Проект "Москва деревянная в словах и выражениях". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели <Приложение. Слайд 2>:

  1. Помочь учащимся глубже понять исторический материал.
  2. Познакомить ближе учащихся с новыми терминами и понятиями из истории древней Москвы.
  3. Дать представление учащимся о том, из чего строили дома в древней Москве, этимологию (происхождение) слова “изба”, какие были избы, какие постройки еще делали из дерева.
  4. Помочь создать художественный образ дома (избы) с помощью различных материалов на разных предметах для самовыражения каждого учащегося в процессе коллективной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Активизировать словарный запас учащихся новыми (древнерусскими) словами.
  2. Развивать творческие способности в разных видах деятельности.
  3. Формировать умение выбирать, компоновать и оформлять информацию, подобранную дома и подготовленную на уроках по различным предметам в общий проект.
  4. Формировать умение представлять свою работу.

Межпредметные связи: москвоведение (окружающий мир), информационные технологии, трудовое обучение, ИЗО, занятия по ЛЕГО – конструированию. <Приложение. Слайд 3>

Продолжительность – 1 четверть.

Временные затраты:

Урочное время: москвоведение – 6 ч., труд – 4 ч., ИЗО – 4 ч., инф. техн. – 6 ч.

Внеурочное время: ЛЕГО – конструирование – 4 ч., инф.техн.– 6 ч., экскурсии 4 – 6 ч., поготовка – 20 ч.

Ресурсы:

Оборудование: ПК, сканер, принтер, конструктор ЛЕГО.

Участники: учитель начальных классов, учитель информатики, ученики 4-го класса.

Организация деятельности: групповая работа на уроках москвоведения, трудового обучения, индивидуальная и фронтальная работа за ПК, два учителя в классе на интегрированных уроках инф. технологий и окружающего мира (москвоведения).

Раздаточный материал: пластилин, краски, кисточки, бумага, картон.

Организация классного пространства: работа в группах на уроках труда.

Система оценивания, подведение итогов проекта: традиционная система оценивания за полноту и своевременность выполнения работы, выбор лучших работ для создания книги – справочника и оформление в общий проект странички учащихся с их работами, мини- презентация в классе, зачетная система по итогам защиты проекта (презентация на школьном конкурсе проектов).

Итог проекта.

В результате проекта были созданы:

– сборник о древней Москве, в виде словаря-справочника, как в электронном виде, так и в печатном; <Приложение. Слайд 9>

– макет усадьбы москвича из пластилина;

– ЛЕГО – конструкции;

– макет древнего деревянного города на основе уже полученных знаний о Древней Москве.

<Слайд 10>

План работы над проектом.

II. Разработка проектного задания.

1. Предварительная подготовка. Подбор справочных материалов, художественной литературы, журналов о древней Москве.

2. Выбор темы проекта.

На уроке москвоведения “Сказание о начале Москве” учитель предлагает детям тему для проекта “Москва деревянная”.

3. Выделение подтем проекта . Затем учитель предлагает учащимся разбить данную тему на подтемы, соответствующие темам уроков москвоведения (с. 9–25 учебника).

<Слайд 4>

  1. Деревянные дома москвичей.
  2. Московские улицы и мосты.
  3. Мельницы и бани.
  4. Обустройство московского деревянного дома:
    а) Русская печка.
    б) Красный угол
    в) Мебель в доме.
  5. Посуда в московском доме.
  6. Освещение в доме и борьба с пожарами.
  7. Деревянные усадьбы и дворцы. Царский дворец Коломенское.

4. Выбор форм оформления работы

Учащимся предлагается сделать свою страничку на компьютере по своей теме, сделать предметные рисунки самим или сканировать из различных источников, вылепить из пластилина или сконструировать из бумаги, смоделировать из конструктора ЛЕГО.

II. Разработка проекта

На различных уроках и занятиях по ЛЕГО-конструированию учитель направляет поисковую деятельность ребят, взаимодействуя с ними и помогая найти нужную информацию.

– На первых уроках москвоведения: “В каких домах жили москвичи?”, “Как был сделан деревянный дом?” учащиеся узнали, почему москвичи строили свои дома из дерева, что значит “срубить” дом, из какой древесины строили дома для прочности, тепла и долговечности. Познакомились с такими новыми словами и понятиями, как “лемех”, “лицо дома”, “лобяк”, “уши”, “глаза” дома. Ребята узнали, почему деревянный дом называли избой, о происхождении (этимологии) этого слова, какие были избы, что значит “топить по-черному” и какие окна называли красными, а какие волоковыми .

– На уроках ИЗО учащиеся рисуют бревенчатый дом.<Приложение. Слайд 6>

– На уроках труда лепили из пластилина простую избу и дом богатого москвича.

– На занятиях по ЛЕГО-конструированию строили богатые дома и курные избы.

<Слайд 7>

– На уроке информационных технологий обозначали все части дома (древнерусские названия окон, крыши, кровли и др.).

