Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы г. Ижевска"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепление понятия агроклиматические ресурсы;
    • формирование знаний агроклиматических ресурсов г. Ижевска, их распределению по сезонам, обеспеченности ими растений в различные сезоны.
  • Развивающие:
    • применение знаний, полученных на предыдущих уроках: «Климат Удмуртии», «Агроклиматические ресурсы Удмуртии» при изучении темы урока;
    • формирование умения анализировать данные, делать выводы;
    • применение знаний в новой ситуации, умение наблюдать за природой
  • Воспитательные:
    • формирование коммуникативной культуры, воспитание любви к своему краю.

Преподавание предмета краеведения всегда играло большую роль в формировании мировоззрения обучающихся, позволяло лучше узнать свою малую родину, овладеть знаниями, которые в дальнейшем пригодятся в практической деятельности, позволят найти свое место в профессиональном сообществе. Помимо теоретических знаний о своем крае у обучающихся формируются навыки применения этих знаний в решении практических ситуаций.
Преподавание предметной области «Краеведение» предполагает интеграцию знаний. При изучении многих тем требуется применение знаний из географии, биологии, экологии. В восьмом классе обучающиеся изучают курс «Физическая география Удмуртии», с упором на те знания и умения, которые получены при изучении «Физической географии России». К сожалению, учителя, преподающие краеведение не всегда могут использовать наглядный материал из – за его отсутствия или ненадлежащего оформления . Поэтому использование мультимедийных проектов предоставляет дополнительные возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала.

Урок «Агроклиматические ресурсы г. Ижевска» завершает цикл из четырех уроков, каждый из которых представлен в виде мультимедийного проекта выполненного в Power Pointе.
Урок № 1 «Климат Удмуртии», урок № 2 «Агроклиматические ресурсы Удмуртии», урок № 3 «Климат г. Ижевска».
Урок № 4 «Агроклиматические ресурсы г. Ижевска» – закрепление понятия «агроклиматические ресурсы», конкретизируются знания об обеспеченности агроклиматическими ресурсами растений. Для закрепления теоретических знаний предлагается решение практических задач. Мультимедийная версия урока находится в Приложении 1.

Структура урока соответствует комбинированному уроку. В уроке выделяют:

1. Повторение –

а) повторение понятия «агроклиматические ресурсы»,
б) повторение агроклиматического районирования по сочетанию тепла, влаги, наступлению заморозков,
г) сконцентрировать внимание учащихся на принадлежность г. Ижевска к Южному агроклиматическому району.
Соблюдая ограничение по объему фестивальных материалов, автор урока не вставил в работу папку с презентацией «Южный агроклиматический район».

2. Изучение нового материала – организация изучения нового материала в виде работы по слайдам, цель – на основе знаний полученных в теме «Климат г. Ижевска», составить характеристику агроклиматических ресурсов, выяснить, как город ими обеспечен, проследить распределение ресурсов по сезонам года.

3. Закрепление в виде практической работы – при закреплении знаний по теме « Агроклиматические ресурсы г. Ижевска» обучающиеся встречаются с растениями, знакомыми по курсу биологии, им предлагается вспомнить строение, значение, особенности размножения, агротехнику и применить эти знания в решении биологических задач. Закрепление можно организовать и по вариантам, в этом случае лучше использовать карточки. Для практической работы выбраны пищевые растения – свекла как относительно хладостойкое, кабачок – теплолюбивое неморозоустойчивое, кукуруза – теплолюбивое растение с длинным периодом созревания.

4. Домашнее задание – состоит из двух частей: теоретической – ответы на вопросы, и практической работы.
Домашнее задание в целях экономии времени лучше всего раздать в напечатанном виде.

Построение урока предполагает различные варианты его использование. Включение в режим автоматического показа позволяет использовать как презентацию на мероприятиях, посвященных празднованию 250-летию основания г. Ижевска, на уроках географии в 8 классе, как региональный компонент, на биологии в курсе «Ботаника» в 6 классе, при преподавании в 11 классе курса «Общая биология» темы «Лимитирующиеся факторы», а так же можно использовать при организации внеклассного мероприятия.

Предлагаемый урок можно варьировать в зависимости от специфики класса, его учебной успешности, темпов работы, активности обучающихся. При необходимости можно больше времени уделить на повторение темы предыдущего урока, а практическую работу перенести на следующий урок или провести в виде самостоятельного урока.

