Цели урока:
- Образовательные:
- закрепление понятия агроклиматические ресурсы;
- формирование знаний агроклиматических ресурсов г. Ижевска, их распределению по сезонам, обеспеченности ими растений в различные сезоны.
- Развивающие:
- применение знаний, полученных на предыдущих уроках: «Климат Удмуртии», «Агроклиматические ресурсы Удмуртии» при изучении темы урока;
- формирование умения анализировать данные, делать выводы;
- применение знаний в новой ситуации, умение наблюдать за природой
- Воспитательные:
- формирование коммуникативной культуры, воспитание любви к своему краю.
Преподавание предмета краеведения всегда
играло большую роль в формировании
мировоззрения обучающихся, позволяло лучше
узнать свою малую родину, овладеть знаниями,
которые в дальнейшем пригодятся в практической
деятельности, позволят найти свое место в
профессиональном сообществе. Помимо
теоретических знаний о своем крае у обучающихся
формируются навыки применения этих знаний в
решении практических ситуаций.
Преподавание предметной области «Краеведение»
предполагает интеграцию знаний. При изучении
многих тем требуется применение знаний из
географии, биологии, экологии. В восьмом классе
обучающиеся изучают курс «Физическая география
Удмуртии», с упором на те знания и умения, которые
получены при изучении «Физической географии
России». К сожалению, учителя, преподающие
краеведение не всегда могут использовать
наглядный материал из – за его отсутствия или
ненадлежащего оформления . Поэтому
использование мультимедийных проектов
предоставляет дополнительные возможности для
более качественного изучения и усвоения
учебного материала.
Урок «Агроклиматические ресурсы г. Ижевска»
завершает цикл из четырех уроков, каждый из
которых представлен в виде мультимедийного
проекта выполненного в Power Pointе.
Урок № 1 «Климат Удмуртии», урок № 2
«Агроклиматические ресурсы Удмуртии», урок № 3
«Климат г. Ижевска».
Урок № 4 «Агроклиматические ресурсы г. Ижевска»
– закрепление понятия «агроклиматические
ресурсы», конкретизируются знания об
обеспеченности агроклиматическими ресурсами
растений. Для закрепления теоретических знаний
предлагается решение практических задач.
Мультимедийная версия урока находится в Приложении 1.
Структура урока соответствует комбинированному уроку. В уроке выделяют:
1. Повторение –
а) повторение понятия «агроклиматические
ресурсы»,
б) повторение агроклиматического районирования
по сочетанию тепла, влаги, наступлению
заморозков,
г) сконцентрировать внимание учащихся на
принадлежность г. Ижевска к Южному
агроклиматическому району.
Соблюдая ограничение по объему фестивальных
материалов, автор урока не вставил в работу папку
с презентацией «Южный агроклиматический район».
2. Изучение нового материала – организация изучения нового материала в виде работы по слайдам, цель – на основе знаний полученных в теме «Климат г. Ижевска», составить характеристику агроклиматических ресурсов, выяснить, как город ими обеспечен, проследить распределение ресурсов по сезонам года.
3. Закрепление в виде практической работы – при закреплении знаний по теме « Агроклиматические ресурсы г. Ижевска» обучающиеся встречаются с растениями, знакомыми по курсу биологии, им предлагается вспомнить строение, значение, особенности размножения, агротехнику и применить эти знания в решении биологических задач. Закрепление можно организовать и по вариантам, в этом случае лучше использовать карточки. Для практической работы выбраны пищевые растения – свекла как относительно хладостойкое, кабачок – теплолюбивое неморозоустойчивое, кукуруза – теплолюбивое растение с длинным периодом созревания.
4. Домашнее задание – состоит
из двух частей: теоретической – ответы
на вопросы, и практической работы.
Домашнее задание в целях экономии времени лучше
всего раздать в напечатанном виде.
Построение урока предполагает различные варианты его использование. Включение в режим автоматического показа позволяет использовать как презентацию на мероприятиях, посвященных празднованию 250-летию основания г. Ижевска, на уроках географии в 8 классе, как региональный компонент, на биологии в курсе «Ботаника» в 6 классе, при преподавании в 11 классе курса «Общая биология» темы «Лимитирующиеся факторы», а так же можно использовать при организации внеклассного мероприятия.
