Создание элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения и их практическая реализация. Открытое занятие элективного курса "Лидерство" (для начинающих менеджеров)

Разделы: Экономика


Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных образовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.

Элективные курсы входят в состав профиля обучения и связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

При введении предпрофильного обучения в 9 классах были разработаны элективные курсы, которые позволили получить информацию для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения. Особенностью курсов по выбору в 9 классах являются нестандартизованность, вариативность и краткосрочность.

Весной 2004 я решила принять участие в создании программ элективных курсов для учащихся 9 и 10 классов. Были предложены для экспертизы и рецензирования следующие курсы:

  • “Экономика и бизнес”
  • “Основы рекламного дела”
  • “Лидерство” (для начинающих менеджеров).

Курс “Экономика и бизнес” предназначен для учащихся 9 классов, как предпрофильная подготовка Получаемые знания позволят учащимся более четко определить сферу своих интересов в будущей карьере предпринимателя. Воспитательный потенциал программы формирует экономически активную личность, способствует профессиональной ориентации учащихся, допрофессиональной подготовке, которая позволяет осуществить осознанный выбор будущего профиля обучения.

Продолжительность курса 34 часа при 1 занятии в неделю. В структуре курса 12 тем, которые, разделены на отдельные уроки. Теоретический материал чередуется с историческими сведениями и практическими занятиями (мастерскими), что позволяет поддерживать интерес и желание школьников к предмету посредством разнообразных методических приемов.

Контроль усвоенных знаний осуществляется через тест-контроль по каждой теме, что позволяет организовывать получение “обратной связи” и определять уровень усвоения знаний.

По окончании курса ученик получал сертификат за подписью учителя, который является результатом его личных достижений и количество баллов в Портфолио ученика.

Цель курса сформировать у учащихся представление об экономической жизни государства в условиях рыночной экономики; значимости экономических знаний и умений, правильно пользоваться экономической информацией для принятия решений в общественной и частной деятельности; подготовить учащихся к изучению экономических курсов в старшей школе и выбору будущей профессии.

В содержание курса включены следующие темы:

  • Потребности и богатство,
  • Бизнес и право собственности,
  • Цена и деньги,
  • Бизнес и земля,
  • Деньги и бизнес,
  • Налоги и бизнес,
  • Деньги и банки,
  • Реклама и бизнес,
  • Биржа и бизнес,
  • Богатство и бизнес,
  • Формула бизнеса,
  • Бизнес и этикет.
  • Формы бизнес(предпринимательства),

Практическая часть представлена разнообразными видами деятельности- дискуссии, тестирование, конкурс игровых денег, практикум по решению задач, экскурсия на биржу, деловая игра, заполнение налоговой декларации, рекламный практикум.

Программа предусматривает перечень умений и навыков, которые ученики должны усвоить по окончании курса, список литературы для подготовки и проведения занятий.

Большой интерес вызвал у 9-классников курс “Основы рекламного дела”, поэтому было сформировано 2 группы. Эта программа является составной частью курса “Основы маркетинга”, так и самостоятельным курсом. Программа рассчитана на 34 часа и включает в себя 9 тем по самым актуальным вопросам рекламного дела.

Задачами курса являются:

  1. Освоение учащимися основных знаний курса о роли рекламы, законодательных актов, регулирующих рекламную деятельность, о видах и носителях рекламы, рынке рекламных услуг.
  2. Формирование умений анализировать рекламу, критически подходить к рекламной информации, составлять текст и оформлять рекламные сообщения.
  3. Развитие интереса к рекламному делу, выявление склонностей и способностей у учащихся к рекламному бизнесу, оказание помощи в определении жизненного пути и места в рыночной экономике.

Интерес к курсу был связан с рекламными практикумами, где анализировались рекламные тексты, составлялась реклама на интересные мероприятия и предстоящие праздники, КТД, экскурсии в рекламное агентство, деловая игра “Предпринимательство и реклама”, защита своего рекламного проекта.

