В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда приносит позитивные результаты.
Семья – сильнейший фактор воспитания, но сложность ситуации заключается в том, что в привычном понимании “воспитание” как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует.
Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его школьных первых успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.
Связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести форму альянса, потому что обоюдным интересом такого союза выступает ребенок – уважаемый школой и любимый родителями. У них общий объект заботы и этот объект обладает тонкой и нежной душой, чуткой и впечатлительной, ранимой и слабой.
Первейшее условие их взаимодействия – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Надо, чтобы в семье ребенку были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.
Значительное место во взаимодействии семьи и школы отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.
Становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащихся как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Именно здесь и реализуется идея школы как школы социально-педагогической поддержки. Установлению партнерских отношений школы и семьи каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует проект “Социально-педагогическая поддержка ребенка через взаимодействие семьи и школы”. Через работу информационного семейного центра, данный проект позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда, врачей, городского центра “Молодая семья” в работе с родителями.
Цель проекта: интеграция усилий семьи и школы в деятельности по изучению, раскрытию и развитию личности ребенка.
Задачи:
- Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.
- Компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи
- Использовать различные методы психолого-педагогической диагностики для выявления особенностей развития и воспитания ребенка в семье.
- Восполнить дефицит полноценного общения ребенка и родителей
Основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого-педагогического образования родителей:
- Диагностика семьи
- Психолого-педагогическое просвещение родителей через работу “Информационного семейного центра”
- Психолого-педагогические консультации городского центра “Молодая семья”
Дя родителей начальной школы:
- Педагогика Любви и Свободы — философия семейного воспитания
- Важней всего — погода в доме (духовно-нравственная атмосфера семьи)
- Этика и методология полового воспитания
- Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка. Формирование эмоционального неблагополучия
- Влияние воспитательного потенциала семьи на личностное и эмоциональное благополучие ребенка
- Проблемы адаптации. Как помочь ребенку?
- Общаться с ребенком. Как?
- Мотивы плохого поведения школьника. Как помочь?
- В семье первоклассник
- Как помочь ребенку учиться?
- Искусство любить
- Эмоциональные ресурсы здоровья
- Что значит быть здоровым
- Как наше мышление помогает нам решать конфликты
- Как быть уверенным в себе родителем
- умеем ли мы общаться со своими детьми?
Для родителей средней и старшей школы:
- Наши дети — будущие родители
- Педагогика Любви и Свободы — философия семейного воспитания
- Важней всего — погода в доме (духовно-нравственная атмосфера семьи)
- Этика и методология полового воспитания
- Искусство любить
- Эмоциональные ресурсы здоровья
- Что значит быть здоровым
- Как наше мышление помогает нам решать конфликты
- Как быть уверенным в себе родителем
- Умеем ли мы общаться со своими детьми?
- Как общаться с подростком
- Нестандартные пути решения проблем и ситуаций
- Законы образования вредных привычек
- Консультации школьного психолога начального, среднего и старшего звена.
- Консультации социального педагога (по субботам)
- Лекторий по вопросам репродуктивного здоровья и профилактике социально-значимых заболеваний врачами-специалистами (с привлечением родителей, работающих врачами по данному направлению)
- Групповые и индивидуальные тренинги для родителей и учащихся специалистами городского центра “Молодая семья”, районного социально- реабилитационного центра “Журавушка”.
- Библиотека психолого-педагогической литературы
- Видеотека “Смотрим всей семьей”
- Медиаресурсы по проблемам воспитания
- Юридическая библиотека для родителей
- Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
- Традиционные родительские собрания с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся:
1 КЛАСС
- Организационное собрание
- Трудности адаптации первоклассников к школе
- Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии
- Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников
- Итоговое собрание
2 КЛАСС
- Организационное собрание.
- Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания
- Как воспитывать у ребенка любовь к книге
- О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
- Итоговое собрание
3 КЛАСС
- Организационное собрание
- Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
- Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
- Наказание и поощрение в семье
- Итоговое собрание
4 КЛАСС
- Организационное собрание
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
- Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.
- Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.
- Итоговое собрание
5 КЛАСС
- Организационное собрание
- Трудности адаптации пятиклассников к школе
- Телевидение и пятиклассник
- О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
- Итоговое собрание
6 КЛАСС
- Организационное собрание.
- Первые проблемы подросткового возраста.
- Компьютер в жизни школьника
- Положительные эмоции и их значение в жизни человека
- Итоговое собрание
7 КЛАСС
- Организационное собрание.
- Половое развитие и методы полового воспитания.
- О родительском авторитете
- Нравственные уроки моей семьи.
- Итоговое собрание
8 КЛАСС
- Организационное собрание.
- Жизненные цели подростка
- Как помочь подростку обрести уверенность в себе
- Проблема вредных привычек у подростков.
- Итоговое собрание
9 КЛАСС
- Организационное собрание.
- Профессиональное самоопределение подростков.
- ЕГЭ. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
- Правовое воспитание подростков в школе и семье
- Итоговое собрание
10 КЛАСС
- Организационное собрание
- Психофизиологические особенности раннего юношества
- Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
- Социально-значимые заболевания и развивающийся организм
- Итоговое собрание
11 КЛАСС
- Организационное собрание
- Взаимодействие и общение детей и родителей
- Профессии, которые выбирают наши дети
- Как помочь ребенку успешно сдать экзамены
- Итоговое собрание
- Совет школы
- Школьный родительский комитет
- День открытых дверей
- Открытые уроки
- Участие родителей во внеурочной деятельности.
- Традиционные совместные мероприятия родителей, учащихся и учителей по параллелям:
- 1 класс – “День рождения класса”
- 2 класс – “В гостях у книги” (инсценировка произведений русских писателей)
- 3 класс – Традиции нашей семьи
- 4 класс - “На балу у Золушки”
- 5 класс – “Классный саммит”
- 6 класс – “У походного костра”
- 7 класс – “Лесенка достижений”
- 8 класс – КВН (родители, учащиеся, учителя)
- 9 класс - Дебаты на тему “Подростковый возраст: любят ли нас родители?”
- 10 класс – вечер “Диалог времен”
- 11 класс – “Школьные годы чудесные…” (Школьные годы глазами родителей и детей)
- Творческие гостиные (представление семейного хобби, достижений детей и родителей)
- Спортивные мероприятия (турнир по мини-футболу и баскетболу с участием пап, семейные “Веселые старты”)
- На базе школьного музея “Нижегородская старина” традиционные праздники “Круг светлых дней” (Покров, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица)
- Общешкольные мероприятия (День города, День пожилого человека, День толерантности, День Матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы)
- Субботники
- Социальное проектирование (“Школьное радио”, Создание информационного центра, “Школьная газета”, “Родительский патруль”, проект по озеленению школьной территории)
- Экскурсионные поездки
Проект “Социально-педагогическая поддержка ребенка через взаимодействие семьи и школы” открывает новые возможности для создания условий для развития каждого ученика как гармонично-развитой, успешной личности, обогащенной научными знаниями, с гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства на основе конструктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса (ученик, учитель, родитель).