– На следующих уроках москвоведения: “Мостовые. Бани. Мельницы. Колодцы” учащиеся узнали, какие постройки, кроме жилых домов, делали москвичи из дерева. Ребята познакомились с такими понятиями, как: “мостовые”, “мостовые головы”, “живые мосты”, “журавец”, узнали, что такое Лубяной торг.

– На уроках трудового обучения учились делать из пластилина (как из бревен) мельницы, бани, колодец – журавец.

– На занятиях Лего – конструирования ребята строили мельницу, баню и колодец.

– На уроках информационных технологий пытались на ПК воссоздать “живой мост”, показав его функциональное назначение. <Слайд 5>

– Следующей темой на уроках москвоведения была “Обустройство московского деревянного дома”: “профессии” русской печки, чем была печь для русского человека, обычаи и обряды у печи и знакомство с домовым (“хозяинушкой”).

– На уроках инф. технологий учащиеся учились озвучивать домовенка и “оживлять” его с помощью задания программы для “черепашки”.

– На уроках ЛЕГО – конструирования строили печку.

– На уроках москвоведения учащиеся узнали, что такое “красный угол”. Ребята познакомились с такими новыми для многих словами и понятиями, как святое место, божница, набожники, Иконный терем, иконописцы; узнали, как делали иконы; узнали, какая мебель была у москвичей в те времена: стол, скамья, лавки, сундук, рундук, полати.

– На уроках инф. технологий учащиеся на ПК выполняли такое задание: “Нарисуй и расставь мебель в доме”.

– Далее на уроках москвоведения учащиеся узнали, “Из какой посуды ели москвичи”. Узнали, что посуду делали из глины, а ложки вырезали из деревянных чурочек. Ребята пополнили свой словарный запас новыми словами: мастер – ложкарь, “бились баклуши”, подмастерья, ковш, кубки, чарки, братина, кружки, плошки, “общий горшок”, кувшины и др.

– На уроках труда и ИЗО рисовали посуду и лепили из пластилина.

– На уроках информ.технологий выполняли проверочную работу в виде игры: “Накрой на стол у древнего москвича”, убрав лишнюю посуду. Таким образом, изучив данную тему на москвоведении, ребята должны были отделить древнюю посуду от современной.

– На следующих уроках москвоведения ребята познакомились с тем, как освещались дома москвичей, и как они боролись с пожарами. Ребята узнали, что такое лучина и светцы, люстры-паникадила.

Побывав в Музеи Истории города Москвы, ребята собственными глазами увидели колодец – журавец, где и как хранили свою посуду москвичи, увидели светцы с лучиной и узнали, как москвичи спасали от пожаров свои дома, свое имущество.

– И последней заключительной темой была тема “Деревянная усадьбы и дворцы. Царский дворец Коломенское”.

В Музеи Истории города Москвы ребята увидели макет усадьбы и подробно узнали, какие постройки возводили во дворе. Узнали, как и чем отличались усадьбы ремесленников от усадьб богатых москвичей. <Слайд 8>

– Много нового и интересного узнали ребята, побывав в Музеи – усадьбе Коломенское, и поделились своими знаниями на уроке москвоведения о Царском дворце в Коломенском.

– На уроках ИЗО ребята рисовали архитектурные памятники, в том числе и Коломенское.

III. Оформление проекта.

Выбор лучших работ для создания книги – справочника. Оформление в общий проект каждой странички учащихся с их работами, фотографиями, рисунками. <Приложение. Слайд 9>

IV. Мини-презентация в классе: на уроке информ. технологий учащиеся показывают свою страничку в словаре и кратко о ней рассказывают.

V. Рефлексия. Учитель и учащиеся осуществляют самооценку своей деятельности в создании проекта: обсуждение удачных страничек; обсуждение неудач и ошибок, и способов их ликвидации.

VI. Защита проекта. Презентация проекта на школьном конкурсе проектов.

Что нового внесли дети в проект: учащиеся предложили сделать макет усадьбы москвича из пластилина, на уроках изобразительного искусства, изучая деревянное зодчество и древние города России, ребята решили сделать макет древнего деревянного города на основе уже полученных знаний о Древней Москве.

Итогами проекта можно считать, что каждый ученик был включен в групповые формы учения, совместную деятельность, которые формируют навык коммуникации, навык группового взаимодействия. Многообразные формы поисковой мыслительной деятельности внесли продуктивные изменения в строении знаний учащихся и в способах их усвоения, что в свою очередь ведет к развитию разнообразных форм мышления и обогащению интеллекта ребенка. Самым важным моментом было – научить детей понимать друг друга и принимать такими, какие они есть, несмотря на то, что каждый из них раскрыл свои творческие способности по-разному.

Рекомендации для других учителей: т.к. сегодня не во всех школах есть отдельный предмет, москвоведение, и он интегрируется с окружающим миром, то выбрав эту тему для проекта, тем самым мы помогаем учащимся глубже понять исторический материал. Проект можно использовать в дальнейшем, после его защиты, в другом классе и с другими детьми, на различных уроках.