Элективный курс “Лидерство” предлагался учащимся 10 класса. Школа создает воспитательную среду, способную обеспечить развитие лидерства с учетом ее возможностей, в том числе и лидерских.

Лидеры нужны стране. Роль грамотного, образованного руководителя-лидера для бизнеса возрастает. Воспитание лидерских качеств подразумевает научение их быть “настойчивыми в достижении цели, ответственными за собственные замыслы, способности пробуждать в людях воображение, раскованность в мыслях, стремление к самым высоким достижениям”.

Занятия курса организуются так, что предполагают интенсивную самостоятельную деятельность, эмоциональные переживания и поиск.

Курс предусматривает преобладание активных методов обучения, при минимуме лекционных часов. Основной объем времени отводится участию членов группы в ролевых играх, дискуссиях, тренингах, в работе над диагностиками развития.

Методический арсенал учителя предполагает свободное владение организацией и проведением групповой работы, дебатов, ролевых игр, моделирования ситуаций, анкетирование, игровых тренингов.

В содержание курса вошли следующие темы:

Теории лидерства. Лидерские роли. Лидерские стили руководства.
Исторические традиции лидерства. Лидерские стили и характеристика лидеров.
Лидеры и риск. Герои и лидеры.
Мотивация в управлении Диалоги с лидерами.
Развитие навыков общения. Эффективное общение. Символы признания.
Планирование принятие решений, прогнозирование. Женщины - лидеры.
Лидер и творческое решение проблем. Лидер и поиск информации.
Лидерские стили руководства. Модель индивидуальной работы.

Практическая часть представлена дискуссиями, практикумами, ролевой игрой “Остров”, опросами населения, встречи с лидерами, социальные опросы, тестирование на определение лидерских способностей и работа над ними, задания по теории ТРИЗ,

тренинги по общению, по созданию своей команды, по выходу из стрессовых ситуаций. Обязательным условием в работе курса было проведение мероприятий с учащимися школы.

Юноши и девушки принимали участие в обучении школы актива, в организации школьных перемен, в совете старшеклассников, в Дне самоуправления

16 декабря 2005 года в школе проходил семинар для заместителей директоров по УВР по теме: “Теоретические и практические аспекты профильного обучения”.

Открытое занятие курса “Лидерство” по теме “Лидер и поиск информации” получило высокую оценку, а учащиеся продемонстрировали не только знания в области менеджмента, но и умение работать на тренинге, анализировать свои действия, оценивать ощущения, свободно говорить и общаться с товарищами, соблюдая принцип толерантности.

Все учащиеся получили сертификаты об успешном окончании курса и продолжили активную работу в школьных органах самоуправления, подтверждая высказывание, что ЛИДЕРЫ ХХI века сегодня УЧАТСЯ В ШКОЛЕ.

В 2007/08 году учащимся 11 класса был предложен новый курс “Прикладной маркетинг”, который был завершающим в цикле экономических курсов. Элективный курс “Прикладной маркетинг” предназначен для учащихся старшей ступени. Изучение курса необходимо для того, чтобы учащиеся могли осуществлять осознанный и рациональный выбор с экономической точки зрения, определять план действий, эффективно использовать свои ресурсы.

Основной акцент делается на поведение производителя, который управляет собственными ресурсами в условиях постоянно меняющегося конъюнктурного рынка.

Изучение теории предмета сочетался с практическими занятиями, организованные в различных формах - практикумы, дискуссии, работа в малых группах, деловых и имитационных игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций, экскурсий, мини - проектов, что способствует качественному усвоению знаний, поддерживает интерес к предмету, облегчает и ускоряет изучение понятий.

Предполагается подготовка одной проектной или исследовательской работы во внеурочное время.

Курс может быть использован в образовательных областях “Экономика” и “Технология”, на спецкурсах, факультативах.