Для работы с мультимедийным уроком нам требуется:

  • Компьютер на основе семейства процессоров Intel Pentium 4, с оперативной памятью в 512 МБ, видеокартой на 256 МБ;
  • Операционная система Windows XP (Service pack 2,3);
  • 20 ГБ свободного места на винчестере для оптимальной работы системы;
  • Программное обеспечение Microsoft office 2003 – программа Power Point, текстовый редактор Word, Ехеl;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;

Для наибольшей эффективности в использовании урока предлагается навигация, которая позволяет передвигаться со слайда на слайд, переходить с оглавления на нужный раздел и обратно, останавливать демонстрацию и запускать вновь.

Организационный момент

Слайд №
(Приложение 1)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайды 1, 2 Объяснение темы и хода урока, постановка цели Записывают число, тему в тетрадь
Слайд 3 Ознакомление с системой навигации мультимедийного проекта. Цель урока фиксируется в тетради

Повторение

Слайды 4, 5 Повторение (беседа) по плану.

Цель беседы –

  • Повторение понятия «агроклиматические ресурсы».
  • Повторение агроклиматического районирования по сочетанию тепла, влаги, наступлению заморозков.

г. Ижевск – часть Южного агроклиматического района

P.S. При необходимости можно зайти в папку мультимедийных уроков «Климат Удмуртии», «Агроклиматические ресурсы», «Климат г. Ижевска»

Вывод – г. Ижевск, относится к Южному агроклиматическому району, к его северной части, климат и агроклиматические ресурсы будут сходны.

Изучение нового материала.

1. Обеспеченность теплом и влагой

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Объяснение, собеседование.

А. Количество солнечной радиации – какова причина такого количества
Б. Почему в разное время года обеспеченность теплом разная

По ходу работы составить характеристику агроклиматических ресурсов, сделать записи в тетради:
А. N солнечной радиации зависит от географической широты – 3800 МДж.
Б. Летом солнце выше над линией горизонта, чем зимой, поэтому в это время на поверхность поступает больше тепла
В. Сравните среднегодовые температуры Удмуртии с ижевскими?
Г. Почему в г. Ижевске среднегодовые температуры выше, чем в этой же климатической зоне?
Д. Как меняется средняя температура по месяцам?
Е. Какова средняя температура за год? Рассчитайте ее
Ж. В какие месяцы минимальные температуры в наших условиях считаются аномальными? Чем это опасно?
З. В какие месяцы максимальные температуры в наших условиях считаются аномальными? Чем это опасно?
В. Температуры в г.Ижевске выше, чем в том же регионе.
Г. За счет большего прогрева, потребления тепла природных источников (угля, торфа, дроф)
Д. Постепенно, с – на плюс – в апреле месяце, с + до – в октябре.
Е. + 2,7оС
Ж. Вымерзанием с/х растений
З. Выпреванием, вымоканием, последующим вымерзанием, засухой (весенней, летней)
Слайд 13 И. В какие месяцы осадков выпадает больше всего?
К. В какие месяцы их меньше всего?
Л. Какое количество осадков выпадает всего за год? Рассчитайте.
И. работа по схеме.
К. февраль, март, декабрь
Л. – 542 мм
2. Как температуры и осадки определяют жизнедеятельность растений?
Слайд 14 1. Ноябрь, февраль, декабрь, январь – осадки твердые, количество –29– 44 мм, ежемесячно – защита от вымерзания
2. Март – минимум осадков, насыщение влагой почвы – за счет таяния снега
3. Апрель – дождевых осадков недостаточно, угроза весенней засухи.
4. Май, июнь – осадков избыточно, угроза вымокания, при возвратных заморозках – вымерзание,
5. В июле – ливневые кратковременные дожди при летней засухи
6. Август – на фоне среднемесячной температуры это количество осадков считается избыточным.
Сентябрь, октябрь – достаточное количество влаги при низкой температуре
3. Обеспеченность агроклиматическими ресурсами по сезонам года
Слайды 15–23 Учитель: обеспеченность агроклиматическими ресурсами неодинакова по сезонам года. А как? Форма деятельности обучающихся – заполнение таблицы «Особенности сезонов года» (Приложение 2)
Социализация
Слайд 24. В завершение социализации учитель организует работу со слайдом 24 (Приложение 1)
Вопрос достаточно ли тепла в течении вегетационного периода для произрастания с/х культур?
Для большинства сельскохозяйственных культур недостаточно?

