Система работы МОУ ЦЛПДО по профилактике употребления ПАВ

Разделы: Администрирование школы


В Федеральной программе развития образования сказано, что в последние годы отмечаются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей и подростков. Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” является учреждением для детей с девиациями в поведении, с различными формами педагогической и социальной запущенности, с серьезными социальными отклонениями, обусловленными негативным влиянием неблагополучной родительской семьи, асоциальным поведением родителей, их педагогической некомпетентностью. Эти семьи характеризует неудовлетворительные материальные и бытовые условия, злоупотребление родителями алкоголя, невысокий культурный и образовательный уровень, высокая частота конфликтов в семье, отсутствие внимания к соматическому состоянию и развитию ребенка. На фоне этого возникают такие проблемы у детей как: болезни, отставание в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка, повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля, немотивированная агрессивность.

Возраст обучающихся Центра значительно превышает возраст детей в массовой школе. Практически 100% подростков можно отнести к “группе риска” (неполные, многодетные семьи, семьи, не имеющие положительных эмоциональных взаимоотношений, склонные к употреблению алкоголя, дети-сироты и т.д.). 33% обучающихся Центра состоят на учете в наркологическом кабинете Кузнецкого района, в связи с употреблением психоактивных веществ. 44% состоят на внутришкольном контроле как несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Исходя из вышеизложенного, возникла актуальность разработки комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в МОУ ЦЛПДО.

Цель программы: сдерживание вовлечения подростков Центра в прием психоактивных веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы.

Задачи:

  • Формирование ценностей здорового образа жизни;
  • Осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях обучающихся;
  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного и ответственного поведения;
  • Вооружение обучающихся правовыми знаниями об ответственности за употребление, сбыт и хранение наркотиков.

Основные направления работы:

  • Профилактическая работа с родителями;
  • Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  • Воспитательно-педагогическая работа с обучающимися;
  • Работа с обучающимися по коррекции асоциального поведения;
  • Организация взаимодействия с КДН, наркологической службой, органами внутренних дел, ПДН;

В программе реализуется системный подход в организации и проведении профилактических мероприятий по борьбе с употреблением обучающимися ПАВ.

Такая система в МОУ ЦЛПДО предполагает тесное взаимодействие педагогического коллектива Центра, психологого-медико-социальной службы с социумом, учреждениями, содействующими воспитанию (смотри рис. 1)

Рисунок 1 – Основные составляющие системы профилактики наркомании в МОУ ЦЛПДО и их взаимосвязь.

Таблица 1 – План деятельности педагогического коллектива, психолого-медико-социальной службы Центра во взаимодействии со специалистами различных служб по профилактике употребления ПАВ

Месяц Мероприятия Классы Ответственные
Сентябрь
  1. Выявление категории семей, относящихся к “группе риска”.
  2. Сверка списков обучающихся, состоящих на учете в наркологическом кабинете.
  3. Индивидуальные беседы врача-нарколога с обучающимися Центра, состоящими на учете в наркологическом кабинете Кузнецкого района.
2–9-й
  • Классные руководители
  • Социальный педагог
  • Врач-нарколог
Октябрь - ноябрь 15 октября – 15 ноября месячник “Наркотики – путь в никуда”:
  1. Тематические часы общения
  2. Конкурс рисунков и плакатов “Скажи наркотикам – нет!”;
  3. Анкетирование обучающихся;
  4. Познавательная игра “Скажи наркотикам – нет!”;
  5. Беседа-лекция школьного врача для обучающихся “Правда о наркотиках”;
  6. Участие в конкурсе сочинений на антинаркотическую тему.
2–9-й
  • Классные руководители
  • Учитель ИЗО
  • Педагог-психолог
  • Совет Центра
  • Школьный врач
  • Учителя русского языка и литературы
Декабрь Месячник “Милиция и дети”.
  1. Встреча с оперуполномоченными РОВД “Преступления, возникающие на почве употребления ПАВ”
  2. Беседа инспектора по работе с обучающимися “Об ответственности несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков”;
  3. Общешкольное родительское собрание “Раннее распознавание наркотической зависимости ребенка”.
2–9-й
  • Оперуполномоченными РОВД
  • Инспектор ПДН
  • Педагог-психолог
март День подростка в МОУ ЦЛПДО (с приглашением врача-нарколога, секретаря КДН, заместителя прокурора Кузнецкого района) 2–9-й Заместитель директора по ВР
Февраль Месячник физкультурно-оздоровительной работы:
  1. Беседы школьного врача о ЗОЖ;
  2. Просмотр видеофильмов о вреде употребления ПАВ.
2–9-й
  • Школьный врач
  • Классные руководители
Март Классные родительские собрания по теме “Как предостеречь ребенка от употребления наркотиков”. 2–9-й Классные руководители
Апрель 7 апреля – День здоровья:
  1. Общешкольное мероприятие “За здоровый образ жизни”;
  2. Анкетирование обучающихся Центра
2–7-й
  • Классные руководители
  • Педагог-психолог
Май Мониторинг результативности работы МОУ “ЦЛПДО” по профилактике употребления ПАВ. 2–9-й Заместитель директора по ВР
В течение года Работа с обучающимися по программе коррекции асоциального поведения. 5–7-й Педагог-психолог

В рамках профилактической работы с обучающимися Центра реализуется программа спецкурса “Программа коррекции асоциального поведения”.

Цели программы:

  • расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту;
  • снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с психоактивными веществами.

Задачи программы:

  • способствовать формированию ценностных ориентации и навыков, которые позволяют адаптироваться в социуме;
  • способствовать выработке у подростков защитных личных качеств;
  • предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях употребления ПАВ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде;
  • способствовать формированию бережного отношения к репродуктивному здоровью.

Программа состоит из трех блоков:

  1. Профилактика зависимых состояний.
  2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).
  3. Формирование образа “Я” и позитивного самоотношения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение трех лет обучения (5–7-е классы), в виде тренинга. В ходе занятий в рамках первого блока “Профилактика зависимых состояний” большое внимание уделяется формированию негативного отношения обучающихся к ПАВ. Подростки знакомятся с мифами и реальным воздействием наркотических средств на организм человека, с проявлениями психологической и физиологической зависимости от наркотиков, стадиями формирования зависимости, причинами распространения наркомании. Дети узнают о факторах, влияющих на решение употреблять ПАВ, мотивах, способствующих попробовать то или иное наркотическое средство, о групповом давлении и вариантах отказа от употребления ПАВ.

Известно изречение: “Не все курильщики становятся наркоманами, но все наркоманы начинали свой путь к наркотикам с курения”. Особое внимание уделяется освещению негативного воздействия никотина на организм человека. Причиной данного выбора является то, что практически все обучающиеся 5-7 классов МОУ ЦЛПДО курят, многие начали курить еще в детском возрасте (с 5–7 лет).

Реализация комплексной программы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в МОУ ЦЛПДО позволяет:

  • Формировать у обучающихся представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствовать вовлечению в наркотическую ситуацию;
  • Формировать у обучающихся умения и навыки активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

Приложение 1

Список использованной литературы:

  1. Белогурова, С.Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании [Текст] / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М. : Центр Планитариум, 2002. – 96 с.
  2. Гуткина, Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе [Текст] / Л.Д. Гуткина – Москва: АСТ, 2001. – 270 с.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]: в 2 книгах / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 2003. Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с. : ил.