Подводя итоги работы на элективном курсе, учащиеся ответили на вопросы анкеты, получили сертификаты об окончании элективного курса. Группой учащихся были выполнены интересные исследовательские работы по следующим темам:

“Маркетинг и его составляющие”; “Мерчендайзинг-технология успешных продаж”;

“Организация брендинговой политики на примере Центрального универмага г. Северодвинска; “Реклама и бизнес”. Они стали прекрасными экзаменационными работами по экономике.

Большинство учащихся 11-х классов, прошедших обучение на элективных курсах экономического направления, стали студентами экономических вузов Архангельска, Северодвинска, Москвы и Санкт-Петербурга. Свой выбор они осуществили осознанно.

 Открытое занятие элективного курса “Лидерство”

Цель занятия:

  1. Выяснить роль коммуникации в управлении (менеджменте).
  2. Определить, какие правила должен соблюдать хороший коммуникатор.
  3. Продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся, необходимой для налаживания отношений в любой социальной группе.

Оборудование к занятию:

  • высказывание Н.Винера,
  • листы ватмана (2 - 3 шт.),
  • маркеры,
  • листы формата А - 3 (4 - 5 шт.),
  • карточки - задания с геометрическими фигурами (5 шт.),
  • магнитная доска,
  • магниты,
  • правила работы на тренинге,
  • альбомные листы,
  • фотоаппарат, бейджи.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Учитель: Важнейшая форма взаимодействия людей - ОБЩЕНИЕ. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем. Менеджмент - та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль.

Информацию получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией (communicatio - делать общим, связываться, общаться)

Без процесса коммуникации, без передачи от субъекта (отправителя) к объекту (получателю), без правильного понимания передаваемой информации, управленческая работа невозможна.

Менеджеры расходуют на различные виды общения до 80% своего времени и чтобы оно было продуктивным (эффективным) нужно знать и использовать технологию передачи информации, или правила коммуникации.

II. Информационный блок

Учитель: Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятия решений играет информация. Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна. На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку, как общение. В менеджменте коммуникация - это обмен информацией между людьми, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации. Коммуникация может иметь место, если общающиеся люди понимают друг друга, т.е. у них имеется общий социальный опыт или говорят на одном языке. Коммуникаций не бывает без информации, т.е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса, чем люди обмениваются при коммуникации. Информация имеет определенного носителя. Носители социальной информации - речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.

Способы передачи информации - устные сообщения (личные и по телефону), письменные (от писем до электронной почты) и даже язык жестов.

Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.

Управленческую информацию различают как:

  • исходную (она кладется в основу принятия решений);
  • организационную (она используется при реализации решений);
  • регулирующую (она сопровождает управленческое решение и существует в виде определенных правил, предписаний, норм, рекомендаций);
  • учетно – контрольную (она используется на завершающем этапе управленческого цикла).

Управленческую информацию можно также подразделить на:

  • внутреннюю (информация о данной организации и внутренних переменных);
  • внешнюю (об окружающей организацию среде).

По предназначению управленческая информация может быть:

открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной,совершенно секретной особой важности.

Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные, чаще всего это технические средства передачи и получения информации – радио, телефон, факс, компьютеры.

Структурная модель коммуникации состоит из элементов (компонентов):

ИСТОЧНИК (отправитель) — СООБЩЕНИЕ — КАНАЛ — ПОЛУЧАТЕЛЬ — ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Коммуникационный процесс можно разложить также на составляющие его взаимосвязанные этапы:

  1. Зарождение идеи.
  2. Кодирование и выбор канала.
  3. Передача.
  4. Декодирование.

Процесс обмена информацией можно показать схематически (схема 13)

На этой схеме показаны факторы, которые затрудняют точную передачу информации, ведут к ее потере, искажению. Факторы, которые снижают успешную коммуникацию называют коммуникативными барьерами.Различают макробарьеры и микробарьеры.

Макробарьеры препятствуют успешной коммуникации в целом. К ним относятся:

  • перегрузка информационных каналов и искажения информации;
  • потребность во все более сложной информации;
  • интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков.