Вывод по новому материалу

Слайды 25, 26, 27, 28 Учитель предлагает обучающимся сделать вывод, выполнив задание по завершению предложений.
По мере завершения предложения открывается на слайде это положение вывода.
9, 10, 11 – самостоятельно.
1. Среднегодовая t воздуха – ….
2. Количество осадков за год – ….
3. Дней с положительной температурой –
4. Безморозных дней – …
5. Вегетационных дней с t выше + 15о
6. Агроклиматическими ресурсами обеспеченность недостаточная и неравномерная –
7. Лучше всего обеспечены теплом и влагой в – ….
8. Весной есть угроза (засухи, заморозков)
9. В начале и конце лета возможность… (вымокания растений, заморозков)
10. В малоснежные зимы возможно… (вымерзание растений)
11. В «теплые» зимы есть вероятность (вымокание, вымерзания растений)
Учитель: Но при правильном использовании ресурсов можно выращивать растения, относящиеся к группе «риска». Приведите примеры Привести примеры: тыквы, патиссоны, районированные бахчевые; томаты, огурцы ранних сортов

Закрепление полученных знаний (Слайд 29)

Свекла
Слайды 30–33
Вопросы учителя:

1. Кто такие двудольные?
2. Что такое корнеплод?
3. Какие органические вещества накапливаются в корнеплодах?
4. Что еще готовят из свеклы?

Устно. Ответы учеников:

1. Растения, в семенах которых две семядоли.
2. Видоизмененный главный корень
3. Сахара (углеводы)
4. Борщ, …

Кабачок

Слайды 34–37

1. Какие растения еще имеют подобный тип плода?
2. Какие растения называют раздельнополыми?
3. Какие растения называют однодомными?
1. Огурцы, тыква
2. Растения, у которых цветы
либо мужские, либо женские
3. Растения, на котором растут и мужские и женские цветы
4. Зачем организму человека нужны минеральные соли?
5. Зачем нужны витамины?
6. Какую роль играет Fe
4. Минеральные соли входят в состав костей
5. Участвуют в обмене веществ
6. Fe входит в состав гемоглобина, участвует в переносе кислорода и углекислого газа.
  В тетради. Решение задачи слайда №37.

1. Кабачок очень теплолюбивое растение, молодые растения не выносят даже легкого похолодания, а тем более, возвратных заморозков.
2. В июне достаточно дождей
3. После 10-го июля
4. Не следует:
а) не вызреют (не хватит теплых дней)
б) всходы могут не пережить засуху

Кукуруза
Слайды 38–44
Вопросы учителя:

1. У какого растения тоже плод зерновка?
2. Ради какого вещества выращивают зерна кукурузы?
3. Какое блюдо можно приготовить из крахмала кукурузы или кукурузной крупы?
4. Какое вещество в большом количестве содержится в зерновке «Сливочного нектара»

Ответы обучающихся:

1. Пшеницы, ячменя, просо
2. Крахмала
3. Из крахмала – кисель, из крупы – кукурузную кашу.
4. Глюкоза
В тетради. Решение задачи слайда 44.
1. В начале июня, так чтобы, семена проросли сразу после заморозков.
2. Проростки могут погибнуть от заморозков
3. Кукурузу испаряет много воды – влаголюбивое.
4. В августе.
5. Зерно не дозревает полностью (до восковой спелости).
6. Из-за неполной зрелости зерновок такое зерно быстро портится.

Общий вывод (можно предложить ученикам, может учитель): Агроклиматические ресурсами г. Ижевск обеспечен недостаточно, распределение по сезонам года неравномерно. Это необходимо учитывать при выращивании растений.

Домашнее задание (Слайд 45)

(Слайд 46)
Когда нужно сажать кукурузу семенами в грунт?
Почему нельзя высевать ее в последнюю декаду мая?
Почему даже в июне кукурузе нужен полив?
Когда вы будете снимать початки с растения?
Почему початки не оставляют на зимнее хранение?
Почему кукуруза не вызревает на зерно, даже если лето очень теплое?
(Слайд 47)
Возьмите упаковку от овощных семян (морковь, капуста, горох, бобы и т.д.). Прочитайте на обратной стороне информацию об условиях, посадки, произрастания, ухода за выбранной овощной культурой.
Будет ли этот сорт овощей давать большой урожай в наших условиях и почему?
Что нужно учитывать при выращивании растений этого сорта в нашем городе?

При разработки урока автор воспользовался следующей литературой:

  • Географический атлас Удмуртской Республики. Москва. ДИК. 2000
  • Н.Т. Козлова, И. И. Рысьева. География Удмуртии. Ижевск Удмуртия. 2008
  • А.И. Соловьева. Природа Удмуртии. Ижевск. Удмуртия. 1972
  • В.В. Туганаев. Природа Ижевска и его окрестностей. Ижевск. Удмуртия. 1998