Открытый урок по дисциплине "Экономическая теория". Тема "Международная экономическая интеграция"

Разделы: Экономика


Знания устаревают весьма быстро,
тогда как способы деятельности –
значительно медленнее.
Т.И. Шамова

Место урока в системе занятий: Урок №20 в разделе «Макроэкономика»

Вид занятия: Практическое занятие.

Цели:

Обучающая:

  • содействовать уяснению студентами сущности международной экономической интеграции, основных предпосылок ее становления;
  • организовать деятельность по усвоению принципов функционирования и главных направлений развития мировых интеграционных группировок (на примере ЕС, СНГ, ОПЕК, АТЭС);
  • проанализировать роль России в международной экономической интеграции.

Развивающая:

  • оценивать внимание, формировать навыки рационального использования источников информации, структурирования, систематизации и обобщения материала;
  • способствовать развитию умения представить изучаемый материал на электронном носителе в виде слайдовой презентации;
  • формировать навыки коммуникативного общения, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

  • формировать экономическую культуру будущих специалистов;
  • воспитывать профессиональную логику экономического мышления;
  • создавать условия для формированию у студентов интернациональных качеств.

Вид: Практическое занятие в форме дискуссии.

Оборудование: «Круглые столы» для игровых групп, мультимедиа, сигнальные карточки, ивовые прутья.

Ход урока

I. Приветствие преподавателя

- Здравствуйте!

Просто «здравствуйте» сказали мы друг другу.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Улыбнитесь – это главное техническое средство на нашем занятии.

Организационный момент

II. Подготовительный этап к проведению дискуссии

1. Коммуникативная атака. (Для иллюстрации используются ивовые прутья).

Преподаватель:

Старинная притча гласит о том, что однажды  отец, провожая своих сыновей в дальнюю дорогу, дал им напутствие: «Каждый из вас и умный, и сильный, и мужественный, но если вы будете идти по жизни порознь, то найдется тот, кто окажется сильнее вас и сломит, как можно сломать одинокий прутик. А если вы будете держаться друг друга, то сломить вас будет труднее, как трудно сломить пучок прутьев».  

Вот так же и стремление стран к объединению способствует тому, что страны повышают свою экономическую мощь и вместе решают глобальные проблемы. А как это происходит – мы сегодня обсудим.

Тема нашего занятия – «Международная экономическая интеграция».

Мы попытаемся – уяснить сущность международной экономической интеграции и основные предпосылки ее становления, усвоить принципы функционирования  и главные направления деятельности интеграции, проанализировать роль России в международной экономической интеграции.

2.

Преподаватель: Наше занятие мы проводим в форме дискуссии.

Аудитория предварительно была разделена на три группы:

I гр. – Отстаивает  позицию «Интеграция -  «За»»

II гр. – «Интеграция – «Против»»

III гр. – Экспертная.

Ей предстоит в конце занятия подвести итог нашей дискуссии и ответить на вопрос (на доске).

Развитие мирового хозяйства. Будущие за интеграцией (?!). (Поставить знак)

Преподаватель напоминает правила ведения дискуссии, критерии оценки участия в дискуссии.

Общение проходит с помощью сигнальных карточек:

  • «зеленый» - согласен;
  • «красный» - не согласен;
  • «знак вопроса» - желание задать вопрос, «восклицательный знак» - высказываться самому.

III. Проведение дискуссии

(Аудитория предварительно была разделена на три группы, две из которых непосредственно участвуют в диспуте с позиций «Положительные качества международной интеграции» и «Отрицательные качества международной интеграции». Экспертная группа оценивает выступления обеих сторон, делает выводы. Контроль за ходом диспута осуществляет преподаватель.)

1. Актуализация знаний (введение в обсуждаемую проблему)

Преподаватель:

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось усилием интеграционных связей в мировом хозяйстве. Международная экономическая интеграция, явилась закономерным результатом дальнейшего развития процесса интернационализации производства.

Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами в одиночку на основе прежней системы международного разделения труда. Экономическая интеграция стала рассматриваться странами, прежде всего в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью обеспечения эффективного развития экономики каждой страны и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны для реализации этой задачи.

Интегрирующие страны стремились повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в результате развития регионального международного обобщения производства.

В настоящее время в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, расположенных на различных континентах. Самыми авторитетными среди них являются в Европе – Европейский Союз, в Северной Америке – НАФТА, в Южной Америке – МЕРКОСУР, в Юго – Восточной Азии – АСЕАН, АТЭС.

В последнее время возрастает роль отраслевых группировок. И самой главной из них является ОПЕК.

Однако далеко не все страны стремятся вступить в ту или иную интеграционную группировку. Почему так происходит? Давайте рассмотрим доводы в пользу международной экономической интеграции и против нее. А затем сделаем вывод, что же ждет в дальнейшем мировое сообщество.

Для начала рассмотрим предпосылки возникновения интеграционных процессов.

(Сообщения студентов).

2. Выступления участников дискуссий

  • представители групп «3а» и «Против» поочередно высказываются подкрепляя свои доводы слайдовой презентацией интеграционных группировок; (приложение 1)
  • в ходе дискуссии используются «карточки – сигналы»: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому.
  • примерные вопросы диспута

1) Не кажется ли вам, что выступая в ЕС страны частично теряют свою национальную  особенность?

2) Многие эксперты отмечают, что вступление в ЕС стран Восточной Европы негативно отразилось на развитие  сельского хозяйства и пищевой промышленности. Не слишком ли дорогая  плата  за общеевропейские ценности?

3) Вступление в ЕС стран, которые не имеют высокоразвитой экономики вызывает недовольство  среди населения в странах западной Европы. Как вы к этому относитесь?

4) Во многих домах Германии, Италии, Франции  в качестве домработниц служат  выходцы из стран Восточной Европы. Не является ли это своеобразной дискриминацией?

5) В одном из выступлений В.В. Путина заявил, что если в ближайшее время СНГ не заработает в полную силу, то смысла в этой группировке нет. Что должно в первую очередь быть реализовано в связи с этим?

6) В планах руководства СНГ ввести в рамках интеграционной группировки рублевую зону. Как это отразится на России?

7) Многие эксперты считают, что в условиях стабильно высоких цен на нефть ОПЕК  утратила свою  значимость и в скором будущем   должна  быть  упразднена.  Как вы к этому относитесь? (Вопросы  ставились до того, как цены  на нефть резко упали и разразился экономический кризис

3. Заключительное слово экспертной группы.

В заключительном слове, дается обстоятельный и убедительный ответ на вопросы:

1. В чем заключаются главные преимущества международной экономической интеграции стран?

2. По каким направлениям осуществляется интеграция?

3. Что страны теряют, вступая в интеграционные группировки?

4. Каково место России в мировом интеграционном процессе?

5. Какие на ваш взгляд, перспективы ожидают ЕС, СНГ, АТЭС, ОПЕК?

Затем экспертная группа вместе с преподавателем выделяет новые проблемы, ценные для развития компетентности студентов в данном вопросе.

На доске ставится знак ? или ! в фразе

Развитие мирового хозяйства. Будущее за интеграцией!

Преподаватель:

Я считаю, что цели занятия мы достигли. И хочу  обратить ваше внимание на слова человека, который оставил заметный след в истории России – Сергея Юльевича Витте: «Капиталы, как и знания, не имеют отечества».

В том, что   капитал не  имеет отечества мы сегодня убедились,  а мое пожелания вам -  пользуйтесь в полной мере знаниями независимо от страны их происхождения, потому что умные мысли – достояние всего человечества.

А за ваши умные мысли я выставляю оценки.

IV. Рефлексия

«Мое место на уроке». (Используется сюжетный рисунок, на котором  каждый студент находит свое место и аргументирует ответ).

(См. также Приложение 2)