Микробарьеры препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. Это:

  • отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату);
  • отношение адресата к источнику информации;
  • восприятие получателем смысла многозначных слов;
  • отсутствие обратной связи.

Во всех случаях достигнуть лучшего понимания помогает обратная связь.

Существуют интересные данные, которые показывают, сколь значительными бывают потери информации, перемещающейся сверху вниз. Так, руководитель может рассчитывать лишь на понимание 60% информации, которую он пытается передать заместителю. В свою очередь подчиненный зама тоже поймет не более 60%. И так далее, до последнего звена в руководящей цепочке. Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший руководитель поймет только 13 % смысла первоначального распоряжения. Считается, что при использовании письменных документов, отправляемых сверху вниз, результат может быть еще хуже.

Графическая схема - модель.

III. Практический( тренинговый ) блок

Учащиеся пересаживаются в игровую (тренинговую зону класса) на стулья, расположенные полукругом.

Тренер (учитель):

-Поприветствуйте друг друга, поворачивая голову направо (приветствуют),

-дыхательные упражнения на счет 1,2,3,4,5,6,7,8 (вдох - выдох),

-разогрев рук (на счет 1 – 4 хлопок над головой, 5 – 8 - у коленей).

-потереть ладошки, чтобы стало горячо.

Для работы на тренинге необходимо соблюдать правила. Учащиеся называют их (на доске также вывешен плакат с правилами).

Упражнение 1. “Испорченный телефон”.

Тренер говорит сообщение, содержащее несколько предложений по теме, интересной учащимся.

“В нашу школу купили новые компьютеры. Через месяц оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят на 1-й этаж. По вечерам можно будет играть в компьютерном классе тем, кто отработал 30 минут после уроков на благоустройстве школьной территории”.

Тренер шепотом говорит первому ученику, он передает второму и т.д. Последний сообщает, что услышал.

Тренер повторяет фразу, которая была сказана первоначально. Результат вызывает у учащихся сначала смех, а потом удивление, что информация во - первых сократилась в двое, а во - вторых сильно изменилась.

Обсуждение:

  1. Что вызвало искажение сообщения при передаче от участника к участнику?
  2. Что следует сделать, чтобы информация передавалась точно?
  3. Какие блоки информации исказились в первую очередь? (те блоки, которые эмоционально безразличные).
  4. Что же помешало передать сообщение правильно, без искажения? (Быстро, шумно, не все расслышал, нечетко говорил, отвлекся и т.д.)

Задание: Составьте правила передачи информации, чтобы она не искажалась.

  • Говорить четко.
  • Внимательно слушать.
  • Правильно формулировать мысль.

Учитель – тренер записывает маркером правила, предложенные учащимися на листах А - 3 , прикрепленные к доске.

Вами названные правила подтверждают слова Норберта Винера

“Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией”.

Упражнение 2 “Дом моей мечты”.

Задание: Для задания необходимо 4 человека, 3 ученика выходят за дверь,

  1. 1й остается в классе и рассказывает “о доме своей мечты”, рисует его. (Лист убирается).
  2. Приглашается 2й ученик. Первый ученик рассказывает “о доме своей мечты” (лист убирается).
  3. 3й ученик, войдя в класс, слушает рассказ первого ученика и рисует свой вариант (рисунок убирается)
  4. 4й ученик выполняет аналогичное задание.

Все рисунки вывешиваются, ученики занимают свои места.

Остальные учащиеся смотрят и затем анализируют результаты упражнения.

Обсуждение:

  1. Почему дома получились разными?
  2. Отчего рассказ был одинаковым, а дома оказались все разные?
  3. Чем отличаются 1й домик от 2го, 3го, 4го?
  4. Почему появилось столько ошибок, неточностей при передаче информации?
  5. Как чувствовали себя те, кто рисовал?
  6. Ваши ощущения на месте?
  7. Какую главную ошибку допустили участнику упражнения?