Предлагаемый урок можно варьировать в зависимости от специфики класса, его учебной успешности, темпов работы, активности обучающихся. При необходимости можно больше времени уделить на повторение темы предыдущего урока, а практическую работу перенести на следующий урок или провести в виде самостоятельного урока.
Для работы с мультимедийным уроком нам требуется:
- Компьютер на основе семейства процессоров Intel Pentium 4, с оперативной памятью в 512 МБ, видеокартой на 256 МБ;
- Операционная система Windows XP (Service pack 2,3);
- 20 ГБ свободного места на винчестере для оптимальной работы системы;
- Программное обеспечение Microsoft office 2003 – программа Power Point, текстовый редактор Word, Ехеl;
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
Для наибольшей эффективности в использовании урока предлагается навигация, которая позволяет передвигаться со слайда на слайд, переходить с оглавления на нужный раздел и обратно, останавливать демонстрацию и запускать вновь.
Организационный момент |
||||||||||
Слайд № |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
Слайды 1, 2 | Объяснение темы и хода урока, постановка цели | Записывают число, тему в тетрадь | ||||||||
Слайд 3 | Ознакомление с системой навигации мультимедийного проекта. | Цель урока фиксируется в тетради | ||||||||
Повторение |
||||||||||
Слайды 4, 5 | Повторение (беседа) по плану. Цель беседы –
г. Ижевск – часть Южного агроклиматического района P.S. При необходимости можно зайти в папку мультимедийных уроков «Климат Удмуртии», «Агроклиматические ресурсы», «Климат г. Ижевска» |
Вывод – г. Ижевск, относится к Южному агроклиматическому району, к его северной части, климат и агроклиматические ресурсы будут сходны. | ||||||||
Изучение нового материала. |
||||||||||
1. Обеспеченность теплом и влагой |
||||||||||
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
Объяснение, собеседование. А.
Количество солнечной радиации – какова причина
такого количества |
По ходу работы составить
характеристику агроклиматических ресурсов,
сделать записи в тетради: А. N солнечной радиации зависит от географической широты – 3800 МДж. Б. Летом солнце выше над линией горизонта, чем зимой, поэтому в это время на поверхность поступает больше тепла |
||||||||
В. Сравните среднегодовые
температуры Удмуртии с ижевскими? Г. Почему в г. Ижевске среднегодовые температуры выше, чем в этой же климатической зоне? Д. Как меняется средняя температура по месяцам? Е. Какова средняя температура за год? Рассчитайте ее Ж. В какие месяцы минимальные температуры в наших условиях считаются аномальными? Чем это опасно? З. В какие месяцы максимальные температуры в наших условиях считаются аномальными? Чем это опасно? |
В. Температуры в г.Ижевске выше,
чем в том же регионе. Г. За счет большего прогрева, потребления тепла природных источников (угля, торфа, дроф) Д. Постепенно, с – на плюс – в апреле месяце, с + до – в октябре. Е. + 2,7оС Ж. Вымерзанием с/х растений З. Выпреванием, вымоканием, последующим вымерзанием, засухой (весенней, летней) |
|||||||||
Слайд 13 | И. В какие месяцы осадков
выпадает больше всего? К. В какие месяцы их меньше всего? Л. Какое количество осадков выпадает всего за год? Рассчитайте. |
И. работа по схеме. К. февраль, март, декабрь Л. – 542 мм |
||||||||
2. Как температуры и осадки определяют жизнедеятельность растений? | ||||||||||
Слайд 14 | 1. Ноябрь, февраль, декабрь,
январь – осадки твердые, количество –29– 44 мм,
ежемесячно – защита от вымерзания 2. Март – минимум осадков, насыщение влагой почвы – за счет таяния снега 3. Апрель – дождевых осадков недостаточно, угроза весенней засухи. 4. Май, июнь – осадков избыточно, угроза вымокания, при возвратных заморозках – вымерзание, 5. В июле – ливневые кратковременные дожди при летней засухи 6. Август – на фоне среднемесячной температуры это количество осадков считается избыточным. Сентябрь, октябрь – достаточное количество влаги при низкой температуре |
|||||||||
