Информационные процессы влияют на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Связано это, в первую очередь, с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В каждой школе есть масса разрозненной информации на бумажных носителях (классные журналы, учебно-методические материалы, приказы и т.д.), и поиск информации сложен для всех – администрации, учителей, учеников. Поэтому так важно организовать в школе единое информационное пространство, которое позволит:
- создать единую для всей школы базу данных (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты);
- предоставить пользователям возможность телекоммуникационного общения между собой и доступа к общим ресурсам;
- обеспечить использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегрирование в единую среду.
Главная цель создания единого образовательного пространства учебного заведения – радикальное повышение эффективности собственно образовательного процесса, включая и процесс управления образовательными учреждениями.
Информационное образовательное пространство реализуется на базе школьной локальной вычислительной сети. «Вписаться» в эту сеть, овладеть компьютерами не так уж трудно и, как показывает практика, это в дальнейшем экономит очень много времени, тем более, что современные операционные системы и программы дружелюбны к пользователю, и сложных психологических барьеров при работе на компьютере, как это было лет 5-8 назад, уже практически не возникает.
В данной работе предпринята попытка создания информационной системы – автоматизированной базы данных «Школа 2» для работы с данными учащихся и учителей.
Целью данной работы является разработка и реализация электронной базы данных, обеспечивающей хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации об учащихся и конкретном классе в целом. Разработка автоматизированной базы данных очень важна для учебного заведения, так как разработанный программный продукт значительно упростит работу секретарю и классным руководителям, а также избавит их от излишнего объёма документации и сделает менее трудоёмкой.
Разработанный программный продукт содержит в себе базу данных, которая объединяет в себе все сведения необходимые для систематизации и упорядочения процесса работы.
В рамках экспериментальной работы в МОУ ТСОШ №2 создана локальная электронная сеть, образующая информационно — аналитическую систему, которая позволяет решить ряд задач:
- обеспечить единое информационное пространство школы с достаточно целесообразными информационными потоками;
- иметь возможность сосредоточить информацию о всех сторонах образовательного процесса в едином банке данных;
- создать условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа с помощью ЭВМ;
- дать возможность оперативного руководства образовательным процессом по результатам деятельности;
- организовать ведение внутришкольного контроля и инспектирования на базе объективных данных анализа.
Созданная и развернутая информационно — аналитическая система школы позволяет:
Администрации
- Вести управление по результатам деятельности.
- Принимать эффективные управленческие решения.
- Четко видеть динамику происходящих в школе изменений.
- Объективно оценивать деятельность педагогических работников.
- Повысить уровень организации управленческого труда.
Педагогическим работникам
- Управлять познавательной деятельностью обучаемых.
- Отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся.
- Принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учащихся.
- Целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.
- Получить доступ к педагогической информации школы.
Представителям учредителя, методическим службам
- Иметь информацию о деятельности школы и ее развитии.
- Корректировать и консультировать администрацию и педагогических работников по конкретным объективным данным итогов образовательного процесса и принимать оперативные управленческие решения.
Учащимся и их родителям, представителям общественности
- Иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса.
- Оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.
Освоение информационно-аналитической системы позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создает резервы для работы в режиме развития.
Методические рекомендации по работе с БД «Школа 2»
1. Технические требования
Персональный компьютер с процессором не ниже P-II
Оперативная память (рекомендуемая) объемом от 128 Мб.
Свободное место на жестком диске не менее 30 Мб.
Операционная система Windows 98; Windows 2000, XP, Millenium, NT.
Минимальное разрешение экрана 800x600.
Программа устанавливается на сервер, пользователи имеют доступ к БД по локальной сети с любого компьютера образовательного учреждения, подключенного к локальной вычислительной сети.
2. Порядок работы с программой
При открытии базы данных «Школа 2» на экране появляется форма-заставка:
В данной форме предлагается сделать выбор: либо работа с данными учащихся или педагогов, либо выбор своей пользовательской формы.
Работа с данными учителей
Для занесения личных дел сотрудников необходимо выбрать меню «Личные дела учителей».
1. Нажмите на кнопку (Переход к новой записи).
