Элективный курс "Во саду ли, в огороде…"

Разделы: Химия


Чтоб росли растения,
Нужна им пища – удобрения.

Но что «едят» растения? Ведь в течение своей жизни они вырастают из крошечных семян до высоких деревьев, увесистых корнеплодов или колосьев, полных зерна… И только ли от должного питания зависит хороший урожай? Ответить на эти вопросы поможет элективный курс «Во саду ли, в огороде…».
Данная программа разработана на основе концепции предпрофильной подготовки и Концепции модернизации Российского образования до 2010 года.
Программа рассчитана на учащихся девятых классов, которые осуществляют выбор профиля дальнейшего обучения, призвана помочь ученику оценить свой потенциал, способствовать созданию положительной мотивации обучения на естественнонаучном профиле и профилях смежного плана.
Данный курс является межпредметным, расширяет  знания, умения, навыки учащихся по отношению к государственным образовательным стандартам в области биологии, географии, химии.
Превалирующей в данном курсе является практическая форма обучения: лабораторные, практические работы, работа с образцами, коллекциями, составление проектов, написание рефератов. Программа рассчитана на 12 часов (1 час в неделю); аудиторная нагрузка распределена следующим образом: лекции – 4 часа, практические занятия – 5 часов, защита проектов - 2 часа, резервное время – 1 час.

Цель курса:
Создание мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения.

Задачи курса:

  1. Формирование положительной мотивации обучения на естественнонаучном профиле.
  2. Развитие знаний о единстве и взаимосвязи живой и неживой материи.
  3. Развитие умений решения расчетных задач.
  4. Развитие умений постановки химических опытов.
  5. Развитие навыков обращения с лабораторным оборудованием.

Организация и проведение аттестации учеников
В данной программе предусмотрена как промежуточная, так и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация осуществляется в следующих формах: 1) выполнение тестовых заданий, 2) составлений отчетов о проделанных практических работах, 3) расчет необходимого количества удобрений для внесения на своем дачном участке. Итоговой формой контроля является защита проекта.
Оценочная шкала включает в себя следующие параметры:

  1. отчет о практической работе – 2 балла;
  2. выполнение теста – 5 баллов;
  3. выступление с сообщением, занимательной информацией – 3 балла;
  4. решение расчетных задач – 5 баллов;
  • защита проекта – 10 баллов.

Максимальный балл – 25

По окончании курса учащиеся должны знать:

  1. химический состав клетки;
  2. влияние факторов внешней среды на урожайность сельскохозяйственных и декоративных растений;
  3. свойства почвы и их влияние на урожайность растений;
  4. понятие удобрений, их классификацию, влияние на рост и развитие растений;
  5. средства защиты растений от сорняков и вредителей;
  6. экологически безопасное применение удобрений, гербицидов и стимуляторов роста растений;
  7. охрану труда при работе с химическими веществами.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  1. определять наличие минеральных и органических веществ в растениях;
  2. определять механический состав почвы, ее кислотность, химический состав;
  3. распознавать разные группы удобрения;
  4. решать расчетные задачи;
  5. обращаться с лабораторным оборудованием.

Основное содержание

Содержание курса можно разбить на несколько взаимосвязанных блоков.
Блок 1. Растения и окружающая среда (2 часа).
В данном блоке рассматриваются следующие вопросы: химический состав растительной клетки; макро- и микроэлементы; неорганические и органические вещества; взаимосвязь растений и факторов окружающей среды – почвы, воздуха, влаги. Полученные теоретические знания закрепляются при выполнении лабораторных опытов: «Наличие белков в семени пшеницы», «Наличия жиров в семени подсолнечника», «Наличие углеводов в семени злаковых культур».

Блок 2. Растения и почва (2 часа).
В данном блоке рассматриваются вопросы: свойства почвы – содержание перегноя и его качество, структура и прочность и связанные с этим режим водо-, воздухо- и теплообмена, кислотность; почвенные ресурсы Хакасии. Отработка теоретических знаний осуществляется при выполнении лабораторных опытов: «Механический состав почвы», «Исследование почвенного раствора».

Блок 3. Растения и удобрения (3 часа).
Важнейшие понятия этого раздела программы: удобрения; классификация удобрений по происхождению (минеральные, органические), агрегатному состоянию, по агрохимическому воздействию (прямые, косвенные); роль удобрений; охрана окружающей среды. Практическая работа: «Распознавание разных групп удобрений». Решение расчетных задач.

Блок 4. Химические средства защиты растений от болезней и вредителей, стимуляторы роста (2часа).
Важнейшие понятия этого раздела программы: вредители и болезни растений; способы защиты растений от вредителей и болезней; пестициды – гербициды, бактерициды, зооциды, фунгициды, инсектициды; стимуляторы роста; правила безопасного применения этих химических веществ в сельском хозяйстве.

Итоговое занятиезащита проектов (2 часа).
Резервное время1 час.

Учебно-тематический план курса

Тема занятия Формы учебных занятий  
Лекции Практические работы Семинары и конференции Формы контроля
1 «Скажи мне, из чего ты состоишь, – и я скажу, что тебе нужно» 1 1   Тест, составление схем, таблиц, отчет о пр/р
2 Растения и почва 1 1   Отчет по пр/р
3 Растения и удобрения 1 1   Отчет-исследование
4 «Озадаченные» удобрения   1   Решение задач
5 «Я тебя от болезни укрою» 1 1   Отчет по пр/р
6 Не навреди себе и саду своему     2 Защита проектов
  Итого: 4 5 2  

11 часов (+1 час резерв)

Литература для учащихся

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. («Занимательные уроки»).
  2. Кулюкин А.Н. Школьнику об агрохимии защищенного грунта: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.
  4. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995. (Серия: «Хочу все знать!»).
  5. Рунов Н.Н., Щенев А.В. Кроссворды для школьников. Химия. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Учиться надо весело»).
  6. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1990.

Литература для учителя

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: «Высшая школа», 1998.
  2. Верховский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии, 9 класс. М.: Блик и Ко. 2001.
  4. Ерыгин Д.П., Грабовой А.К. задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы). – М.: Высшая школа, 1989
  5. Пичугина Г.В. Повторяем химии на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.: АРКТИ, 2000. (Методическая библиотека).
  6. Сударкина А.А. и др. Химия в сельском хозяйстве: (Основы агрохимии): Учеб. Пособие по факультатив. курсу для учащихся 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Штремплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.