Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки


Наше образовательное учреждение работает с детьми и подростками, испытывающими особые трудности в обучении - детьми группы «риска», социально-дезадаптированными и педагогически запущенными.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения образовательное учреждение 11 типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи начал свою работу 1 сентября 2001 года.

Миссия нашего Центра была определена как оказание помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в получении или продолжении образования.

Контингент обучающихся Центра формируется из детей и подростков общеобразовательных учреждений Кузнецкого района и города Новокузнецка Кемеровской области. Анализ выявил следующие причины перехода из массовой школы в Центр:

  • стойкая неуспеваемость;
  • неблагополучие в состоянии здоровья; 
  • школьная дезадаптация;
  • наличие личностных конфликтов с педагогами и детьми в массовой школе в связи с отклонениями в поведении: повышенной возбудимостью, импульсивностью, раздражительностью, агрессивностью и т.д.);
  • несоответствие паспортного возраста уровню образования. Например, возраст обучающихся начальной школы колеблется от 8 до 17 лет.

Сложившаяся в Центре система работы с подростками - депривантами с девиациями в поведении обеспечивается целым комплексом организационно-педагогических условий:

  • внедрение и использование педагогических технологий, оптимальных в связи с особенностями контингента обучающихся, индивидуализация и дифференциация в обучении;
  • использование индивидуально-групповых занятий по всем учебным предметам;
  • рабочие учебные программы, ускоренные по срокам прохождения: 2 класса за один год обучения;
  • разработка и внедрение спецкурсов в региональный компонент и курсов по выбору в школьный компонент вариативной части Учебного плана Центра;
  • работа групп продлённого дня;
  • организация обучения на дому;
  • работа по годовому календарному графику, предусматривающему 6 учебных и 5 каникулярных периодов с сентября по май каждого учебного года;
  • внедрение в практику составного урока;
  • психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса;
  • а также внедрение индивидуальных программ работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися как средства повышения качества образования подростков.

Хотелось бы подробно остановиться на последнем из всего вышеперечисленного. Индивидуальные программы разрабатываются учителями-предметниками в конце учебного года с учетом результатов обучения каждого конкретного школьника. В программе дается серьезная психолого-медико-педагогическая характеристика слабоуспевающего или неуспевающего ученика. Данная характеристика отражает, в первую очередь, уровень здоровья подростка: диагноз и возможные симптомы, которые следует учитывать при организации работы на уроке и во внеурочное время. Школьный психолог дает сведения о степени сформированности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, уровне учебной мотивации, социальном статусе ребенка и его личностных особенностях. Педагогическая характеристика включает в себя сведения об успеваемости по различным предметам, о внешкольных занятиях ребенка, наблюдения педагога над проявлениями личностных качеств ребенка в процессе его обучения и общения, над его положением в детском коллективе. Педагогическая характеристика включает в себя также рекомендации по индивидуальной методической инструментовке: методам обучения, коммуникативно-дидактическим техникам учителя, образовательным технологиям в зависимости от ведущего полушария мозга, типа темперамента,  ведущего канала восприятия ребенка. Учитель-предметник характеризует обучающегося по основным параметрам учебной деятельности и степени сформированности специальных учебных наваков и умений по предмету, кроме того описывает состояние обученности основным общеучебным умениям на конец учебного года. Все разделы характеристики включают в себя конкретные рекомендации специалистов: врача-педиатра, педагога-психолога, учителя-предметника.

На основе данного достаточно глубокого анализа учитель-предметник составляет программу работы с воспитанником на следующий учебный год, которая включает в себя конкретные мероприятия, сроки их реализации, необходимый учителю дидактический инструментарий, проверочные задания, позволяющие отслеживать выполнение программы и эффективность ее воздействия на обучение.

Одной из основных задач обучения иностранному языку на начальном этапе обучения является формирование навыка чтения вслух. В условиях МОУ ЦЛПДО данная работа продолжается на продолжении всего обучения в начальной и основной школе, т.к. обучающиеся-деприванты прибывают в течении всего учебного года, приходят обучающиеся ранее изучавшие другой иностранный язык, несколько лет не обучавшиеся в школе и т.д. Поэтому задача формирования навыка чтения вслух, усвоения и автоматизации употребления правил чтения на французском языке постоянно остаётся актуальной.

В целях формирования устойчивого автоматизированного навыка нами разработаны дидактические материалы на чтение различных буквосочетаний, букв французского языка.

