текст (Lisez et traduisez le texte)
2. Ответьте на вопросы по тексту (Repondez aux questions sur le contenu de ce texte);
3. Прочтите тексты и выполните тесты к ним (Lisez ces textes et faites le teste!);
4. Проверьте правильность ваших ответов (Verifiez vos reponses!)