Задание: предложите ваши правила общения в данной ситуации.

  1. Проговаривать детали.
  2. Уяснить понимание (-можно уточнить?, - я вас правильно понял?)
  3. Задавать уточняющие вопросы.

Учитель – тренер записывает маркером на листе №2 формата А-3, предложенные правила.

Упражнение 3 “Рисование по инструкции”.

Задание: Учащиеся разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу.1й ученик получает карточку с изображением геометрических фигур. Его задача - проинструктировать 2 го так, чтобы он не глядя (не видя) карточки нарисовать точно такую же! Мы проигрываем упражнение с обратной связью, т.е. можно задавать уточняющие вопросы (чтобы не получить результат как в задании. 2) Обратная связь - это реакция получателя на сообщение. Чем активнее используется обратная связь, тем она эффективнее.

По команде тренера учащиеся начинают работу.

Затем сравниваются итоги (образец - рисунок ученика).

Обсуждение:

  1. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

Задание: Продолжаем составлять правила коммуникации:

  1. Четко и однозначно излагать информацию.
  2. Внимательно слушать.
  3. Действовать по инструкции, выполняя задание.
  4. Задавать уточняющие вопросы.

Учитель - тренер записывает на 3й лист формата А-3 маркером правила коммуникации.

Обобщение учителя. Лучшее понимание достигается обратной связью. При отсутствии внимания или при наличии коммуникативных барьеров (шум, настроение, речь, состояние здоровья, индивидуальные особенности и др.) Помните, лидеру важно уметь осуществлять различные виды коммуникаций для повышения эффективности работы фирмы.

Практикой менеджмента выработаны заповеди успешной коммуникации (учащиеся знакомятся с текстом “Десять заповедей успешной коммуникации” (по книге “Общий менеджмент”, под ред. А.К.Казанцева, М.,ИНФРА-М, 1999), которые лежат на столах.

Мне бы очень хотелось надеяться, что вам в школьной жизни, а затем во взрослой жизни пригодятся те важные умения, которые мы с вами сегодня отрабатывали.

Окончание тренинга.

Тренер. Рефлексия:

- Что сегодня вы узнали на занятии?

- Какие выводы сделали для себя?

- Слушать и слышать, смотреть и видеть – это одно и тоже?

- Что было сложнее: выполнять упражнения или анализировать? Почему?

- Чья работа вам понравилась на занятии? Аргументируйте!

- Как работали наши новички?

- Что вы им можете посоветовать?

- Какие предложения будут тренеру?

Завершение тренинга.

Задание: Поднимите руки, согнув их в локтях, соедините ладони с рядом сидящими соседями. Прощаясь, назовите друг друга его тренинговым именем и скажите хорошие приятные слова.

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА РАБОТУ НА ЗАНЯТИИ, СПАСИБО!

IV. Домашнее задание. К следующему занятию составить 3-5 вопросов на встречу с лидером. Подумать, какие вопросы хотели бы задать предпринимателю по организации собственного дела.

ДО ВСТРЕЧИ.

Литература к занятию:

  1. Грецов А. “Тренинг общения для подростков”, С.Пб, изд-во “Питер”, с.101-106.
  2. Казначевская Г.Б. “Менеджмент”, для ССУЗов, Ростов-на-Дону, изд-во “Феникс”,2004,с.2.
  3. Кипнис М. “Тренинг коммуникации”, серия “Действенный тренинг”, М., изд-во “Ось-89”,2004.
  4. Кипнис М. “Тренинг лидерства”, глава3,серия “Действенный тренинг”, М., изд-во “Ось-89”,2004,с.46-54.
  5. Методические материалы к семинару для социальных педагогов “Равный среди равных”, г. Северодвинск, 2002, ЦО “Инвайт” с.5-12.
  6. Прутченков А.С. “Свет мой, зеркальце, скажи…”, М., изд-во “Новая школа”,1996,с.15-16.