В Федеральной программе развития образования сказано, что в последние годы отмечаются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей и подростков. Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” является учреждением для детей с девиациями в поведении, с различными формами педагогической и социальной запущенности, с серьезными социальными отклонениями, обусловленными негативным влиянием неблагополучной родительской семьи, асоциальным поведением родителей, их педагогической некомпетентностью. Эти семьи характеризует неудовлетворительные материальные и бытовые условия, злоупотребление родителями алкоголя, невысокий культурный и образовательный уровень, высокая частота конфликтов в семье, отсутствие внимания к соматическому состоянию и развитию ребенка. На фоне этого возникают такие проблемы у детей как: болезни, отставание в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка, повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля, немотивированная агрессивность.
Возраст обучающихся Центра значительно превышает возраст детей в массовой школе. Практически 100% подростков можно отнести к “группе риска” (неполные, многодетные семьи, семьи, не имеющие положительных эмоциональных взаимоотношений, склонные к употреблению алкоголя, дети-сироты и т.д.). 33% обучающихся Центра состоят на учете в наркологическом кабинете Кузнецкого района, в связи с употреблением психоактивных веществ. 44% состоят на внутришкольном контроле как несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Исходя из вышеизложенного, возникла актуальность разработки комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в МОУ ЦЛПДО.
Цель программы: сдерживание вовлечения подростков Центра в прием психоактивных веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы.
Задачи:
- Формирование ценностей здорового образа жизни;
- Осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях обучающихся;
- Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного и ответственного поведения;
- Вооружение обучающихся правовыми знаниями об ответственности за употребление, сбыт и хранение наркотиков.
Основные направления работы:
- Профилактическая работа с родителями;
- Психолого-педагогическое консультирование семьи;
- Воспитательно-педагогическая работа с обучающимися;
- Работа с обучающимися по коррекции асоциального поведения;
- Организация взаимодействия с КДН, наркологической службой, органами внутренних дел, ПДН;
В программе реализуется системный подход в организации и проведении профилактических мероприятий по борьбе с употреблением обучающимися ПАВ.
Такая система в МОУ ЦЛПДО предполагает тесное взаимодействие педагогического коллектива Центра, психологого-медико-социальной службы с социумом, учреждениями, содействующими воспитанию (смотри рис. 1)
Рисунок 1 – Основные составляющие системы профилактики наркомании в МОУ ЦЛПДО и их взаимосвязь.
Таблица 1 – План деятельности педагогического коллектива, психолого-медико-социальной службы Центра во взаимодействии со специалистами различных служб по профилактике употребления ПАВ
Месяц | Мероприятия | Классы | Ответственные |
Сентябрь |
|
2–9-й |
|
Октябрь - ноябрь | 15 октября – 15 ноября месячник
“Наркотики – путь в никуда”:
|
2–9-й |
|
Декабрь | Месячник “Милиция и дети”.
|
2–9-й |
|
март | День подростка в МОУ ЦЛПДО (с приглашением врача-нарколога, секретаря КДН, заместителя прокурора Кузнецкого района) | 2–9-й | Заместитель директора по ВР |
Февраль | Месячник физкультурно-оздоровительной
работы:
|
2–9-й |
|
Март | Классные родительские собрания по теме “Как предостеречь ребенка от употребления наркотиков”. | 2–9-й | Классные руководители |
Апрель | 7 апреля – День здоровья:
|
2–7-й |
|
Май | Мониторинг результативности работы МОУ “ЦЛПДО” по профилактике употребления ПАВ. | 2–9-й | Заместитель директора по ВР |
В течение года | Работа с обучающимися по программе коррекции асоциального поведения. | 5–7-й | Педагог-психолог |
В рамках профилактической работы с обучающимися Центра реализуется программа спецкурса “Программа коррекции асоциального поведения”.
Цели программы:
- расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту;
- снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с психоактивными веществами.
Задачи программы:
- способствовать формированию ценностных ориентации и навыков, которые позволяют адаптироваться в социуме;
- способствовать выработке у подростков защитных личных качеств;
- предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях употребления ПАВ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде;
- способствовать формированию бережного отношения к репродуктивному здоровью.
Программа состоит из трех блоков:
Профилактика зависимых состояний.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение трех лет обучения (5–7-е классы), в виде тренинга. В ходе занятий в рамках первого блока “Профилактика зависимых состояний” большое внимание уделяется формированию негативного отношения обучающихся к ПАВ. Подростки знакомятся с мифами и реальным воздействием наркотических средств на организм человека, с проявлениями психологической и физиологической зависимости от наркотиков, стадиями формирования зависимости, причинами распространения наркомании. Дети узнают о факторах, влияющих на решение употреблять ПАВ, мотивах, способствующих попробовать то или иное наркотическое средство, о групповом давлении и вариантах отказа от употребления ПАВ.
Известно изречение: “Не все курильщики становятся наркоманами, но все наркоманы начинали свой путь к наркотикам с курения”. Особое внимание уделяется освещению негативного воздействия никотина на организм человека. Причиной данного выбора является то, что практически все обучающиеся 5-7 классов МОУ ЦЛПДО курят, многие начали курить еще в детском возрасте (с 5–7 лет).
Реализация комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в МОУ ЦЛПДО позволяет:
- Формировать у обучающихся представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствовать вовлечению в наркотическую ситуацию;
- Формировать у обучающихся умения и навыки активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
Список использованной литературы:
- Белогурова, С.Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании [Текст] / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М. : Центр Планитариум, 2002. – 96 с.
- Гуткина, Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе [Текст] / Л.Д. Гуткина – Москва: АСТ, 2001. – 270 с.
- Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]: в 2 книгах / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 2003. Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с. : ил.