3. Обеспеченность агроклиматическими ресурсами по сезонам года | ||||||||||
Слайды 15–23 | Учитель: обеспеченность агроклиматическими ресурсами неодинакова по сезонам года. А как? | Форма деятельности обучающихся – заполнение таблицы «Особенности сезонов года» (Приложение 2) | ||||||||
Социализация | ||||||||||
Слайд 24. | В завершение социализации
учитель организует работу со слайдом 24 (Приложение 1) Вопрос достаточно ли тепла в течении вегетационного периода для произрастания с/х культур? |
Для большинства сельскохозяйственных культур недостаточно? | ||||||||
Вывод по новому материалу |
||||||||||
Слайды 25, 26, 27, 28 | Учитель предлагает обучающимся
сделать вывод, выполнив задание по завершению
предложений. По мере завершения предложения открывается на слайде это положение вывода. 9, 10, 11 – самостоятельно. |
1. Среднегодовая t воздуха – …. 2. Количество осадков за год – …. 3. Дней с положительной температурой – 4. Безморозных дней – … 5. Вегетационных дней с t выше + 15о – 6. Агроклиматическими ресурсами обеспеченность недостаточная и неравномерная – 7. Лучше всего обеспечены теплом и влагой в – …. 8. Весной есть угроза (засухи, заморозков) 9. В начале и конце лета возможность… (вымокания растений, заморозков) 10. В малоснежные зимы возможно… (вымерзание растений) 11. В «теплые» зимы есть вероятность (вымокание, вымерзания растений) |
||||||||
Учитель: Но при правильном использовании ресурсов можно выращивать растения, относящиеся к группе «риска». Приведите примеры | Привести примеры: тыквы, патиссоны, районированные бахчевые; томаты, огурцы ранних сортов | |||||||||
Закрепление полученных знаний (Слайд 29) |
||||||||||
Свекла Слайды 30–33 |
Вопросы учителя: 1. Кто
такие двудольные? |
Устно. Ответы учеников: 1.
Растения, в семенах которых две семядоли. |
||||||||
Кабачок Слайды 34–37 |
1. Какие растения еще имеют
подобный тип плода? 2. Какие растения называют раздельнополыми? 3. Какие растения называют однодомными? |
1. Огурцы, тыква 2. Растения, у которых цветы либо мужские, либо женские 3. Растения, на котором растут и мужские и женские цветы |
||||||||
4. Зачем организму человека нужны
минеральные соли? 5. Зачем нужны витамины? 6. Какую роль играет Fe |
4. Минеральные соли входят в
состав костей 5. Участвуют в обмене веществ 6. Fe входит в состав гемоглобина, участвует в переносе кислорода и углекислого газа. |
|||||||||
В тетради. Решение задачи
слайда №37. 1. Кабачок очень теплолюбивое
растение, молодые растения не выносят даже
легкого похолодания, а тем более, возвратных
заморозков. |
||||||||||
Кукуруза Слайды 38–44 |
Вопросы учителя: 1. У
какого растения тоже плод зерновка? |
Ответы обучающихся: 1.
Пшеницы, ячменя, просо |
||||||||
Общий вывод (можно предложить ученикам, может учитель): Агроклиматические ресурсами г. Ижевск обеспечен недостаточно, распределение по сезонам года неравномерно. Это необходимо учитывать при выращивании растений. | ||||||||||
Домашнее задание (Слайд 45) |
||||||||||
(Слайд 46) Когда нужно сажать кукурузу семенами в грунт? Почему нельзя высевать ее в последнюю декаду мая? Почему даже в июне кукурузе нужен полив? Когда вы будете снимать початки с растения? Почему початки не оставляют на зимнее хранение? Почему кукуруза не вызревает на зерно, даже если лето очень теплое? |
(Слайд 47) Возьмите упаковку от овощных семян (морковь, капуста, горох, бобы и т.д.). Прочитайте на обратной стороне информацию об условиях, посадки, произрастания, ухода за выбранной овощной культурой. Будет ли этот сорт овощей давать большой урожай в наших условиях и почему? Что нужно учитывать при выращивании растений этого сорта в нашем городе? |
При разработки урока автор воспользовался следующей литературой:
- Географический атлас Удмуртской Республики. Москва. ДИК. 2000
- Н.Т. Козлова, И. И. Рысьева. География Удмуртии. Ижевск Удмуртия. 2008
- А.И. Соловьева. Природа Удмуртии. Ижевск. Удмуртия. 1972
- В.В. Туганаев. Природа Ижевска и его окрестностей. Ижевск. Удмуртия. 1998