2. Заполните вкладки формы: Личные данные, Образование, Адрес, Регистрационные данные, Состав семьи, Нагрузка, Трудовая деятельность, Награды, Воинский учет.
Для создания списков педагогов используй соответствующие кнопки. При этом, если на кнопке изображен принтер, список будет распечатан.
Работа с данными учащихся
При нажатии на главной форме кнопки «Работа с данными учащихся» открывается форма:
Данная форма предоставляет возможность ведения личных дел учащихся, создания и печати списка класса, а также создание и печати справки учащегося.
Для занесения личных дел учащихся необходимо выбрать меню «Личные дела учащихся».
1. Нажмите на кнопку (Переход к новой записи).
2. Заполните вкладки формы: Личные данные, Сведения о родителях, Социальные данные, Внеурочная занятость, Достижения, Успеваемость, Пропуски.
Для создания справки учащегося нажмите кнопку
При этом система запросит необходимые сведения об учащемся (фамилию, имя и класс). После ввода данных об учащемся в диалоговое окно появится справка, которую можно сохранить в документ (Файл –Сохранить …), распечатать (Файл – Печать), закрыть.
Для создания списка класса нажмите кнопку , после чего надо будет ввести в диалоговом окне нужный класс
и соответствующий список будет создан.
Данный список также можно сохранить как текстовый документ, распечатать или закрыть.
Для закрытия формы используется кнопка .
Кнопка «Работа со справочниками» главной формы открывает список справочников, использующихся в программе в качестве списков подстановки: Национальность, Предмет, Образование.
В качестве пользователей в данной программе выделены: заместитель директора по УВР, Классный руководитель, Социальный педагог, Медицинский работник, Родители.
Заместитель директора по УВР имеет возможность работать с документами (тарификация, ОШ-1, сетка часов и т.д.), выполнять запросы, в результате которых получать сведения о количестве учащихся в классе,
Социальный педагог
Социальный педагог работает с информацией о дополнительном образовании учащихся, имеет возможность просматривать и распечатывать списки учащихся из группы риска, многодетных семей, неполных семей и т.п. для этого необходимо нажать на соответствующую кнопку на форме «Социальный педагог».
Кроме того, социальный педагог может выполнять запросы, результатом которых будет подсчет количества детей из неполных семей, многодетных семей и т.д. Данные сведения необходимы для заполнения социального паспорта класса.
Классный руководитель
Классный руководитель работает с данными учащихся своего класса: вносит новые сведения или изменения в личное дело учащегося, вносит сведения о внеурочной занятости школьников, сведения о пропусках и успеваемости по предметам. (кнопка «Личные дела учащихся», соответствующие вкладки). Кроме того, сведения о пропусках учащихся классный руководитель может внести, непосредственно открыв таблицу, выбрав из предложенного списка:
Все таблицы и списки можно также распечатать.
Сведения о расписании класса и учителях, преподающих в классе, можно распечатать, нажав кнопку «расписание уроков класса».
Адреса и телефоны учащихся можно просмотреть при нажатии кнопки «Адресная книга».
Медицинская сестра имеет доступ к данным об учащихся: фамилия, имя, адрес, номер медицинского полиса, группа здоровья и т.д. автоматически создается список класса, также список девочек и мальчиков (общие по школе, а также по году рождения), список детей-инвалидов, детей с хроническим заболеваниями и т.д.
Родители учащихся имеют возможность просмотреть сведения об успеваемости и пропусках детей.
- Защита информации
В представленной базе данных используется гибкий и распространенный способ защиты информации, который называется защитой на уровне пользователей. Этот способ защиты подобен способам, используемым в большинстве сетевых систем. От пользователей требуется идентифицировать себя и ввести пароль, когда они запускаю базу данных.
Устанавливаются следующие учетные записи:
- Администратор
- Директор
- Заместитель
- Социальный педагог
- Классный руководитель
- Медицинская сестра
- Родители.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Информационные технологии управления: учеб. пособие. /Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Карпенко М.П. Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий// Инновации в образовании, 2005, №1, с. 6.
- Касимов И. Информационные технологии в управлении образованием// Педагогическая техника, 2005, №1.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 1990, № 1.
- Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство/Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005. – 406 с.: илл.