Проект "Социально-педагогическая поддержка ребенка через взаимодействие семьи и школы"

Разделы: Работа с родителями


В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда приносит позитивные результаты.

Семья – сильнейший фактор воспитания, но сложность ситуации заключается в том, что в привычном понимании “воспитание” как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует.

Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его школьных первых успехов.

Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.

Связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести форму альянса, потому что обоюдным интересом такого союза выступает ребенок – уважаемый школой и любимый родителями. У них общий объект заботы и этот объект обладает тонкой и нежной душой, чуткой и впечатлительной, ранимой и слабой.

Первейшее условие их взаимодействия – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Надо, чтобы в семье ребенку были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.

Значительное место во взаимодействии семьи и школы отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.

Становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащихся как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Именно здесь и реализуется идея школы как школы социально-педагогической поддержки. Установлению партнерских отношений школы и семьи каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует проект “Социально-педагогическая поддержка ребенка через взаимодействие семьи и школы”. Через работу информационного семейного центра, данный проект позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда, врачей, городского центра “Молодая семья” в работе с родителями.

Цель проекта: интеграция усилий семьи и школы в деятельности по изучению, раскрытию и развитию личности ребенка.

Задачи:

  • Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.
  • Компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи
  • Использовать различные методы психолого-педагогической диагностики для выявления особенностей развития и воспитания ребенка в семье.
  • Восполнить дефицит полноценного общения ребенка и родителей

Основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого-педагогического образования родителей:

  1. Диагностика семьи
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через работу “Информационного семейного центра”
  1. Психолого-педагогические консультации городского центра “Молодая семья”

Дя родителей начальной школы:

  • Педагогика Любви и Свободы — философия семейного воспитания
  • Важней всего — погода в доме (духовно-нравственная атмосфера семьи)
  • Этика и методология полового воспитания
  • Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка. Формирование эмоционального неблагополучия
  • Влияние воспитательного потенциала семьи на личностное и эмоциональное благополучие ребенка
  • Проблемы адаптации. Как помочь ребенку?
  • Общаться с ребенком. Как?
  • Мотивы плохого поведения школьника. Как помочь?
  • В семье первоклассник
  • Как помочь ребенку учиться?
  • Искусство любить
  • Эмоциональные ресурсы здоровья
  • Что значит быть здоровым
  • Как наше мышление помогает нам решать конфликты
  • Как быть уверенным в себе родителем
  • умеем ли мы общаться со своими детьми?

Для родителей средней и старшей школы:

  • Наши дети — будущие родители
  • Педагогика Любви и Свободы — философия семейного воспитания
  • Важней всего — погода в доме (духовно-нравственная атмосфера семьи)
  • Этика и методология полового воспитания
  • Искусство любить
  • Эмоциональные ресурсы здоровья
  • Что значит быть здоровым
  • Как наше мышление помогает нам решать конфликты
  • Как быть уверенным в себе родителем
  • Умеем ли мы общаться со своими детьми?
  • Как общаться с подростком
  • Нестандартные пути решения проблем и ситуаций
  • Законы образования вредных привычек
  1. Консультации школьного психолога начального, среднего и старшего звена.
  2. Консультации социального педагога (по субботам)
  3. Лекторий по вопросам репродуктивного здоровья и профилактике социально-значимых заболеваний врачами-специалистами (с привлечением родителей, работающих врачами по данному направлению)
  4. Групповые и индивидуальные тренинги для родителей и учащихся специалистами городского центра “Молодая семья”, районного социально- реабилитационного центра “Журавушка”.
  5. Библиотека психолого-педагогической литературы
  6. Видеотека “Смотрим всей семьей”
  7. Медиаресурсы по проблемам воспитания
  8. Юридическая библиотека для родителей
  1. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
  1. Традиционные родительские собрания с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся:

1 КЛАСС

  • Организационное собрание
  • Трудности адаптации первоклассников к школе
  • Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии
  • Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников
  • Итоговое собрание

2 КЛАСС

  • Организационное собрание.
  • Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания
  • Как воспитывать у ребенка любовь к книге
  • О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
  • Итоговое собрание

3 КЛАСС

  • Организационное собрание
  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
  • Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
  • Наказание и поощрение в семье
  • Итоговое собрание

4 КЛАСС

  • Организационное собрание
  • Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
  • Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.
  • Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.
  • Итоговое собрание

5 КЛАСС

  • Организационное собрание
  • Трудности адаптации пятиклассников к школе
  • Телевидение и пятиклассник
  • О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
  • Итоговое собрание

6 КЛАСС

  • Организационное собрание.
  • Первые проблемы подросткового возраста.
  • Компьютер в жизни школьника
  • Положительные эмоции и их значение в жизни человека
  • Итоговое собрание

7 КЛАСС

  • Организационное собрание.
  • Половое развитие и методы полового воспитания.
  • О родительском авторитете
  • Нравственные уроки моей семьи.
  • Итоговое собрание

8 КЛАСС

  • Организационное собрание.
  • Жизненные цели подростка
  • Как помочь подростку обрести уверенность в себе
  • Проблема вредных привычек у подростков.
  • Итоговое собрание

9 КЛАСС

  • Организационное собрание.
  • Профессиональное самоопределение подростков.
  • ЕГЭ. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
  • Правовое воспитание подростков в школе и семье
  • Итоговое собрание

10 КЛАСС

  • Организационное собрание
  • Психофизиологические особенности раннего юношества
  • Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
  • Социально-значимые заболевания и развивающийся организм
  • Итоговое собрание

11 КЛАСС

  • Организационное собрание
  • Взаимодействие и общение детей и родителей
  • Профессии, которые выбирают наши дети
  • Как помочь ребенку успешно сдать экзамены
  • Итоговое собрание
  1. Совет школы
  2. Школьный родительский комитет
  3. День открытых дверей
  4. Открытые уроки
  1. Участие родителей во внеурочной деятельности.
  1. Традиционные совместные мероприятия родителей, учащихся и учителей по параллелям:
  • 1 класс – “День рождения класса”
  • 2 класс – “В гостях у книги” (инсценировка произведений русских писателей)
  • 3 класс – Традиции нашей семьи
  • 4 класс - “На балу у Золушки”
  • 5 класс – “Классный саммит”
  • 6 класс – “У походного костра”
  • 7 класс – “Лесенка достижений”
  • 8 класс – КВН (родители, учащиеся, учителя)
  • 9 класс - Дебаты на тему “Подростковый возраст: любят ли нас родители?”
  • 10 класс – вечер “Диалог времен”
  • 11 класс – “Школьные годы чудесные…” (Школьные годы глазами родителей и детей)
  1. Творческие гостиные (представление семейного хобби, достижений детей и родителей)
  2. Спортивные мероприятия (турнир по мини-футболу и баскетболу с участием пап, семейные “Веселые старты”)
  3. На базе школьного музея “Нижегородская старина” традиционные праздники “Круг светлых дней” (Покров, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица)
  4. Общешкольные мероприятия (День города, День пожилого человека, День толерантности, День Матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы)
  5. Субботники
  6. Социальное проектирование (“Школьное радио”, Создание информационного центра, “Школьная газета”, “Родительский патруль”, проект по озеленению школьной территории)
  7. Экскурсионные поездки

Проект “Социально-педагогическая поддержка ребенка через взаимодействие семьи и школы” открывает новые возможности для создания условий для развития каждого ученика как гармонично-развитой, успешной личности, обогащенной научными знаниями, с гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства на основе конструктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса (ученик, учитель, родитель).