Данные дидактические материалы имеют однообразную структуру, что позволяет снимать проявления излишней тревожности и напряжённости, свойственные контингенту обучающихся Центра:

  1. Lisez les mots et retenez-les!
  2. Trouvez l’instrus (лишнее слово):
  3. Regroupez ces mots en paires:
  4. Traduisez en russe!
  5. Traduisez en francais!
  6. Lisez le texte!
  7. Repondez aux questions!
  8. Regroupez ces mots selon la regle de leur lecture:

В качестве примера приведём карточку на чтение буквы «С»

Прочитай слова, обрати внимание на перевод:

Une carotte – морковь

Une carte – карта

Une cerise – вишня

Un ciel – небо

Un cinema – кино

Un cirque – цирк

Un citron – лимон

Comme – как

Un concombre – огурец

Crier – кричать

Une cuisine – кухня

Decorer – украшать

Une ecole – школа

Ecouter – слушать

Ici – здесь, сюда

Merci – спасибо

Mercredi – среда

le sucre – <сахар

Trouvez l’instrus (лишнее слово):

1) decorer, ecouter, crier, comme.

2) une compote, le sucre, un concombre, un citron, une cerise.

3) un ciel, un citron, une ecole, un crocodile, un concombre.

4) un cinema, une cassette, une cuisine, une carotte, un crocodile.

5) un cinema, une compote, un concombre, comme, une cerise.

Regroupez ces mots en paires:

1) une carotte

2) un cirque

3) decorer

4) un clown

5) une ecole

6) un concombre

7) une decoration

9) une compote

8) un cinema

10) une cassette

12) le sucre

11) un ecolier

Regroupez ces mots selon la regle de leur lecture:

1) une cuisine, une compote, merci, decorer,le sucre.

2) une cage, ecouter, une coccinelle, une cassette, comme.

3) crier, une cousine, une cerise, mercredi, une carte, Alice.

4) un crocodile, une carotte, une ecole, un cirque, un cousin.

5) un citron, Francine, Nicole, un concombre, une decoration.

6) Cecile, une sucrerie, un ecolier, un cinema, un ciel, Nicolas.

Прочитай текст:

Un mercredi ma cousine Francine crie de (из) la cuisine a Cecile: “Viens (иди) ici!” Cecile decore une salade de (из) la carotte et des concombres a la cuisine. Nicole et Nicolas sont une cousine et un cousin d’Alice. Ils (они) ecoutent une cassette. Alice prepare (готовит) une compote du sucre, du citron et des cerises. Le crocodile est dans (в) la cage. Nicolas va (ходит) a l’ecole. Il (он) est un ecolier. Nicole aime (любит) le cirque et le cinema.

Найди ответы на вопросы в тексте:

1) Quand (когда) Francine crie de la cuisine a Cecile?

2) De quoi (из чего) est fait la salade?

3) Qui (кто) sont Nicolas et Nicole?

4) Qu’est-ce que (что) Alice prepare (готовит)?

5) Ou (где) est le crocodile?

6) Ou (куда) Nicolas va (ходит)? 

Найди однокоренные слова и переведи!

Traduisez en russe:

1) Cecile est une ecoliere.

2) Francine decore la cuisine.

3) Le crocodile est dans(B) la cage.

4) Nicolas ecoute une cassette.

5) Alice dit merci a Lucie.

Данные задания направлены не только на формирования навыка чтения вслух, но и на развитие зрительного восприятия, внимания, рецептивных видов речевой деятельности, мышления. В частности, задания: Trouvez ’instrus (лишнее слово), Regroupez ces mots en paires! развивают умения классифицировать, строить аналогии и т.д. Кроме того, задания типа Lisez le texte! и Repondez aux questions! Помогают решать задачи обучения чтению и пониманию текста. Но, следует учесть, что данные тексты составлены учителем искусственно и не несут особой смысловой нагрузки, решают задачи отработки навыков чтения вслух, чтения и понимания.

Работа по данным материалам ведётся в нашем учреждении в течение 3-х лет. Анализ показывает, что она способствует успешной ликвидации пробелов в знаниях и умениях, формированию общеучебных умений и навыков, развитию обучающихся-депривантов. В 2006-2007 учебном году данные материалы  были апробированы автором-составителем и по решению МС Центра внедрены в практику работы всех учителей французского языка Центра. По результатам работы в 2007-2008 учебном году можно сделать вывод о достаточно высокой результативности работы большинства педагогов Центра со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися: успеваемость повысилась с 93% до 97%, уровень ЗУНов возрос с 40 до 55%.

Использованная литература

1. Береговская, Э.М. Синяя птица :  Учебник французского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений / Э.М. Береговская. – М. : Просвещение, 2005. 224 с..

2. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства [Текст]: в 6 т./ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984.-  4 т. - С.5-30.

3. Лабковская, Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб.пособие. [Текст] / Е.Б. Лобковская. - СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. – 80 с.

4. Раттер М. Помощь трудным детям [Текст] / Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. - М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. – 432 с.