Знания устаревают весьма быстро,
тогда как способы деятельности –
значительно медленнее.
Т.И. Шамова
Место урока в системе занятий: Урок №20 в разделе «Макроэкономика»
Вид занятия: Практическое занятие.
Цели:
Обучающая:
- содействовать уяснению студентами сущности международной экономической интеграции, основных предпосылок ее становления;
- организовать деятельность по усвоению принципов функционирования и главных направлений развития мировых интеграционных группировок (на примере ЕС, СНГ, ОПЕК, АТЭС);
- проанализировать роль России в международной экономической интеграции.
Развивающая:
- оценивать внимание, формировать навыки рационального использования источников информации, структурирования, систематизации и обобщения материала;
- способствовать развитию умения представить изучаемый материал на электронном носителе в виде слайдовой презентации;
- формировать навыки коммуникативного общения, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная:
- формировать экономическую культуру будущих специалистов;
- воспитывать профессиональную логику экономического мышления;
- создавать условия для формированию у студентов интернациональных качеств.
Вид: Практическое занятие в форме дискуссии.
Оборудование: «Круглые столы» для игровых групп, мультимедиа, сигнальные карточки, ивовые прутья.
Ход урока
I. Приветствие преподавателя
- Здравствуйте!
Просто «здравствуйте» сказали мы друг другу.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Улыбнитесь – это главное техническое средство на нашем занятии.
Организационный момент
II. Подготовительный этап к проведению дискуссии
1. Коммуникативная атака. (Для иллюстрации используются ивовые прутья).
Преподаватель:
Старинная притча гласит о том, что однажды отец, провожая своих сыновей в дальнюю дорогу, дал им напутствие: «Каждый из вас и умный, и сильный, и мужественный, но если вы будете идти по жизни порознь, то найдется тот, кто окажется сильнее вас и сломит, как можно сломать одинокий прутик. А если вы будете держаться друг друга, то сломить вас будет труднее, как трудно сломить пучок прутьев».
Вот так же и стремление стран к объединению способствует тому, что страны повышают свою экономическую мощь и вместе решают глобальные проблемы. А как это происходит – мы сегодня обсудим.
Тема нашего занятия – «Международная экономическая интеграция».
Мы попытаемся – уяснить сущность международной экономической интеграции и основные предпосылки ее становления, усвоить принципы функционирования и главные направления деятельности интеграции, проанализировать роль России в международной экономической интеграции.
2.
Преподаватель: Наше занятие мы проводим в форме дискуссии.
Аудитория предварительно была разделена на три группы:
I гр. – Отстаивает позицию «Интеграция - «За»»
II гр. – «Интеграция – «Против»»
III гр. – Экспертная.
Ей предстоит в конце занятия подвести итог нашей дискуссии и ответить на вопрос (на доске).
Развитие мирового хозяйства. Будущие за интеграцией (?!). (Поставить знак)
Преподаватель напоминает правила ведения дискуссии, критерии оценки участия в дискуссии.
Общение проходит с помощью сигнальных карточек:
- «зеленый» - согласен;
- «красный» - не согласен;
- «знак вопроса» - желание задать вопрос, «восклицательный знак» - высказываться самому.
III. Проведение дискуссии
(Аудитория предварительно была разделена на три группы, две из которых непосредственно участвуют в диспуте с позиций «Положительные качества международной интеграции» и «Отрицательные качества международной интеграции». Экспертная группа оценивает выступления обеих сторон, делает выводы. Контроль за ходом диспута осуществляет преподаватель.)
1. Актуализация знаний (введение в обсуждаемую проблему)
Преподаватель:
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось усилием интеграционных связей в мировом хозяйстве. Международная экономическая интеграция, явилась закономерным результатом дальнейшего развития процесса интернационализации производства.
Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами в одиночку на основе прежней системы международного разделения труда. Экономическая интеграция стала рассматриваться странами, прежде всего в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью обеспечения эффективного развития экономики каждой страны и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны для реализации этой задачи.
Интегрирующие страны стремились повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в результате развития регионального международного обобщения производства.
В настоящее время в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, расположенных на различных континентах. Самыми авторитетными среди них являются в Европе – Европейский Союз, в Северной Америке – НАФТА, в Южной Америке – МЕРКОСУР, в Юго – Восточной Азии – АСЕАН, АТЭС.
В последнее время возрастает роль отраслевых группировок. И самой главной из них является ОПЕК.
Однако далеко не все страны стремятся вступить в ту или иную интеграционную группировку. Почему так происходит? Давайте рассмотрим доводы в пользу международной экономической интеграции и против нее. А затем сделаем вывод, что же ждет в дальнейшем мировое сообщество.
Для начала рассмотрим предпосылки возникновения интеграционных процессов.
(Сообщения студентов).
2. Выступления участников дискуссий
- представители групп «3а» и «Против» поочередно высказываются подкрепляя свои доводы слайдовой презентацией интеграционных группировок; (приложение 1)
- в ходе дискуссии используются «карточки – сигналы»: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому.
- примерные вопросы диспута
1) Не кажется ли вам, что выступая в ЕС страны частично теряют свою национальную особенность?
2) Многие эксперты отмечают, что вступление в ЕС стран Восточной Европы негативно отразилось на развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности. Не слишком ли дорогая плата за общеевропейские ценности?
3) Вступление в ЕС стран, которые не имеют высокоразвитой экономики вызывает недовольство среди населения в странах западной Европы. Как вы к этому относитесь?
4) Во многих домах Германии, Италии, Франции в качестве домработниц служат выходцы из стран Восточной Европы. Не является ли это своеобразной дискриминацией?
5) В одном из выступлений В.В. Путина заявил, что если в ближайшее время СНГ не заработает в полную силу, то смысла в этой группировке нет. Что должно в первую очередь быть реализовано в связи с этим?
6) В планах руководства СНГ ввести в рамках интеграционной группировки рублевую зону. Как это отразится на России?
7) Многие эксперты считают, что в условиях стабильно высоких цен на нефть ОПЕК утратила свою значимость и в скором будущем должна быть упразднена. Как вы к этому относитесь? (Вопросы ставились до того, как цены на нефть резко упали и разразился экономический кризис
3. Заключительное слово экспертной группы.
В заключительном слове, дается обстоятельный и убедительный ответ на вопросы:
1. В чем заключаются главные преимущества международной экономической интеграции стран?
2. По каким направлениям осуществляется интеграция?
3. Что страны теряют, вступая в интеграционные группировки?
4. Каково место России в мировом интеграционном процессе?
5. Какие на ваш взгляд, перспективы ожидают ЕС, СНГ, АТЭС, ОПЕК?
Затем экспертная группа вместе с преподавателем выделяет новые проблемы, ценные для развития компетентности студентов в данном вопросе.
На доске ставится знак ? или ! в фразе
Развитие мирового хозяйства. Будущее за интеграцией!
Преподаватель:
Я считаю, что цели занятия мы достигли. И хочу обратить ваше внимание на слова человека, который оставил заметный след в истории России – Сергея Юльевича Витте: «Капиталы, как и знания, не имеют отечества».
В том, что капитал не имеет отечества мы сегодня убедились, а мое пожелания вам - пользуйтесь в полной мере знаниями независимо от страны их происхождения, потому что умные мысли – достояние всего человечества.
А за ваши умные мысли я выставляю оценки.
IV. Рефлексия
«Мое место на уроке». (Используется сюжетный рисунок, на котором каждый студент находит свое место и аргументирует ответ).
(См. также Приложение 2)