«Когда ребята поймут связь математики с другими отраслями знаний, математика оживет, будет увлекать, из трудного предмета превратится в отрасль знания»
Н.К.Крупская
Цели урока:
- Найти способы решения задач различного уровня сложности
- С помощью знаний по информатике проверить истинность производимых вычислений.
- Уметь самостоятельно анализировать, выбирать оптимальный способ решения.
- Стимулирование интереса учащихся к данной теме и к данным дисциплинам.
- Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
- Развитие мышления, умение применять полученные знания при решении задач.
Технология: личностно-ориентированная,проблемное обучение, информационные технологии в учебном процессе.
Методы обучения:
- беседа, объяснение;
- доказывали, обосновывали, применяли
- Практические: тест, практические задания.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, доска.
Подготовительный этап
- Учащимся на парты раздаются ИУП (индивидуальный ученический пакет) с разными дифференцированными заданиями (Приложение 1).
- Заранее планируются группы теоретиков и экспериментаторов
- На парты выдаются оценочные листы, в которые в ходе урока будут заносится оценки, полученные за выполненные задания (Приложение 2).
- На демонстрационном экране нужно подготовить презентацию урока (Приложение 3).
План урока:
- Тест «Криволинейная трапеция и всё о ней»
- Решение нестандартных задач при вычислении площади криволинейной трапеции.
- Вычисление площади криволинейной трапеции методом прямоугольников.
- Теоретико-компьютерный эксперимент.
- Выводы.
ХОД УРОКА
Организационный момент. (Урок ведется двумя учителями)
Приветствие учителей, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
Учитель:
Легче найти доказательство, приобретя
сначала некоторое понятие о том, что мы ищем, чем
искать такое доказательство без всякого
предварительного знания. Архимед.
Ребята, сегодня у нас урок – решение задач по
теме «Вычисление площади криволинейной
трапеции». Повторим основные определения и
понятия раздела «Первообразная и интеграл»:
криволинейной трапеции, неопределенного и
определенного интегралов, геометрический смысл
определенного интеграла, вычислим площади
плоских фигур, составим программы для частных
случаев и проведем сравнительный анализ
полученных значений группой теоретиков и
группой практиков. На партах лежат оценочные
листы, ИУП. Запишите Ф.И. и после выполнения
заданий результат заносите в этот лист.
Оценочный лист
Ф.И. | Название задания | Общие баллы | Количество баллов |
Тест «Криволинейная трапеция и все о ней…» | |||
Решение нестандартных задач при вычислении площади криволинейной трапеции. | |||
Теоретико-компьютерный эксперимент. | |||
Оценка за урок |
Этап 1. Тест «Криволинейная трапеция и все о ней…»
1. В слайде «План работы» щелкнуть мышкой по
гиперссылке «Криволинейная трапеция и
всё о ней…» (Слайд №14) и ответить на вопросы.
2. Результат занесите в оценочный лист. (Возврат к
слайду №4)
Этап 2. Решение нестандартных задач (Слайд №5).
1. В слайде «План работы» щелкнуть мышкой по
гиперссылке «Решение нестандартных задач».
Работа выполняется в тетрадях, где записываются
формулы для нахождения площади той или иной
криволинейной фигуры. Затем обмениваетесь
тетрадями и проверяем у доски.
2. Оценки заносите в оценочный лист.
Учитель. Мы повторили понятия криволинейной трапеции, неопределенного и определенного интегралов.
- Что такое криволинейная трапеция.
- Определение неопределенного интеграла.
- Понятие определенного интеграла.
- В чем состоит геометрический смысл определенного интеграла.
Этап 3. Теоретическое обоснование составления программы на языке программирования (Слайды №6–9).
- Учитель объясняет основные моменты, которые нужно учесть при составлении программы.
- Перед учащимися ставится проблема – как можно вычислить площадь криволинейной трапеции с помощью знаний по информатике. Составляется алгоритм. Предлагается написать программу на языке программирования, используя составленный алгоритм (Слайд №9)
- Возврат к слайду №4
Этап 4. Применение знаний при решении задач
Часто вы задаете вопросы: для чего нужны
интегралы, производные, дифференциалы?
Оказывается, с помощью определенного интеграла
можно вычислять площади криволинейных фигур, т.к.
эта задача всегда сводится к вычислению площадей
криволинейных трапеций.
Понятие определенного интеграла широко
применяется для вычисления различных
геометрических и физических величин.
- Откройте ИУП, в котором находится вариант задания и приступайте к вычислению. Причем теоретики вычисляют значение интеграла по формуле Ньютона-Лейбница, а практики составляют программы и проверяют их на компьютере.
- Результаты вычислений заносятся на доске в таблицу
№ варианта |
Задание |
Значение по формуле Ньютона-Лейбница |
Компьютерный эксперимент |
||
1 значение |
2 значение |
3 значение |
|||
1 вариант |
1 задание | ||||
2 задание |
- Сравниваются полученные результаты и анализируются.
- Полученные оценки заносятся в оценочный лист.
Этап 5. Выводы
- Ученики сами делают вывод.
Учитель. Вот и подошел к концу наш
урок. А чтобы вы закрепили знания, которые
получили на уроке, щелкните мышкой по кнопке «Домашнее
задание» и запишите его.
Ну, кто говорил, что всё сложно и постичь это всё
невозможно, Всё оказалось доступным, полезным, а
также достаточно интересным.
Рефлексия
Считаете ли вы, что данный урок эффективен? В
чем его эффективность? Какую пользу лично для
себя вы извлекли из информации полученной на
занятии?
Какие у вас будут пожелания при дальнейшем
проведении подобных занятий?
Учитель. Спасибо за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. Сдав оценочный лист, вы все получите оценку за урок.